Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 957 - 958
20 сентября - 3 октября 2022

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

"РИА Новости" о мировом населении
"Полит.ру" о продолжительности жизни и здоровье пожилых
"Если быть точным" об эмиграции из России
"Financial Times" о последствиях COVID-19
"Известия" о необходимости вакцинации против COVID-19
"Независимая газета" о прогрессе в области здравоохранения в Китае

"Ведомости" о пенсионных накоплениях
"Известия" об уровне бедности в России
"Коммерсантъ" о нехватке специалистов
"Le Figaro" о молодежной преступности во Франции
"The Atlantic" о проблеме детских садов в США

о проблеме детских садов в США

Кризис детских садов в США

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Рост стоимости услуг по уходу за детьми в США - это острая проблема. Она усугубляется тем фактом, что возможность получить услуги по уходу за детьми снизилась. Причём более половины населения страны проживает в регионах, где детсады недоступны вовсе, пишет The Atlantic.

Дошкольное образование имеет огромное значение, так почему детям не гарантирован доступ к нему?

Когда несколько лет назад Охейя Круз Бэнкс (Ojeya Cruz Banks) переехала из Новой Зеландии в штат Огайо, ей пришлось решать массу непростых вопросов, чтобы наладить свою новую жизнь. Но Круз Бэнкс - профессор Университета Денисона, одинокая мама и моя соседка, с которой мы сдружились, - очень обрадовалась, когда ей удалось найти дом рядом с государственной начальной школой. Она полагала, что она будет отводить и забирать дочку из школы пешком - для нее это было очень важно, потому что у нее на тот момент еще не было машины. К сожалению, когда она отправилась записывать дочь в детский сад, ее ждал крайне неприятный сюрприз: единственным доступным вариантом оказалась программа кратковременного пребывания, в рамках которой детей отвозят на автобусе в детский сад на окраине города. В округе было некоторое количество мест в группах полного дня, однако все они были распределены еще весной, и они были платными. "Меня это шокировало: они платные? Что происходит? Государственные школы здесь платные?" - рассказала она мне.

Многие родители в Соединенных Штатах, как и Круз Бэнкс, возможно, полагают, что бесплатные детские сады с группами полного дня - это неотъемлемая часть американской системы государственного образования. Я сама была одной из таких матерей до те пор, пока моему младшему не пришлось участвовать в лотерее за места в детских садах нашего округа. Когда за ним закрепили место в группе кратковременного пребывания, меня охватили сильная тревога и досада. И мое состояние вполне понятно с учетом того, что формально государственное образование в стране осуществляется по программе K-12, которая включает в себя дошкольное и все ступени школьного образования. Но несмотря на то, что уже много десятилетий детские сады располагаются в зданиях начальных школ, в большинстве штатов их посещение не обязательно, и многие штаты принимают собственные законы и нормы финансирования дошкольного образования.

Большинство американских детей ходят в детские сады, и 79% из этих детей посещают группы полного дня. Однако это крайне важная ступень образования не гарантирована детям по всей стране. Политика властей касательно детских садов варьируется от штата к штату, от округа к округу и даже внутри отдельных школ. Минимум в 29 штатах - как республиканских, так и демократических - не действует обязательное требование, чтобы округи предоставляли всем детям места в группах полного дня. А некоторые семьи попросту не могут себе позволить оплачивать посещение ребенком группы полного дня, даже если им выделят место в ней. Хотя взимание платы за детские сады не является нормой, в 2013 году минимум 12 штатов позволяли школам взимать плату за посещение государственного детского сада - обычно это несколько тысяч долларов в год, - хотя насколько распространенной была эта практика, непонятно. Дети из семей с низким уровнем дохода, имеют право на финансовую поддержку, однако многие семьи среднего класса с трудом оплачивают дошкольное образование своих детей, что, в сущности, превращает детские сады в классовую привилегию.

Получается, что довольно значительное число детей - включая каждого пятого ребенка, который попадает в группу кратковременного пребывания, детей, зачисленных на полный день, чьи родители вынуждены за это платить, и небольшое число детей, которые вовсе не посещают детские сады, - не имеют свободного доступа к образованию, которое они заслуживают. В таких случаях родителям приходится прилагать массу усилий, либо чтобы оплачивать посещение ребенком детского сада, либо чтобы обеспечить ему дневной присмотр в те часы, когда группы кратковременного пребывания уже не работают. Как это часто случается с американскими семьями, где есть маленькие дети, родители оказываются наедине со своими проблемами, лишенные общественной поддержки в тот момент, когда их дети больше всего нуждаются в заботе и образовании.

Интеграция детских садов в систему американских государственных школ происходила постепенно. Детские сады появились в XIX веке как новое предприятие в сфере образования, финансируемое из частных источников. К началу Первой мировой войны детские сады уже были во всех крупных городских школьных округах, и к 1965 году их посещали более 2 миллионов детей в 40 штатах. Большинство дошкольных программ включали в себя только группы кратковременного пребывания, но за последние несколько десятилетий программы полного дня стали гораздо более распространенными. Эта ступень образования привлекла заметно больше внимания в начале 2000-х годов, когда был принят Закон "No Child Left Behind Act" ("Ни один ребенок не останется без внимания") и возникло движение за проведение реформ в области образования. По словам Рольфа Графвальнера (Rolf Grafwallner), директора программы дошкольного образования в Совете руководителей государственных школ, в тот момент эксперты настаивали, чтобы в детских садах помимо игр и социализации больше внимания уделялось обучению. Программа обучения в детских садах была еще раз пересмотрена в рамках инициативы Common Core State Standards Initiative. Но, несмотря на улучшение учебной программы и увеличение числа зачисленных детей, такие проблемы, как высокая плата за обучение и несовершенство программ кратковременного пребывания - возможно, две главные проблемы детских садов сегодня - остались нерешенными.

