Прогноз миграционного обмена России со странами СНГ
и Балтии
При прогнозировании миграционного обмена России со странами
СНГ и Балтии на ближайшие пять лет (2002-2006) были приняты три
сценария, различающиеся темпами экономического развития России и
новых независимых государств, уровнем политической стабильности
на постсоветском пространстве. Все эти варианты - "стихийные",
сценарий государственного стимулирования притока иммигрантов в Россию
не рассматривался.
Это объясняется тем, что Россия, по нашему мнению, пока
не готова к такому стимулированию ни экономически, ни психологически.
Широко распространено мнение, что привлечение миграционного потенциала
соотечественников не требует существенных вложений. Министр по делам
федерации, национальной и миграционной политики России А. Блохин,
например, заявил недавно: "именно в этом мобильном потенциале,
обустройство которого потребует минимальных затрат, заинтересована
Россия". Логика министра такова: во-первых, иммигранты располагают
определенными средствами, во вторых, большинство из них (80%) не
обращаются в миграционные службы, а сами обустраиваются в России
8.
Но какой резон обращаться за помощью, зная, что эти
жалкие крохи не стоят времени, затраченного на их получение? И так
ли уж малы действительные "минимальные затраты"?
По расчетам, самого же ведомства, возглавляемого А.
Блохиным, стоимость создания одного рабочего места составляет не
менее 60 тысяч рублей в ценах 2001 года, стоимость строительства
1 кв. м общей площади жилья - 4,4 тысячи рублей в ценах на 1.01.2001
г. 9.
Нетрудно подсчитать, что только для трудового и жилищного обустройства
1 миллиона иммигрантов необходимо затратить 102 млрд. рублей, в
том числе 79 млрд. на жилье и 23 млрд. рублей на создание рабочих
мест (из расчета 1,5 рабочего места на семью). Это больше, чем расходы
федерального бюджета на образование, здравоохранение, фундаментальные
исследования, культуру и искусство вместе взятые.
Очевидно, что лишних 3,5 млрд. долларов в бюджете России
в обозримом будущем не будет, а ведь потребуются еще затраты на
социальное обеспечение иммигрантов, их медицинское обслуживание,
образование и т.д. Так что ни о какой целенаправленной и широкомасштабной
миграционной политике России по привлечению соотечественников из
стран СНГ и Балтии не может быть и речи в ближайшие годы. (Хотя
стимулирование притока иммигрантов, на порядок меньшего, нельзя
исключать). Ликвидация Правительственной комиссии по миграционной
политике и отказ от Федеральной миграционной программы (2001 г.)
символичны: исполнительная власть не числит миграционную политику
в числе приоритетов своей деятельности.
|