Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1021 - 1022
27 февраля - 11 марта 2024

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Актуальные обзоры и комментарии 

Основные изменения законодательства в области международной миграции и приобретения гражданства Российской Федерации, 2023-2024 гг.: новые правовые нормы, проекты законов и дискуссия

Обзор последних изменений миграционного законодательства в ряде зарубежных стран


Google
Web demoscope.ru

Основные изменения законодательства в области международной миграции и приобретения гражданства Российской Федерации, 2023-2024 гг.: новые правовые нормы, проекты законов и дискуссия

Чудиновских О.С.[1] – специально для Демоскопа

Общая информация

В 2023 г. имели место заметные события и изменения в сфере миграционного законодательства. Были внесены поправки в действующую Концепцию государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 гг., в начале 2024 г. принят план мероприятий по реализации Концепции на 2024-2025 годы. Были внесены поправки в Закон о гражданстве 2002 года (прекратил действие с 26 октября 2023 г.); 18 марта был принят закон "Об особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины"[2]; в апреле 2023 г. был принят, а с 26 октября 2023 г. вступил в силу новый Закон «О гражданстве Российской Федерации»[3]; внесены поправки к Закону о правовом положении иностранных граждан (ФЗ-115). Были внесены изменения в действующий закон «О порядке выезда из Российской Федерации…», в том числе введено требования сдачи загранпаспорта лицами, в отношении которых установлен запрет на выезд из России.

Получило развитие обсуждение законопроекта о предоставлении убежища, ранее практически не освещавшегося в СМИ и научном сообществе. Активизировалась дискуссия о пересмотре подходов России к поддержке соотечественников за рубежом и стимулировании их переезда в Россию. Был принят новый (пересмотренный) перечень профессий, дающих иностранцам право на упрощенное получение гражданства.

В общественном дискурсе также получила развитие антимигрантская риторика. В том числе на рассмотрение в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о запрете иностранным гражданам заниматься отдельными видами экономической деятельности и запрете на некоторые профессии[4], получивший неоднозначную оценку в СМИ[5], и законопроект о фиктивных браках иностранцев с гражданами РФ и фиктивном усыновлении иностранцами детей-граждан РФ[6].

Была продолжена работа над проектом Федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"[7], который планируется принять в 2024 году. С 15 мая 2023 г. отменен визовый режим въезда в Россию для граждан Грузии[8], действовавший в одностороннем порядке с 2008 года.

В рамках обсуждения проекта Федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства", в 2023 г. в СМИ активно освещались его отдельные положения: введение режима контролируемого пребывания для мигрантов, находящихся на территории РФ с нарушением миграционного законодательства[9], и соглашения о лояльности, которое иностранцы будут обязаны подписывать при въезде в Россию[10].

В 2023 г. было подписано несколько соглашений между России и рядом стран, касавшихся безвизовых поездок лиц с дипломатическими и служебными паспортами (с Республиками Камерун и Ирак, Демократической республикой Конго и Королевством Эсватини) и взаимного признания дипломов и квалификаций (с Республикой Таджикистан)[11].

Ниже мы рассмотрим наиболее значимые изменения в отечественном законодательстве в сфере международной миграции и приобретения российского гражданства.

Изменения в Концепции государственной миграционной политики

Поправки к действующей Концепции Государственной миграционной политики были сделаны в форме дополнения установочной части Концепции (описание текущей ситуации и основных достижений с момента ее принятия в 2018 г.) и включение в неё положений, которые стали актуальными с февраля 2022 года[12]. В том числе, в текст Концепции включено положение о поддержке, оказанной вынужденным мигрантам, прибывшим из ЛНР и ДНР, и тезис о необходимости сдерживания оттока граждан РФ, начавшегося в 2022 г. На наш взгляд, некоторые дополнения, внесенные в Концепцию, имеют вид отчета о проделанной работе или описывают новые проблемы, проявившие себя с момента принятия концепции. Работа по реализации Концепции идет непрерывно, миграция – динамично развивающийся процесс, быстро реагирующий на новые вызовы политического и экономического характера. Невозможно постоянно актуализировать принятый несколько лет назад документ, обновлять его содержание вслед за меняющейся миграционной ситуацией или появлением новелл в сфере правового регулирования миграции и приема в гражданство.

По-видимому, концепция должна иметь более стабильный характер и отражать фундаментальные подходы России к регулированию миграции. Вопросы совершенствования политики в сфере предоставления убежища (и иных форм защиты), и сдерживания оттока граждан России за рубеж уже были обозначены в той версии Концепции, которая принималась в 2018 г. Мы не можем знать, какие вызовы, связанные с миграцией, могут появиться перед нашей страной в ближайшей или среднесрочной перспективе, и вряд ли целесообразно каждый раз дополнять Концепцию описанием новых проблем и подходов к их решению.

План мероприятий по реализации Концепции на 2024-2025 гг. [13] состоит из шести разделов. В них перечислены меры направленные на совершенствование механизмов въезда и пребывания иностранцев в России (в т.ч. упрощение поездок в Россию на основании визы и переселение соотечественников); адаптацию иностранных граждан; развитие академической (студенческой) мобильности; меры противодействия правонарушениям в сфере миграции; информационно-аналитическому обеспечению миграционной политики и «иным мероприятиям» (в т.ч. – вопросам убежища и введению обязательного консульского учета для граждан России, проживающих за рубежом). В плане перечислены меры как в преимущественно технического характера (например, создание и широкое использование цифрового профиля мигранта[14]), так и содержательного. Планируется снять введенное в 2015 г. условие неизменности заявленной цели въезда в Россию и предоставить иностранцам право изменить ее без выезда из РФ. Это должно упростить иностранцам смену их статуса и служить профилактикой недокументированной занятости иностранных граждан. Для адаптации мигрантов предлагается весьма разнообразная система мер, включая работу с детьми мигрантов, в том числе, имеющих проблемы с русским языком. Среди планируемых шагов есть и те, которые требуют обсуждения. На наш взгляд, заявленный пункт плана «Обновление системы статистического учета сведений о миграционном приросте и миграционной убыли населения» сформулирована недостаточно корректно, поскольку прирост или убыль зависят от того, как учитываются прибытия и выбытия. Проведение социологических обследований по вопросам миграции возлагается исключительно на ФСО, хотя есть крупные государственные социологические службы и научные институты, имеющие большой опыт работы с этой тематикой. Также не вполне ясны задачи обязательного консульского учета для всех граждан России, проживающих за ее пределами, не говоря уже о возможности ее выполнить. В настоящее время постановка на консульский учет добровольная.

