Выполненный расчет показывает, что даже если бы
удалось достигнуть величины суммарного коэффициента рождаемости
соответствующего показателям простого воспроизводства населения
(2,1-2,15), все равно число рождений было бы меньше числа
умерших, которое пока достигло только отметки в 1,8 млн. человек.
Тем, не менее, необходимо предпринимать не только меры, стимулирующие
рождение детей (они в основном решают социальные задачи),
но и вовлекать в этот процесс большее количество женщин репродуктивного
возраста воздействуя на их отношение к браку и рождению детей.
К этим мерам могут быть отнесены снижение возраста вступления
в брак и более раннее рождение первого ребенка (обычно у более
молодых брачных пар рождается больше детей, чем у тех, у кого
брачное состояние наступает после 30-35 лет), сокращение разными
мерами, в том числе и стимулирующими, числа юридически не
оформленных браков (рождаемость в так называемых гражданских
браках значительно меньше, чем в официально оформленных),
ограничение вывоза детей за границу одним из разведенных родителей,
сокращение численности молодых женщин выезжающих за пределы
страны для решения брачных и иных проблем (здесь возможен
комплекс мер не противоречащих демократическим нормам, среди
которых, напр., стимулирование молодых мужчин обустраиваться
семьей) и т.д.
Страница 10
Для того, чтобы выявить источники неэффективной
реализации Национальных проектов практически на половине российских
территорий, важно рассмотреть ключевые направления проектов,
направленных на рост продолжительности жизни, а это: здоровый
образ жизни, который должен привести к снижению преждевременной
смертности в трудоспособных возрастах, борьба с сердечно-сосудистыми
и онкологическими заболеваниями, как ведущими причинами смерти.
Наиболее проблематичной является оценка эффекта мер по оздоровлению
образа жизни. Понятно, что инерционность этих процессов не
позволяет рассчитывать на какие-либо эффекты в течение одного
года реализации мер. Вместе с тем, следует отметить, что меры
по стимулированию здорового образа жизни, предусмотренные
Национальным проектом, не оторваны от предыдущей политики,
а лишь продолжают, развивают и усиливают сформулированные
ранее стратегии по борьбе с злоупотреблением алкоголем и табакокурением,
здоровому питанию и физической активности. Таким образом,
можно ожидать, что дополнительные меры Национального проекта
могли бы дать кумулятивный эффект.
Страницы 57-58
Сравнение динамики продолжительности жизни в 2019
г. и в период, предшествующий реализации Национальных проектов,
свидетельствует о неоднозначных результатах. В целом по России
ситуация практически не изменилась: среднегодовые темпы в
2013-2018 г. и прирост в 2019 г. составили соответственно
у мужчин 0,53 и 0,48 года, у женщин 0,29 и 0,31 года. При
этом на 41 территории для мужчин и на 36 территориях для женщин
динамика продолжительности жизни в 2019 была менее позитивной
(или даже негативной) в сравнении со среднегодовыми изменениями
показателя в 2013-2018 гг. В географическом отношении более
позитивной динамикой отличались, и у мужчин, и у женщин, территории
Северо-Запада, Центра России, Приволжского и отчасти Уральского
регионов, негативный тренд был более характерен для регионов
Сибири и Дальнего Востока.
Источники неэффективной (по критерию продолжительности жизни
населения) реализации Национальных проектов практически на
половине российских территорий связаны с недостижением прогресса
по ключевым приоритетам: болезням системы кровообращения,
новообразованиям и смертности населения трудоспособного возраста.
Страница 65
Прогнозная динамика численности населения
России на период до 2050 г. (стр. 141)
Годы
|
Наиболее вероятный прогноз
|
Оптимистичный прогноз (с учетом дополнительных
мер политики)
|
Численность населения на начало года (тыс.
