Институт демографии НИУ ВШЭ имени А.Г. Вишневского

№ 903 - 904
31 мая - 13 июня 2021

ISSN 1726-2891

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Читайте книги

Демографическое развитие России: тенденции, прогнозы, меры

National tuberculosis prevalence surveys 2007-2016

Женщины и мужчины Казахстана 2015-2019

BRICS. Joint statistical publication 2020

Итоги диспансеризации определенных групп взрослого населения Российской Федерации 2013-2018 гг.

По страницам журналов «Демографическое обозрение» и «Гигиена и санитария»

Содержание журнала «Population and development review»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
РОССИИ:
ТЕНДЕНЦИИ, ПРОГНОЗЫ, МЕРЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ДОКЛАД - 2020

Ответственный редактор С.В. Рязанцев

М., ООО "Объединенная редакция", 2020, 156 страниц

https://www.isras.ru/files/File/publ/Nats_demograf_doklad_2020.pdf

Выполненный расчет показывает, что даже если бы удалось достигнуть величины суммарного коэффициента рождаемости соответствующего показателям простого воспроизводства населения (2,1-2,15), все равно число рождений было бы меньше числа умерших, которое пока достигло только отметки в 1,8 млн. человек. Тем, не менее, необходимо предпринимать не только меры, стимулирующие рождение детей (они в основном решают социальные задачи), но и вовлекать в этот процесс большее количество женщин репродуктивного возраста воздействуя на их отношение к браку и рождению детей. К этим мерам могут быть отнесены снижение возраста вступления в брак и более раннее рождение первого ребенка (обычно у более молодых брачных пар рождается больше детей, чем у тех, у кого брачное состояние наступает после 30-35 лет), сокращение разными мерами, в том числе и стимулирующими, числа юридически не оформленных браков (рождаемость в так называемых гражданских браках значительно меньше, чем в официально оформленных), ограничение вывоза детей за границу одним из разведенных родителей, сокращение численности молодых женщин выезжающих за пределы страны для решения брачных и иных проблем (здесь возможен комплекс мер не противоречащих демократическим нормам, среди которых, напр., стимулирование молодых мужчин обустраиваться семьей) и т.д.

Страница 10

Для того, чтобы выявить источники неэффективной реализации Национальных проектов практически на половине российских территорий, важно рассмотреть ключевые направления проектов, направленных на рост продолжительности жизни, а это: здоровый образ жизни, который должен привести к снижению преждевременной смертности в трудоспособных возрастах, борьба с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, как ведущими причинами смерти.
Наиболее проблематичной является оценка эффекта мер по оздоровлению образа жизни. Понятно, что инерционность этих процессов не позволяет рассчитывать на какие-либо эффекты в течение одного года реализации мер. Вместе с тем, следует отметить, что меры по стимулированию здорового образа жизни, предусмотренные Национальным проектом, не оторваны от предыдущей политики, а лишь продолжают, развивают и усиливают сформулированные ранее стратегии по борьбе с злоупотреблением алкоголем и табакокурением, здоровому питанию и физической активности. Таким образом, можно ожидать, что дополнительные меры Национального проекта могли бы дать кумулятивный эффект.

Страницы 57-58

Сравнение динамики продолжительности жизни в 2019 г. и в период, предшествующий реализации Национальных проектов, свидетельствует о неоднозначных результатах. В целом по России ситуация практически не изменилась: среднегодовые темпы в 2013-2018 г. и прирост в 2019 г. составили соответственно у мужчин 0,53 и 0,48 года, у женщин 0,29 и 0,31 года. При этом на 41 территории для мужчин и на 36 территориях для женщин динамика продолжительности жизни в 2019 была менее позитивной (или даже негативной) в сравнении со среднегодовыми изменениями показателя в 2013-2018 гг. В географическом отношении более позитивной динамикой отличались, и у мужчин, и у женщин, территории Северо-Запада, Центра России, Приволжского и отчасти Уральского регионов, негативный тренд был более характерен для регионов Сибири и Дальнего Востока.
Источники неэффективной (по критерию продолжительности жизни населения) реализации Национальных проектов практически на половине российских территорий связаны с недостижением прогресса по ключевым приоритетам: болезням системы кровообращения, новообразованиям и смертности населения трудоспособного возраста.