Изменения в Законе о правовом положении иностранных граждан (ФЗ-115 от 25 июля 2002 г 2002 г.).

Наиболее важные изменения в Законе о правовом положении иностранных граждан были связаны с вступлением в силу с 1 января 2023 г. ряда поправок, принятых в 2022 г. В первую очередь речь идет о специальном разрешении на временное проживание (РВП) для иностранцев, прибывших в Россию с целью получения образования. Это единственный вид РВП, выдаваемый с учетом цели пребывания иностранца в России, остальные РВП не дифференцируются по основаниям их получения. Федеральный закон от 10 июля 2023 г. N 316-ФЗ внес дополнения в статью 8 о видах на жительство: определены новые категории лиц, которые могут получить этот документ и статус без РВП. Это лица, заключившие контракт на прохождение военной службы в период СВО, и члены их семей (которым вид на жительство предоставляется и в случае гибели военнослужащего), а также инвесторы и члены их семей.

В законе дано подробное перечисление степеней родства для отнесения родственников соискателя к членам семьи. Для военнослужащих это супруги, дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родители (в том числе приемные). К членам семьи инвесторов, помимо перечисленных выше категорий, также отнесены супруги детей, супруги родителей, бабушки, дедушки и внуки соискателей. В поправке говорится о том, что порядок проведения оценки соответствия иностранного гражданина категории инвесторов, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный производить такую оценку, определяются Правительством Российской Федерации, т.е. пока этот орган не определен.

Ряд поправок к ФЗ-115, внесенных в 2023 г., касается высококвалифицированных специалистов (ВКС) и членов их семей. В частности, снимается ограничение срока действия вида на жительство (ранее для ВКС он составлял три года), если работник не менее двух лет осуществляет трудовую деятельность в РФ и имеет вид на жительство. Отметим, что высококвалифицированные специалисты и члены их семей редко обращаются за видами на жительство, поскольку это не обязательно. Большинство из них являются гражданами стран с визовым порядком въезда в Россию и предпочитают сохранять временный статус, легально оставаясь в России на основании рабочей визы. В 2022 г. из 32,7 тыс. иностранцев, получивших разрешение на работу в качестве высококвалифицированных специалистов, только 909 (менее 3%) также получили и вид на жительство. Граждане стран, из которых прибывает большинство ВКС (Китай, Турция, Индия), редко обращаются за получением этого статуса и документа. В 2022 году 10,5 тыс. граждан Турции, получивших разрешение на работу ВКС, и всего 259 человек получили и вид на жительство для ВКС (2,5% по отношению к числу разрешений на работу). Для граждан Китая соотношение составило, соответственно, – 0,5% (46 видов на жительство к 10,1 тысячам разрешений на работу); для граждан Индии – 0,4% (10 видов на жительство для ВКС и 10,1 тыс. разрешений на работу ВКС).

В большей степени виды на жительство интересны немногочисленным гражданам стран бывшего СССР, которые привлекаются в качестве ВКС. В 2022 г. вид на жительство этой категории получили 107 граждан Украины, а разрешения на работу ВКС – 243 человека. Для граждан Молдовы соотношение составило 16 к 34, граждан Азербайджана - 28 к 145, Таджикистана 16 видов на жительство по отношению к 66 разрешениям на работу[15]. Год получения вида на жительство и разрешения на работу ВКС могут не совпадать. Но отношение полученных видов на жительство к количеству разрешений на работу ВКС всегда было мизерным. В 2010-2017 гг. (когда в статистике по форме 1-РД ФМС – ГУВМ МВД России присутствовали эти показатели ) разрешения на работу в качестве ВКС получили в совокупности 175 тысяч иностранцев, а видов на жительство для ВКС (с учетом членов семей) было оформлено всего 3,4 тысячи (менее 2% к числу разрешений на работу).

Изменения законодательства о гражданстве

В 2023 г. развивалось законодательство в сфере приобретения гражданства Российской Федерации. Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 538-ФЗ[16] внес поправки в действовавший до 25 октября 2023 года Закон о гражданстве (ФЗ-62 от 31.05.2002). Согласно поправке, ребенок, рожденный на территории Российской Федерации суррогатной матерью, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению[17]. В новом законе «О гражданстве РФ» это положение отсутствует. Положения нового закона (Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» во многом унаследовали содержание положений прежнего закона. Главные особенности нового Закона о гражданстве состоят в следующем. В статье 12 перечислены основания приобретения российского гражданства: 1) по рождению; 2) в результате приема в гражданство Российской Федерации; 3) в результате признания гражданином Российской Федерации; 4) в результате выбора гражданства Российской Федерации при изменении Государственной границы Российской Федерации (оптации); 5) в соответствии с международным договором Российской Федерации. Оптация впервые включена в перечень оснований как самостоятельная позиция. После присоединения Крыма в 2014 г. оформление гражданства жителям региона проводилось по другим статьям Закона о гражданстве, не как прием в гражданство, а как оформление паспорта гражданина РФ. Процедура была такой же, как при получении паспорта (и гражданства) по рождению.

В новом закон 2023 г. преимущественно воспроизводятся подходы закона 2002 года в части определения категорий иностранцев, имеющих право на упрощённый (ускоренный и без дополнительных требований) порядок приобретения российского гражданства. В прежнем законе эти категории соискателей были распределены по разным его статьям (ст.13, 14, 26 и 27 ФЗ-62). В новом законе они объединены в статье 16 «Прием в гражданство Российской Федерации отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства». Понятие «упрощенный порядок» в новом законе не используется. Число и описание категорий соискателей, которые имеют право без дополнительных требований и по ускоренной процедуре получить российское гражданство, по сравнению с ФЗ-62 от 31.05.2002, почти не изменилось.

