Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 1009 - 1010
28 ноября - 11 декабря 2023

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Опросы и ответы 

Ценность №1: навстречу году семьи

2 из 3 россиян оказывают материальную помощь своим родителям

Замуж за айтишника: половина опрошенных россиянок хотят встречаться с IT-специалистом

Пик продуктивности и карьеры — в 47. Пенсионеры оценили, в каком возрасте они работали лучше всего

О границах молодежного возраста


Google
Web demoscope.ru

Ценность №1: навстречу году семьи

Коротко о главном:

  • 68% россиян наиболее важной ценностью назвали крепкую семью.
  • Среди других ценностей — гордость за страну и преемственность поколений (по 31%), дружба и жизнь, достоинства, права и свободы человека (по 29%), единство народов России (28%), самореализация (27%), милосердие (26%) и развитие (21%).

…а всё другое – суета

22 ноября 2023 года президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в России Года семьи. Такое решение призвано популяризировать государственную политику в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей. Как показал октябрьский опрос ВЦИОМ, тема созвучна большей части россиян: 7 из 10 считают крепкую семью наиболее важной ценностью. Эта ценность в приоритете независимо от пола, возраста, материального положения и образования. Можно сказать, что ценность семьи действительно объединяющая. Особенно часто о важности семьи говорят россияне в возрасте 35-44 лет (77% vs. 57% в возрасте 18-24 лет), возможно, потому что в этом возрасте люди чаще всего уже создали собственные семьи и обзавелись детьми.

О ценностях другого порядка

Следующие ценности в системе координат россиян — патриотические. Треть россиян назвали гордость за страну и важность преемственности поколений, исторической памяти (по 31%). Значимость этих ценностей с возрастом укрепляется (25% и 22% соответственно среди 18-24-летних vs. 35% и 32% среди опрошенных 60+).

Следом идет группа социальных ценностей: дружба, жизнь, достоинство, права и свободы человека (по 29%). Причем более молодые россияне говорят о ценности дружбы в два раза чаще, чем более возрастные (40% среди 18-24-летних vs. 21% среди тех, кто старше 60), как, впрочем, и о правах и свободах (38% среди 25-34-летних vs. 22% 60+).

Примерно с такой же частотой россияне называли и другие ценности: единство народов России (28%), самореализацию (27%, молодые 18-24 лет — в 5 раз чаще, чем 60+) и милосердие (26%). Развитие важной ценностью посчитал каждый пятый (21%).

Топ-3 ценностей россиян разных возрастов:

  • Молодежь 18-24 лет — крепкая семья (57%), самореализация (50%) и дружба (40%).
  • Старшая молодежь 25-34 лет — крепкая семья (74%), самореализация (43%) и жизнь, достоинство, права и свободы человека (38%).
  • Самоопределившиеся 35-44-летние — крепкая семья (77%), жизнь, достоинство, права и свободы человека (36%), историческая память и преемственность поколений (35%).
  • Состоявшиеся 45-59-летние — крепкая семья (71%), гордость за страну (34%) и историческая память (33%).
  • Зрелые от 60 лет — крепкая семья (58%), гордость за страну (35%), историческая память и единство народов России (по 32%).

Выберите ценности, которые являются наиболее важными для Вас (в % от опрошенных, закрытый вопрос, до 5 ответов)


Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Крепкая семья

68

61

73

57

74

77

71

58

Гордость за страну

31

28

34

25

21

33

34

35

Историческая память и преемственность поколений

31

30

32

22

26

35

33

32

Жизнь, достоинство, права и свободы человека

29

27

31

30

38

36

28

22

Дружба

29

28

30

40

37

30

29

21

Единство народов России

28

25

29

20

20

30

27

32

Самореализация

27

26

27

50

43

30

22

11

Милосердие, гуманизм

26

18

32

26

26

25

28

25

Развитие

21

21

21

33

31

25

19

11

Приоритет духовного над материальным

18

16

20

10

14

15

24

19

Созидательный труд

13

15

12

9

13

16

16

11

Коллективизм

7

9

5

10

7

8

6

7

Другое

5

6

4

4

5

3

5

6

Затрудняюсь ответить

3

3

2

1

2

1

2

5

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) 18 октября 2023 г. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

ВЦИОМ, 23 ноября 2023 г.
Подробнее см.: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/cennost-1-navstrechu-godu-semi


Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887