Страница 65

Прогнозная динамика численности населения России на период до 2050 г. (стр. 141)

Годы

Наиболее вероятный прогноз

Оптимистичный прогноз (с учетом дополнительных мер политики)

Численность населения на начало года (тыс. человек)

Изменение численности населения за предыдущий год

в том числе:

Численность населения на начало года (тыс. человек)

Изменение численности населения за предыдущий год

в том числе:

естес-твенный прирост

мигра-ционный прирост

естес-твенный прирост

мигра-ционный прирост

2021

146428,8

-319,7

-391,1

71,4

146438,9

-309,7

-381,1

71,4

2022

146156,1

-272,7

-415,8

143,1

146193,8

-245,0

-388,1

143,1

2023

145933,5

-222,6

-437,7

215,0

146015,9

-178,0

-393,0

215,0

2024

145769,7

-163,8

-456,6

292,8

145913,6

-102,3

-395,1

292,8

2025

145589,4

-180,3

-473,7

293,4

145812,3

-101,3

-395,6

294,3

2026

145397,4

-192,0

-485,9

293,8

145716,8

-95,5

-391,2

295,7

2027

145198,0

-199,4

-493,8

294,5

145631,5

-85,3

-382,6

297,2

2028

144996,4

-201,6

-496,7

295,1

145561,4

-70,1

-368,8

298,7

2029

144799,3

-197,1

-492,8

295,7

145513,6

-47,8

-348,0

300,2

2030

144613,2

-186,1

-482,5

296,4

145494,6

-19,1

-320,8

301,7

2031

144443,7

-169,5

-466,6

297,0

145510,2

15,6

-287,6

303,2

2032

144298,2

-145,5

-443,3

297,7

145567,8

57,6

-247,1

304,7

2033

144181,2

-117,0

-415,4

298,4

145672,8

105,0

-201,2

306,2

2034

144097,5

-83,6

-382,8

299,2

145830,8

158,0

-149,8

307,8

2035

144049,2

-48,3

-348,3

299,9

146045,0

214,1

-95,2

309,3

2036

144035,3

-13,9

-314,6

300,7

146315,4

270,4

-40,5

310,9

2037

144054,1

18,8

-282,7

301,5

146641,1

325,7

13,3

312,4

2038

144101,8

47,7

-254,6

302,3

147019,2

378,1

64,1

314,0

2039

144176,6

74,8

-228,3

303,1

147448,1

428,9

113,4

315,5

2040

144276,0

99,4

-204,5

303,9

147925,4

477,3

160,2

317,1

2041

144396,8

120,7

-184,0

304,8

148447,7

522,3

203,6

318,7

2042

144535,7

138,9

-166,7

305,7

149011,6

563,9

243,6

320,3

2043

144691,8

156,2

-150,4

306,5

149615,9

604,3

282,4

321,9

2044

144862,9

171,1

-136,4

307,5

150257,8

641,9

318,4

323,5

2045

145045,2

182,3

-126,1

308,4

150932,8

675,0

349,8

325,1

2046

145234,9

189,7

-119,5

309,3

151636,7

703,9

377,1

326,8

2047

145428,7

193,8

-116,4

310,2

152365,5

728,8

400,4

328,4

2048

145627,4

198,7

-112,6

311,2

153120,8

755,3

425,3

330,0

2049

145832,8

205,4

-106,9

312,3

153905,7

784,9

453,3

331,7

2050

146044,7

212,0

-101,3

313,3

154720,8

815,1

481,7

333,3

В докладе рассматривается специфика демографической ситуации в России в 2018-2020 годах, в том числе динамика и особенности брачности, рождаемости, смертности, формирования трудовых ресурсов, старения, поддержки старшего поколения, миграционных процессов. Также представлен прогноз возможного влияния мер, обозначенных Президентом Российской Федерации в 2020 году, на перспективы демографического развития России по двум вариантам (сценариям) до 2050 года.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ I
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ В 2018-2020 ГОДАХ

1.1. Особенности демографического развития на федеральном уровне
1.2. Демографический баланс регионов России
1.3. Динамика брачности и разводимости в России
1.4. Особенности рождаемости в России
1.5. Особенности смертности в России
1.6. Динамика численности трудовых ресурсов и потенциала старшего населения в России
1.7. Динамика внутренней миграции в России
1.8. Влияние пандемии COVID-19 на демографические и миграционные процессы в России в 2020 году

РАЗДЕЛ II
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕР, ОБОЗНАЧЕННЫХ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ В 2020 ГОДУ, НА ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

2.1. Потенциальное влияние мер на укрепление института семьи и перспективы рождаемости
2.2. Возможное влияние мер на старшее поколение современной России
2.3. Возможное влияние мер на обеспеченность российской экономики трудовыми ресурсами
2.4. Возможное влияние мер на траектории смертности российского населения, в разрезе причин и возраcтов
2.5. Возможное влияние мер на привлечение миграционного потенциала и наращивание человеческого потенциала России
2.6. Варианты демографического прогноза России с учетом вероятного влияния мер на процессы воспроизводства и миграции населения

Список литературы и источников

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.