Основные отличия связаны с условиями ускоренного получение гражданства РФ супругами граждан Российской Федерации (мы остановимся на этом вопросе ниже), исключения из текста нового закона положения об упрощенном приеме в гражданство РФ граждан Казахстана, Молдовы, Беларуси и Украины, а также положения, регулировавшего прием в гражданство в гуманитарных целях[18].

В то же время, часть 9 главы 16 нового закона о гражданстве РФ гласит, что Президент Российской Федерации в гуманитарных или иных целях имеет право определять другие категории иностранных граждан и лиц без гражданства, которые могут быть приняты в гражданство Российской Федерации по ускоренной процедуре, и устанавливать иные требования и условия для приема в гражданство Российской Федерации. Федерация. Иными словами, отсутствие в базовой редакции закона этих положений не исключает их включения в него в последствии, после принятия соответствующих Указов Президента Российской Федерации. В рамках реализации положений части 9 статьи 16 нового Закона, в самом начале 2024 г. были изданы два Указа Президента Российской Федерации об упрощенном приеме в гражданство РФ отдельных категорий иностранных граждан. В том числе, Указ № 10 от 4 января 2024 г. устанавливает правила приема в российское гражданство военнослужащих по контракту и членов их семей[19]. Указ № 11 от 4 января 2024 г. снимает ряд требований при приеме в гражданство граждан Украины и лиц без гражданства, родившихся или проживавших на территории Крыма и Севастополя до 18 марта 2014 г. и членов их семей, граждан Украины, законно находящихся на территории России в любом статусе, лиц, депортированных с территории Крыма, и членов их семей, граждан Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, родившихся на территории РСФСР и имевших в прошлом гражданство СССР, а также находящиеся на территории России (в любом законном статусе) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и недееспособные лица, имеющие гражданство Украины[20].

В новом законе исключено упоминание особых условий приема в гражданство такой категории иностранцев, как инвесторы. В Пояснительной записке к законопроекту сказано, что этот канал натурализации не был востребован. Однако, в Закон о правовом полонении иностранных граждан была внесена поправка, упрощающая получение инвесторами вида на жительство, что может быть более востребовано иностранными гражданами, чем приобретение гражданства.

Говоря о приеме в гражданство РФ супругов российских граждан, необходимо отметить важное обстоятельство. В законе 2002 года три года в браке с гражданином/гражданкой России давали иностранцам право на упрощенный прием в российское гражданство. Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. №134-ФЗ для супругов, имеющих в браке общих детей, трехлетний временной ценз был отменен. Новый закон, по-видимому, в целях противодействия фиктивным бракам, оставил возможность упрощенного приема в гражданство только тех иностранцев, состоящих в браке с россиянами, которые имеют в этом браке общих детей. В связи со стремительным ростом числа иностранцев, получивших гражданство на основании брака с россиянами, некоторое время назад было проведено исследование и высказано предположение о возможном использовании фиктивных браков для упрощенного получения российского гражданства в условиях сужения или отсутствия других каналов натурализации[21]. Рекомендации исследования сводились к необходимости а) более глубокого изучения трансграничной брачной миграции в РФ, а также расширения и диверсификации каналов получения гражданства для разных категорий соискателей, которые предположительно вынуждены, в условиях отсутствия иных возможностей, использовать систему фиктивных браков. Законодатель упрощенно подошел к решению проблемы и принял, на наш взгляд, дискриминационную юридическую норму, в соответствии с которой добросовестные супруги российских граждан, не имеющие по разным причинам общих детей, лишены законного права на воссоединение семьи и получение гражданства РФ в упрощенном порядке. Отсутствие общих детей в браке во многих случаях связано с состоянием здоровья супругов, их выходом из репродуктивного возраста и, наконец, нежеланием иметь детей, в особенности, если у каждого из супругов они уже есть. Мы полагаем, что необходимы соответствующие поправки к новому закону о гражданстве, устраняющие очевидное нарушение прав человека. В 2022 году на основании брака с гражданами России гражданство получили почти 73 тыс. человек, из них 29 тыс. – супруги с трехлетним стажем, на основании пункта «б» части 2 статьи 14 закона о гражданстве ФЗ-62), и почти 44 тыс. - на основании введенной в 2020 г. части 2.2. статьи 14 ФЗ – 62, как супруги граждан РФ, имеющие в браке общих детей. Информация о том, есть ли в браке с гражданами России общие дети у иностранцев, ожидавших приема в гражданство три года, отсутствует, хотя это вполне вероятно. В любом случае, число иностранных граждан, не имеющих общих детей в добросовестном браке с россиянами, может измеряться тысячами, и названная дискриминационная норма коснется очень большого количества соискателей.

Новациями нового закона «О гражданстве РФ», отличающими его от прежнего, являются следующие. Кратно увеличен объем статьи (в новом законе – статья 9) о документах, удостоверяющих наличие гражданства (основной их них - паспорт). В новом законе раздел содержит 820 слов, в старом – 93 слова. В разделе «Основные понятия» приведено определение родителей как «мужчины и женщины». Существенно расширены и детализированы основания прекращения гражданства РФ. В прежнем законе (ФЗ-62) статья 18 «Основания прекращения гражданства Российской Федерации» содержала только два пункта, согласно которым «Гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации»[22]. В новом законе лица, ставшие гражданами России в результате признания или приема в российское гражданство, могут быть лишены его, если они совершили или готовились к совершению целого ряда преступлений. В статье 24 нового закона (Прекращение гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступления) приводится обширный перечень соответствующих положений Уголовного кодекса РФ[23].