человек)
|
Изменение численности населения за предыдущий
год
|
в том числе:
|
Численность населения на начало
года (тыс. человек)
|
Изменение численности населения за предыдущий
год
|
в том числе:
|
естес-твенный прирост
|
мигра-ционный прирост
|
естес-твенный прирост
|
мигра-ционный прирост
|
2021
|
146428,8
|
-319,7
|
-391,1
|
71,4
|
146438,9
|
-309,7
|
-381,1
|
71,4
|
2022
|
146156,1
|
-272,7
|
-415,8
|
143,1
|
146193,8
|
-245,0
|
-388,1
|
143,1
|
2023
|
145933,5
|
-222,6
|
-437,7
|
215,0
|
146015,9
|
-178,0
|
-393,0
|
215,0
|
2024
|
145769,7
|
-163,8
|
-456,6
|
292,8
|
145913,6
|
-102,3
|
-395,1
|
292,8
|
2025
|
145589,4
|
-180,3
|
-473,7
|
293,4
|
145812,3
|
-101,3
|
-395,6
|
294,3
|
2026
|
145397,4
|
-192,0
|
-485,9
|
293,8
|
145716,8
|
-95,5
|
-391,2
|
295,7
|
2027
|
145198,0
|
-199,4
|
-493,8
|
294,5
|
145631,5
|
-85,3
|
-382,6
|
297,2
|
2028
|
144996,4
|
-201,6
|
-496,7
|
295,1
|
145561,4
|
-70,1
|
-368,8
|
298,7
|
2029
|
144799,3
|
-197,1
|
-492,8
|
295,7
|
145513,6
|
-47,8
|
-348,0
|
300,2
|
2030
|
144613,2
|
-186,1
|
-482,5
|
296,4
|
145494,6
|
-19,1
|
-320,8
|
301,7
|
2031
|
144443,7
|
-169,5
|
-466,6
|
297,0
|
145510,2
|
15,6
|
-287,6
|
303,2
|
2032
|
144298,2
|
-145,5
|
-443,3
|
297,7
|
145567,8
|
57,6
|
-247,1
|
304,7
|
2033
|
144181,2
|
-117,0
|
-415,4
|
298,4
|
145672,8
|
105,0
|
-201,2
|
306,2
|
2034
|
144097,5
|
-83,6
|
-382,8
|
299,2
|
145830,8
|
158,0
|
-149,8
|
307,8
|
2035
|
144049,2
|
-48,3
|
-348,3
|
299,9
|
146045,0
|
214,1
|
-95,2
|
309,3
|
2036
|
144035,3
|
-13,9
|
-314,6
|
300,7
|
146315,4
|
270,4
|
-40,5
|
310,9
|
2037
|
144054,1
|
18,8
|
-282,7
|
301,5
|
146641,1
|
325,7
|
13,3
|
312,4
|
2038
|
144101,8
|
47,7
|
-254,6
|
302,3
|
147019,2
|
378,1
|
64,1
|
314,0
|
2039
|
144176,6
|
74,8
|
-228,3
|
303,1
|
147448,1
|
428,9
|
113,4
|
315,5
|
2040
|
144276,0
|
99,4
|
-204,5
|
303,9
|
147925,4
|
477,3
|
160,2
|
317,1
|
2041
|
144396,8
|
120,7
|
-184,0
|
304,8
|
148447,7
|
522,3
|
203,6
|
318,7
|
2042
|
144535,7
|
138,9
|
-166,7
|
305,7
|
149011,6
|
563,9
|
243,6
|
320,3
|
2043
|
144691,8
|
156,2
|
-150,4
|
306,5
|
149615,9
|
604,3
|
282,4
|
321,9
|
2044
|
144862,9
|
171,1
|
-136,4
|
307,5
|
150257,8
|
641,9
|
318,4
|
323,5
|
2045
|
145045,2
|
182,3
|
-126,1
|
308,4
|
150932,8
|
675,0
|
349,8
|
325,1
|
2046
|
145234,9
|
189,7
|
-119,5
|
309,3
|
151636,7
|
703,9
|
377,1
|
326,8
|
2047
|
145428,7
|
193,8
|
-116,4
|
310,2
|
152365,5
|
728,8
|
400,4
|
328,4
|
2048
|
145627,4
|
198,7
|
-112,6
|
311,2
|
153120,8
|
755,3
|
425,3
|
330,0
|
2049
|
145832,8
|
205,4
|
-106,9
|
312,3
|
153905,7
|
784,9
|
453,3
|
331,7
|
2050
|
146044,7
|
212,0
|
-101,3
|
313,3
|
154720,8
|
815,1
|
481,7
|
333,3
|
|