Изменение структуры профессиональной подготовки российской
молодежи
"Структурная перестройка системы профессиональной подготовки
отражает смещение основных отраслевых пропорций, вызванное стагнацией
производственного сектора. Так, в 90-е годы удельный вес подготовки
специалистов с высшим образованием для отраслей промышленности,
строительства и сельского хозяйства сократился с 45% до 40,2%, а
для отраслей непроизводственной сферы он возрос с 50,4% до 55,3%.
В подготовке специалистов среднего звена произошли менее заметные
изменения. Доля их подготовки для промышленности, строительства
и сельского хозяйства возросла с 47,4% до 51%, а для отраслей непроизводственной
сферы сократилась с 45,4% до 41,3%. В подготовке рабочих кадров
вслед за перестройкой экономики произошли изменения, способные оказать
на нее ответное негативное влияние в ближайшей перспективе. Так
за 1990-1998 годы доля подготовки рабочих для производственной сферы
сократилась с 83,3% до 47,6%, а для непроизводственной - возросла
с 9% до 18,8%".
Отраслевая структура подготовки молодых рабочих
и специалистов в России.
1990 и 1998 годы
Россия 99. Социально-демографическая ситуация.
Под ред. Н.М. Римашевской. М., 2000, с. 113-120.
Вопрос
Демоскопа
По данным ЮНЕСКО, в конце 80-х годов структура профессионального
образования в СССР существенно отличалась от соответствующей структуры
в других развитых странах, более богатых и благополучных. Вот соответствующие
данные.
Доля учащихся по отраслям знания, 1988 год, в
процентах
|
Отрасли знания
|
Образование (педагогика и подготовка преподавателей
|
Гумани-тарные науки
|
Право и общест-венные науки
|
Естественные, технические и сельскохо-зяйственные
науки
|
Медицина
|
СССР
|
19
|
14
|
7
|
52
|
7
|
ФРГ
|
4
|
15
|
29
|
36
|
13
|
Великобритания
|
8
|
13
|
29
|
29
|
14
|
Швеция
|
10
|
14
|
28
|
28
|
13
|
Япония
|
9
|
19
|
38
|
23
|
6
|
Источник: Доклад о положении дел в области
образования в мире за 1991 год.
ЮНЕСКО, 1991, Таблица 9 Приложения.
Из приведенной таблицы следует, что структура советского
профессионального образования отличалась от его структуры в других
странах прежде всего намного более высокой долей изучавших естественные,
технические и сельскохозяйственные науки, то есть готовивших себя
к работе в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве или
их научном обслуживании. Доля же готовившихся к работе в "непроизводственной
сфере", например, в медицине, юриспруденции, экономических и других
общественных науках, культуре, искусстве и т.п., была намного меньшей,
чем везде.
Сейчас, судя по всему, происходит сближение российской
структуры образования с ее структурой в других промышленно развитых
странах.
Наш вопрос: правильно ли
видеть в этом сближении только "смещение основных отраслевых пропорций,
вызванное стагнацией производственного сектора" и ожидать от него
"ответного негативного влияния в ближайшей перспективе"?
|