18 марта 2023 г. был принят закон, регулирующий вопросы выхода из гражданства Украины лиц, имеющих также и российское гражданство[24]. Основные положения закона упрощают отказ от гражданства Украины. В случае отсутствия у человека достоверной информации и документов, подтверждающих прекращение гражданства Украины после подачи в уполномоченные органы Украины заявления, достаточно соответствующего обращения в органы МВД России, в котором говорится о нежелании заявителя состоять в гражданстве Украины. После принятия решения о прекращении гражданства Украины граждане РФ обязаны не совершать действий, связанных с реализацией прав и исполнением обязанностей, предусмотренных для граждан Украины, в т.ч., не получать паспорт гражданина Украины и т.п. Отдельные положения закона содержат описание ответственности граждан в случае нарушения этих обязательств.

Возобновление безвизового режима и авиасообщения с Грузией

10 мая 2023 г. был подписан Указ Президента РФ[25], в котором с 15 мая 2023 г. снимались визовые требования для граждан Грузии при осуществлении ими краткосрочных (до 90 дней) поездок в Россию. Для более длительного пребывания, в том числе с целью учебы, и для работы в России (вне зависимости от срока пребывания), виза потребуется. Особые условия применяются к сотрудникам Секции интересов Грузии в Посольстве Швейцарии (дипломатические отношения с Грузией у России отсутствуют). При первом въезде виза (выдаваемая на три месяца) потребуется дипломатам и членам их семей, после аккредитации визовые требования снимаются. Визовый порядок въезда для граждан Грузии был введен (со стороны России) после конфликта 2008 года. Другим Указом от 10 мая 2023 г. было принято решение о восстановлении авиасообщения с Грузией: запрет российским авиакомпаниям на перевозки, в том числе, коммерческие, был введен в 2019 г.[26]. МИД России отменил рекомендации гражданам РФ воздерживаться от поездок в Грузию[27].

Изменения законодательства о выезде граждан России за рубеж

В 2023 г. был принят ряд нормативных актов, касающихся выезда граждан России за рубеж. В основном эти новеллы имели форму поправок к Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" существенно изменил главу II о порядке оформления и выдачи документов для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации, дополнив ее название словами «…, основания недействительности таких документов». В содержании главы расширен и детализирован перечень оснований, при которых загранпаспорт гражданина РФ (в т.ч. дипломатический и служебный паспорта) могут считаться недействительными[28]. Единый перечень оснований для признания документов недействительными был введен в действие с 11 декабря 2023 г.[29].

Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены дополнения, касающиеся ограничений на выезд из России для граждан, имевших доступ к государственной тайне, сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям[30]. Изменения начали действовать с 01.02.2024 г. Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 437-ФЗ в ФЗ-114 «О порядке выезда...» внесены изменения, касающиеся запрета на выезд лиц, подлежащих призыву на военную службу[31]. Прежняя редакция закона устанавливала, что запрет начинает действовать с момента вручения гражданину повестки из военного комиссариата, теперь запрет на выезд действует с момента размещения ее в реестре направленных (врученных) повесток.

27 ноября 2023 г. было подписано Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2023 № 1953, в котором устанавливаются правила передачи на хранение гражданином РФ загранпаспорта, если в отношении этого гражданина было принято решение о временном ограничении на выезд из РФ, в т.ч., при заключении трудового договора или контракта (детали не уточняются)[32].

Законопроект о предоставлении убежища

В 2022 г. в Думу был внесен Законопроект «О предоставлении убежища на территории Российской Федерации»[33]. Но его обсуждение, по сути, началось только в 2023 г. В частности, этому вопросу было посвящено заседание Экспертного совета при Управлении по обеспечению конституционных прав граждан Администрации Президента Российской Федерации. Экономический факультет направлял в адрес Управления комментарии по законопроекту. В документе прослеживается некоторая преемственности с действующим в настоящее время «Законом о беженцах» (1993 г.), но его текст также вызывает ряд вопросов, требующих проработки. В статье 3 (перечень понятий) отсутствуют термины «беженец» и «временное убежище», хотя потом они появляются в соответствующих статьях законопроекта, что совершенно не логично. В законопроекте предлагается введение новой категории - «временная защита», в дополнение к временному убежищу и предоставлению статуса беженца. В справочнике МОМ и Директиве ЕС временная защита определяется как экстренный статус, предоставляемый в случае массового притока (или неминуемого массового притока), что делает невозможным эффективное применение действующей системы предоставления статуса беженца.

В статье 8 Законопроекта указано, что «Временная защита предоставляется иностранным гражданам, соответствующим критериям предоставления статуса беженца или временного убежища, в связи с экстренным массовым прибытием их в Российскую Федерацию». Но опыт приема вынужденных мигрантов, прибывших в Россию в 2014-2015 гг., уже опирался на соображения, связанные с необходимостью срочного урегулирования статуса мигрантов, прибывших в экстренном и массовом порядке на территорию России вынужденных мигрантов[34].

В этой связи категория «временная защита» представляется избыточной, т.к. остальные формы зашиты, предусмотренные законопроектом, охватывают практически все разнообразие вынужденной миграции (за исключением экономической и экологической). Не вполне оправданно включение в законопроект положений, детализирующих (как указано в Пояснительной записке к документу) основания для предоставления временного убежища (отсутствующие в описании условий предоставления других форм защиты). В частности, в статье 6 Законопроекта сказано, что временное убежище предоставляется иностранцам, не соответствующим критериям в части предоставления статуса беженца, … в отношении которых есть основания полагать, что в случае возвращения их в страну, гражданами которой они являются или в которой постоянно проживали, «существует реальная угроза стать жертвами пыток и (или) других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и (или) наказания (в том числе лишения жизни)». Стилистика (подробного и избыточно эмоционального) описания рисков возвращения вынужденных мигрантов на родину не вполне уместна в федеральном законе. Все лица, ищущие защиты, как правило пытаются спастись от различных угроз их жизни, здоровью и человеческому достоинству. Поэтому в законопроекте можно было иначе сформулировать основания для предоставления защиты. Кроме активизации обсуждения законопроекта о предоставлении убежища на территории РФ, политика России в отношении вопросов убежища в 2023 г. не получила развития, все нормативные акты, направленные на поддержку вынужденных мигрантов из (на тот момент) ДНР, ЛНР и других регионов Украины (на тот момент), были приняты в 2022 г. и их действие более не продлевалось.