В настоящее время детские сады все еще находятся в своего рода "серой зоне": места в них не гарантированы, их посещение необязательно, во многих штатах они не получают полноценного финансирования. Однако эта ступень образования крайне важна, потому что развитие детей сильно страдает, если они не посещают детские сады. Для многих детей эта ступень становится этапом знакомства с формальным школьным образованием. Программы варьируются, однако они все равно как правило охватывают основы ключевых школьных предметов, каких как чтение и математика, а также включают в себя развитие базовых социальных, эмоциональных и моторных навыков. Значение этой ступени образования невозможно переоценить. В возрасте 5 и 6 лет дети переживают очень важную стадию развития мозга. Работники сферы образования, активисты, ученые и чиновники сходятся во мнении, что программы полного дня очень полезны для детей, как в образовательном плане, так и в плане социализации. Результаты исследований показали, что дети, посещающие в детских садах группы полного дня, демонстрируют более высокие результаты в области грамотности, чем те, кто посещает группы кратковременного пребывания. И это преимущество сохраняется в дальнейшем.

Родители, чьим детям не достаются места в группах полного дня, вынуждены самостоятельно компенсировать этот пробел в обучении. Анна Бейкер (Anna Baker), мама из Маршфилда, штат Массачусетс, пыталась решить эту проблему для своей дочери, организуя встречи с другими детьми и записав ее на уроки фортепиано, а также на дополнительные занятия, которые проводят учителя, ушедшие на пенсию. "Занятия были разрозненными и обходились дорого, и я очень переживала. Потому что ее сверстники получали этот дополнительный опыт, эти знания, они больше рисовали и занимались физкультурой, они более полноценно социализировались в соответствии с возрастом", - рассказал она. Но Бейкер считала, что ей все равно повезло. Родители некоторых друзей ее дочери не могли оплачивать посещение группы полного дня, даже если бы они получили там место, и у них не было возможности платить за дополнительные занятия, когда их дети посещали группы кратковременного пребывания, как это делала Бейкер.

Рейчел Абель (Rachael Abell), глава школьного комитета в Беверли, штат Массачусетс, - где до 2018 года посещение детского сада на полный день стоило 4 тысячи долларов в год, - эта проблема доступности казалась настоящим моральным провалом со стороны ее округа. "Бюджет - это наш наставительный документ, это то, во что мы верим, - сказала она. - Получается, что мы говорим нашим гражданам: если вы можете позволить себе государственное образование, вы его получите, а если нет, то вы можете рассчитывать только на половину дня". Ей было крайне неприятно видеть, как родители просят денежные дотации на обучение или как им приходится забирать детей из школ, потому что они больше не в состоянии за них платить. Поэтому вместе с другими членами комитета Абель добилась постепенного уменьшения платы за детские сады, а затем и полной ее отмены в 2020 году.

Когда правительство не гарантирует адекватное школьное образования самой первой ступени, это бремя всем своим весом ложится на семью, как сказала Анна Томас (Anna Thomas), старший аналитик правозащитной группы Voices for Utah Children. "Все давление, все проблемы, все последствия неработающей системы ложатся на семью, в первую очередь на матерей". Для многих людей это бремя становится непереносимым. В половине американских семей работают оба родителя, и 71% матерей детей до 18 лет вынуждены работать. Именно по этой причине любые решения, позволяющие увеличить доступность групп полного дня в детских садах, находят широкую поддержку среди родителей. К примеру, в Юте, где только у одной трети детей есть доступ к группам полного дня, 68% избирателей поддерживают расширение детских садов полного дня, а 69% даже готовы платить больше налогов, чтобы способствовать этому.

Значение гарантированного универсального, бесплатного доступа к детским садам полного дня никогда не было столь очевидным. Пандемия позволила увидеть тяжелые последствия изоляции семей: психологическое состояние родителей резко ухудшилось, дети начали сильно отставать от программы, множество матерей были вынуждены уволиться с работы. Количество зачисленных в детские сады детей упало до уровня, которого не было с 2000-х годов, а государственные сады потеряли 340 тысяч детей с 2019 по 2020 год - это отчасти объясняется падением рождаемости, которое, однако, является далеко не единственным фактором. И Соединенным Штатам уже некуда отступать дальше: по данным ЮНИСЕФ за 2020 год, Америка занимает одну из самых низких строчек среди развитых стран по показателям благополучия детей, в которых учитываются такие параметры, как уровень социализации и достижений в математике и чтении.

Сейчас, когда цены на продукты питания растут, инфляция бьет исторические рекорды, цены на бензин зашкаливают, американским семьям, включая мою, нужна помощь. Недавно я узнала, что мой младший сын сможет посещать группу полного дня в детском саду, потому что тот, кому предназначалось это место, от него отказался. Эта новость принесла мне облегчение, но вместе с ним появилась и тревога. Я не могу отказаться от программы обучения, игр и социализации, которые моему сыну предлагает группа полного дня, но за это мне придется платить почти 4 тысячи долларов в год, а это значит, что я смогу откладывать меньше денег на оплату медицинских услуг, на экстренные нужны и на покрытие роста стоимости жизни. Хотя это вряд ли можно считать идеальным решением кризиса детских садов и это не поможет нам компенсировать те потери в области образования, которые мы понесли за последние несколько лет, внедрение общенациональной бесплатной программы детских садов полного дня станет столь необходимой поддержкой для семей по всей стране. Давно пора это сделать.

Кейжа ПАРССИНЕН (Keija PARSSINEN). The Atlantic, США
ИноСМИ.RU, 11 сентября 2022 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.