Законопроект о фиктивных браках и фиктивном родительстве

Законопроект о фиктивных браках и фиктивном усыновлении (и установлении отцовства) был внесен на рассмотрение Государственной Думы 01 ноября 2023 г.[35]. Согласно пояснениям инициаторов законопроекта, предлагаемые изменения действующего законодательства направлены на предотвращение использования фиктивных браков и фиктивного установления отцовства иностранцами с гражданами России для упрощенного получения права на постоянное проживание и приобретение российского гражданства. В частности, для иностранцев - супругов граждан РФ предлагается ввести минимальный временной ценз проживания в браке сроком на два года (при отсутствии общих детей), после чего иностранец приобретает право на получение вида на жительство и в дальнейшим - российского гражданства. Предложения (на стадии обсуждения) в целом получили поддержку со стороны Правительства РФ[36].

По нашему мнению, предлагаемые поправки к законодательству могут быть полезны, но только при условии создания системы не выходящих за рамки законодательства об охране частной жизни человека системы проверочных мероприятий, направленных на оценку браков (или усыновления) на предмет фиктивности. Кроме того, мы полагаем, что фиктивное установление отцовства для решения вопросов миграционного статуса и гражданства - чрезвычайно редкая практика. В отличие от процедуры расторжения брака, отказ от отцовства значительно более сложен. Поэтому данные положения законопроекта представляются избыточными. В отношении приема в гражданство РФ в упрощенном порядке на основании брака с гражданами РФ уже существовал временной ценз – в три года, который был отменен в 2021 г. для супругов, имеющих в браке общих детей.

Инициативы в отношении взаимодействия с соотечественниками

В 2023 г. активизировалась законотворческая деятельность и общественная дискуссия по вопросам взаимодействия с соотечественниками, проживающими за рубежом, и действующей Государственной программы содействия их добровольному переселению в Россию. На фоне информации в СМИ, связанной с нарушением прав русскоязычного и русского населения в ряде зарубежных стран, были приняты упрощены процедуры для переселения соотечественников из недружественных стран[37]. Поправки позволят соотечественникам подавать заявления об участии в госпрограмме не только в государстве, в котором они постоянно проживают, но и в государстве, гражданами которого они являются, или в стране их фактического пребывания, с соискателей снимается требование переводить и нотариально заверять документы, где записи продублированы на русском языке.

Решение по участию в Госпрограмме соотечественников, прибывших в Россию и получивших статус беженца или временное убежище, будет приниматься по ускоренной процедуре – в течение 25 рабочих дней вместо 40, количество необходимых документов сократится. Снимается требование предоставления свидетельства о рождении, сведения об образовании, трудовом стаже и др.[38]. По словам Председателя Правительства РФ М. Мишустина, высказанному на совещании с вице-премьерами 3 апреля 2023 г., «Таким образом, поможем поскорее переехать тысячам наших соотечественников и их семьям, чтобы жить и работать в России»[39]. В рамках этой работы, 14 февраля 2024 г. Правительство РФ отменило для репатриантов экзамен по русскому языку[40].

Статистика МВД России за 2023 г. показала, что, несмотря на принятые меры, показатели участия в Госпрограмме в 2023 г. по сравнению с предыдущим годом значительно уменьшились, то отметили и ведущие российские СМИ[41]. В 2023 г. количество поданных заявлений на участие в Госпрограмме было на 41% меньше, чем в 2022 г. (24 тыс. и 40 тыс. соответственно). Количество лиц, указанных в заявлениях в 2023 г. было на 44% меньше, чем в 2022 (64 тыс. и 113 тыс. человек). Число участников госпрограммы с членами семей, поставленных на учет в 2023 г. было на 30% меньше, чем в предыдущем году (45 тыс. и 65 тыс. соответственно)[42].

Осенью 2023 г. началось обсуждение инициативы по внедрению «карты соотечественника» для упрощения возвращения на историческую родину граждан России и Беларуси[43]. СМИ активно обсуждали информацию о планах создания карты соотечественника – документа, который позволит лицам с российскими корнями в прощенном порядке получить определённые преференции при въезде в Россию, поиске здесь работы и т.д.[44]. МИД России были сделаны оценки иммиграционного потенциала - числа лиц, теоретически готовых к переезду в Россию или Беларусь, соответственно, 30 и 3 млн человек[45]. 12 октября 2023 г. состоялись Парламентские слушания Союзного государства Россия-Беларусь по вопросу содействия переселению соотечественников и защиты их прав[46]. В рамках дискуссии была озвучена точка зрения, согласно которой, 30 млн потенциальных иммигрантов для России и 3 млн для Беларуси, представляются чрезмерно преувеличенными величинами, что снижает доверие к реалистичности планов будущей работы с потенциальными переселенцами.

Антимигрантская риторика и законопроектная деятельность

В 2023 г. боле выраженной стала антимигрантская риторика, которая, на фоне дефицита работников в ряде отраслей экономики[47] отрицательно влияет на восприятие местным населением мигрантов и косвенно - на характер принимаемых решений в сфере миграционной политики. В условиях дефицита кадров и роста антимигрантских настроений (по отношению к выходцам из стран Центральной Азии), имели место высказывания весьма спорного характера – решить проблему дефицита кадров путем усиления привлечения трудовых мигрантов из стран Юго-Восточной Азии и Индии[48] или за счет привлечения на временные работы российских студентов[49]. Оба подхода демонстрируют отсутствие у инициаторов подобных идей понимания природы трудовой миграции в Россию и возможностей привлечения несвойственных России категорий работников для решения проблемы дефицита трудовых мигрантов из стран, традиционно являющихся поставщиками иностранной рабочей силы в Россию. Нет оснований ожидать, что в короткие сроки можно заместить поток трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья, число которых за первое полугодие 2023 г. среди поставленных на миграционный учет с целью «работа» составило 3,4 млн человек, а удельный вес почти 97%. В то же время, совокупная доля таких стран как КНР, Индия, Вьетнам, Шри–Ланка и Южная Корея едва приблизилась к 2% (из них 1,2 процентных пункта пришлись на КНР[50]). Относительно использования в качестве рабочей силы студентов следует отметить, что в современном мире лишь некоторые из них для временной подработки соглашаются на выполнение неквалифицированных работ, предпочитая более квалифицированные виды деятельности, часто связанные с получаемой профессией. Практика, распространенная в советское время, вряд ли может быть воспроизведена в современных условиях.

Несмотря на очевидный кадровый голод, в том числе, связанный с нехваткой трудовых мигрантов, в октябре 2023 г. в Государственную Думу был внесен законопроект, в котором содержатся предложения запретить или критически ограничить привлечение иностранных работников к выполнению отдельных видов работ в ряде отраслей экономики[51]. В условиях отсутствия адекватной статистической информации о потребностях регионов или отдельных предприятий и отраслей в дополнительных работниках из числа иностранцев и в условиях общей картины дефицита кадров, подобные законопроекты выглядят популистскими и не могут принести никаких положительных результатов. Это имитация законотворческой деятельности, направленной на повышения эффективности управления миграцией в нашей стране.

На протяжении почти 18 лет (с 2006 г.) ежегодно в России утверждается показатель допустимой доли иностранцев в отдельных видах деятельности. Например, на 2023 год был установлен запрет (ноль процентов) на наем иностранцев для работы продавцами на открытых рынках, в нестационарных торговых точках и в аптеках, на уровне 15% персонала установлена допустимая доля иностранцев, работающих продавцами в розничной торговле алкоголем и табаком. Иностранцы могут занимать не более половины рабочих мест на предприятиях овощеводства, лесного хозяйства и лесозаготовок, деревообработки и производства изделий из дерева и пробки, оптовой торговли древесным сырьем и необработанной древесиной. В строительстве допустимая доля иностранцев составляет 80%, в системе ЖКХ – 70%[52]. На 2024 год критерии допустимой доли иностранцев по видам экономической деятельности не изменились[53]. Нужно отметить, что в Постановлениях Правительства предусмотрены исключения из общего правила по отдельным регионам, в чем просматривается попытка учитывать потребности местных рынков труда или вектор региональной политики в отношении найма иностранцев. Например, ограничение в 50% иностранцев среди работников, занятых выращиванием овощей не применяется, в частности, в Амурской, Астраханской, Волгоградской областях. В то же время, ненулевая допустимая доля иностранных работников не применяется в Калужской области, где постановлением губернатора[54] запрет на наем иностранных работников в целом ряде видов деятельности.

При этом, обоснование запрета на занятия ограничивалось антимигрантскими настроениями и высказываниями губернатора[55]. Нет убедительных свидетельств тому, что ограничительные меры в отношении доли иностранных граждан в отдельных видах занятости или отраслях приносит какой-то практически значимый результат. На протяжении всего периода применения этих ограничений не было выполнено исследований, показывающих реальные риски использования иностранной рабочей силы в перечисленных видах деятельности или подтверждающих эффективность ограничений. Законопроект был критически оценен главой Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерием Фадеевым[56] и не был поддержан МВД России. В условиях усиления антимигрантских настроений, власти некоторых регионов России (помимо Калужской - Челябинской, Магаданской и Тюменской областей) приняли, на наш взгляд, также популистские решения о запрете иностранцам заниматься отдельными видами экономической деятельности, в частности – работать водителями автобусов и такси[57].

Заключение

Можно отметить, что отечественное законодательство в сфере международной миграции и гражданства претерпевает существенные изменения. Продолжается реформа, предусмотренная Концепцией миграционной политики 2018 года, причем предметом изменения становится и сама Концепция. Новый закон о гражданстве унаследовал основные положения прежнего, но имеет ряд уязвимостей, в первую очередь, в отношении права на упрощение приема в гражданство супругов граждан РФ. Это требует общественной реакции и юридической оценки. Законопроект о предоставлении убежища в РФ нуждается в существенной доработке. В общественном дискурсе развивается тема «перезарузки» работы с соотечественниками за рубежом, хотя потенциальная эффективность этой работы пока не ясна. В законопроектной деятельности имеет место тенденция к ужесточению правил в отношении отдельных категорий иностранных граждан: трудовых мигрантов, супругов граждан РФ, что сопровождается. Имеет место нарастание антимигрантской риторики, парадоксально сочетающейся с пониманием острой необходимости мигрантов для России.


[1] Чудиновских О.С. - к.э.н. экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
[2] Федеральный закон от 18 марта 2023 г. N 62-ФЗ "Об особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины" https://base.garant.ru/406559647/?ysclid=lsp4sjweow838362175 (дата обращения: 15.12.2023).
[3] Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" https://base.garant.ru/406811055/?ysclid=lshpgi6qvx615019290 (дата обращения: 15.12.2023).
[4] О внесении изменения в статью 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления предельной доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, и установления запрета их привлечения к трудовой деятельности. Законопроект № 453077-8. https://sozd.duma.gov.ru/bill/453077-8 (дата обращения 10 декабря 2023 г.)
[5] Костарнова Н., Габдуллина Э., Ячменникова П. Иностранцев предлагают выдавить с местности / Коммерсантъ, 9 октября 2023 года https://www.kommersant.ru/doc/6265875?ysclid=lps4qd8h60746215832 (дата обращения: 25.12.2023).
[6] О внесении изменений в статью 25-6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части исключения использования фиктивных браков и фиктивного установления отцовства для незаконного получения иностранными гражданами или лицами без гражданства миграционного статуса на территории Российской Федерации) Законопроект № 474730-8 https://sozd.duma.gov.ru/bill/474730-8?ysclid=lps4t0s9nd901344369 (дата обращения: 25.12.2023).
[7] Проект Федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства", подготовлен МВД России 08.07.2021 (дата обращения: 10.02.2024).
[8] Указ Президента Российской Федерации от 10.05.2023 № 335 "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации граждан Грузии" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305100004 (дата обращения: 07.02.2024).
[9] Кеффер Л. МВД предлагает запретить нелегальным мигрантам водить машину и получать права / Коммерсантъ, 23 ноября 2023 года https://www.kommersant.ru/doc/6365108?ysclid=lptitr58rs916768340 (дата обращения: 07.02.2024).
[10] Кислов А. МВД предлагает обязать иностранцев подписывать «соглашение о лояльности» РФ / Комменсантъ, 29 ноября 2023 года https://www.kommersant.ru/doc/6365789?ysclid=lptiuzxldw957805425 (дата обращения: 05.02.2024).
[11] Информация о двусторонних договорах Российской федерации, имеющих отношение к миграции и поездкам, в хронологическом порядке размещена на сайте МИД России: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/?ysclid=lshqnsunad516125001 (дата обращения: 10.02.2024).
[12] Указ Президента РФ от 12.05.2023 N 342 "О внесении изменений в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622" https://base.garant.ru/406868770/?ysclid=lshpi1et5j212201041 (дата обращения: 10.02.2024).
[13] Распоряжение Правительства РФ от 16 января 2024 г. N 30-р О плане мероприятий по реализации в 2024-2025 гг. Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 гг. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408306707/?ysclid=lskr8zneep949544066 (дата обращения: 10.02.2024).
[14]В России в 2024 году планируют создать "цифровые профили" мигрантов / ТАСС, 19 января 2024 года https://tass.ru/obschestvo/19772023?ysclid=lsks6cdl4h99828042 (дата обращения: 15.02.2024).
[15] Рассчитано по данным ГУВМ МВД России (по запросу).
[16] Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. № 538-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405863237/?ysclid=lsp51u1y2l974434858 (дата обращения: 10.02.2024).
[17] В конце 2022 года в России был установлен запрет на использование услуг суррогатного материнства для иностранцев, см.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_434588/ https://www.garant.ru/news/1593122/?ysclid=lshcbf2e26279164465 (дата обращения: 10.02.2024)
[18] В 2019-2022 гг. более 40% всех принятых в российское гражданство получили его в гуманитарных целях, в соответствии с положениями части 8 статьи 14 ФЗ-62, преимущественно это были граждане Украины, проживавшие на территории ЛНР и ДНР.
[19] Указ Президента РФ от 4 января 2024 г. № 10 “О приеме в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или воинских формированиях, и членов их семей” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408227515/?ysclid=lshfxkkyhb946199939 (дата обращения: 11.02.2024).
[20] Указ Президента РФ от 4 января 2024 г. N 11 “Об определении отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации” https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408227543/?ysclid=lshg1l98m2404643867 (дата обращения: 10.02.2024).
[21] Чудиновских O.С. Измерение семейной миграции в России: источники данных и проблемы их интерпретации. Вопросы статистики. 2020;27(4):24-52. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2020-27-4-24-52
[22] ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Статья 18. Основания прекращения гражданства Российской Федерации https://base.garant.ru/184539/a573badcfa856325a7f6c5597efaaedf/ (дата обращения: 10.02.2024).
[23] ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Статья 24. Прекращение гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступления http://ivo.garant.ru/#/document/406811055/paragraph/241:0 (дата обращения: 11.02.2024).
[24] Федеральный закон от 18 марта 2023 г. N 62-ФЗ "Об особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины" http://ivo.garant.ru/#/document/406559647/paragraph/6:0 (дата обращения: 10.02.2024).
[25] Указ Президента Российской Федерации от 10.05.2023 № 335 "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации граждан Грузии" https://base.garant.ru/406853870/?ysclid=lshq4fjk7e13653656 (дата обращения: 11.02.2024).
[26] Указ Президента Российской Федерации от 10.05.2023 № 336 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 21 июня 2019 г. № 287 "Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305100003 (дата обращения: 12.02.2024).
[27] Комментарий официального представителя МИД России М.В. Захаровой в связи с возобновлением авиасообщения и введением безвизового режима для краткосрочных поездок граждан Грузии в Россию 10.05.2023 https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1868513/ (дата обращения: 12.02.2024).
[28] Федеральный закон от 13 июня 2023 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" http://ivo.garant.ru/#/document/407030200/paragraph/35:0 (дата обращения: 12.02.2024).
[29] Введен единый перечень недействительности загранпаспортов http://duma.gov.ru/news/57118/; В России начал действовать единый перечень оснований недействительности загранпаспортов / ТАСС, 11 декабря 2023 года https://tass.ru/obschestvo/19502683?ysclid=lq0kw54xsb736607477 (дата обращения: 11.02.2024).
[30] Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Статья 2 https://base.garant.ru/407483205/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/#block_230 (дата обращения: 19.01.2024).
[31] Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 437-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"http://ivo.garant.ru/#/document/407483195/paragraph/1:0 (дата обращения: 11.02.2024).
[32] Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2023 г. N 1953 "Об утверждении Правил передачи на хранение, приема, учета, хранения паспорта (паспортов) гражданина Российской Федерации, удостоверяющего (удостоверяющих) личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащего (содержащих) электронный носитель информации, а также его (их) возврата владельцу после истечения срока временного ограничения права на выезд из Российской Федерации либо истечения срока действия такого паспорта (паспортов)" https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1659785/?ysclid=lq0hop02cc994387644 (дата обращения: 10.02.2024).
[33] Проект Федерального закона "О предоставлении убежища на территории Российской Федерации" (подготовлен МВД России 25.01.2022) https://base.garant.ru/56908666/?ysclid=lpsie9j2tm24131504 (дата обращения: 12.02.2024).
[34] См. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2014 г. N 690 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Российской Федерации в поисках убежища. https://base.garant.ru/70701742/?ysclid=lshzyznlsq636417164 . (дата обращения: 11.02.2024).
[35] См. Проект федерального закона N 474730-8 "О внесении изменений в статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (внесен 01.11.2023 сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, Ю.К. Валяевым, И.В. Рукавишниковой, Депутатом Государственной Думы В.П. Водолацким) (в части исключения использования фиктивных браков и фиктивного установления отцовства для незаконного получения иностранными гражданами или лицами без гражданства миграционного статуса на территории Российской Федерации). https://base.garant.ru/76860768/?ysclid=lsi010c152923799143 (дата обращения: 15.02.2024).
[36] Ларина А. Правительство поддержало меры против фиктивных браков с иностранцами / Коммерсантъ, 23 октября 2023 года https://www.kommersant.ru/doc/6296523?ysclid=lptig1l6ms399081547 (дата обращения: 06.02.2024).
[37] Постановление Правительства РФ от 29 марта 2023 г. N 497 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации либо их отдельных положений" https://base.garant.ru/406651109/?ysclid=lptxljtjc7875616199 (дата обращения: 15.02.2024).
[38] Постановление Правительства РФ от 29 марта 2023 г. N 497 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации либо их отдельных положений" https://base.garant.ru/406651109/?ysclid=lptxljtjc7875616199 (дата обращения: 11.02.2024).
[39] Оперативное совещание с вице-премьерами /Новости Правительства РФ, 3 апреля 2023 года http://government.ru/news/48133/#p497 (дата обращения: 11.02.2024).
[40]Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2024 №169 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" http://government.ru/news/50905/ (дата обращения: 11.02.2024).
[41] Габдуллина Э. Переселение откладывается. Соотечественники в 2023 году стремились в Россию заметно меньше, чем год назад. Коммерсантъ, 12 февраля 2024 г. https://www.kommersant.ru/doc/6508071?ysclid=lsild1mwtp457470797 (дата обращения: 11.02.2024).
[42] См. Мониторинг реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территориях вселения субъектов Российской Федерации» за 2022 и 2023 гг. https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Glavnie_upravlenija/guvm/compatriots/monitoring (дата обращения: 11.02.2024).
[43] В Союзном государстве обсуждают выпуск "карты соотечественника" https://ria.ru/20231012/sootechestvenniki-1902285978.html?ysclid=lpvc4yfzew206663415 / РИА «Новости», 12 октября 2023 года (дата обращения: 11.02.2024).
[44] Там же
[45] Трифонова Е. Для связи с родиной создадут электронную карту / Новая Газета, 8 октября 2023 года https://www.ng.ru/politics/2023-10-08/1_8846_homeland.html?ysclid=lpxqmmhocp179198195 (дата обращения: 11.02.2024).
[46] Целюк А. В Калининграде союзные депутаты обсудили механизмы защиты прав соотечественников https://rg.ru/2023/10/18/reg-szfo/v-kaliningrade-soiuznye-deputaty-obsudili-mehanizmy-zashchity-prav-sootechestvennikov.html?ysclid=lpvhefwxgz186744668 / Российская газета, 18 октября 2023 года (доступ 10 февраля 2024 г.).
[47] см., например, https://ria.ru/20230508/trudoustroystvo-1870029905.html?ysclid=loba0wte8p214971842; https://www.rbc.ru/economics/03/08/2023/64ca54369a7947ee430b0975?from=article_body (дата обращения: 11.02.2024); https://www.kommersant.ru/doc/5927448?ysclid=lob97ghiko863481644 (дата обращения: 10.02.2024).
[48] Деготькова И. Эксперты поспорили о пользе привлечения мигрантов в Россию / РБК, 25 октября 2023 года www.rbc.ru/economics/25/10/2023/653796c19a79478741e0135b?ysclid=lo7n3r0gcj876487309 (дата обращения: 11.02.2024).
[49] Проблему с нехваткой мигрантов в России захотели решить за счет студентов / lenta.ru, 21 августа 2023 года https://lenta.ru/news/2023/08/21/studotryad/?ysclid=lob9toi3ql830071187 (дата обращения: 11.02.2024).
[50] рассчитано по данным ГУВМ МВД России: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/item/40034334/ (дата обращения: 11.02.2024).
[51] Законопроект № 453077-8 О внесении изменения в статью 18.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части установления предельной доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики, и установления запрета их привлечения к трудовой деятельности. https://sozd.duma.gov.ru/bill/453077-8 (дата обращения: 11.02.2024).
[52] Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 N 1751 "Об установлении на 2023 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности. https://base.garant.ru/405387099/?ysclid=lshy37hyhi762415478 (дата обращения: 11.02.2024).
[53] Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2023 г. N 1511 "Об установлении на 2024 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности" http://ivo.garant.ru/#/document/407727170/paragraph/1:0 (дата обращения: 11.02.2024).
[54] Постановление Губернатора Калужской области от 29.12.2022 № 610
"Об установлении на 2023 год запрета на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории Калужской области, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4000202301020008?ysclid=lskq9xlltf55466606 (дата обращения: 11.02.2024). В 2023 году было принято аналогичное Постановление от 10.10.2023 № 504 http://publication.pravo.gov.ru/document/4000202310130001?ysclid=lskqzds3ca547953077 (дата обращения: 11.02.2024).
[55] https://rg.ru/2022/02/13/reg-cfo/uzhe-tri-rossijskih-regiona-vveli-zapret-na-rabotu- migrantov.html?ysclid=lskqoft687195798275 (дата обращения: 11.02.2024).
[56] Глава СПЧ считает слишком жесткой мерой запрет на профессии для мигрантов / ТАСС, 6 октября 2023 года https://tass.ru/obschestvo/18932387?ysclid=lpxqryn2pp328460617 (дата обращения: 11.02.2024).
[57] В двух российских регионах ввели запрет на работу в такси для иностранцев / РБК, 22 ноября 2023 года https://www.rbc.ru/rbcfreenews/655e43529a79470cfa5e103f?ysclid=lpxqwxgypi772137557 (дата обращения: 11.02.2024).

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887