Для цитирования: Щербакова Е.М.
Иностранная рабочая сила в России по итогам 2020 года // Демоскоп
Weekly. 2021. № 901-902. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2021/0901/barom01.php
|
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
|
|
|
|
|
|
|
Иностранная
рабочая сила в России
по итогам 2020 года
|
Рубрику ведет
|
|
Екатерина
ЩЕРБАКОВА
|
|
К концу 2020 года число иностранцев с действующим разрешением
на работу в России снизилось до 53 тысяч человек, с действующим
патентом - до 1071 тысячи человек
После распада СССР в России появилось значительное число
иностранных работников - иностранных граждан и лиц без гражданства,
временно пребывающих в Российской Федерации и осуществляющих трудовую
деятельность в установленном порядке. Иностранные граждане, осуществляющие
трудовую деятельность без законодательно установленных разрешительных
документов (нелегально), официально не учитываются. Однако важно
отметить, что правила учета иностранных работников в России, как
и всех мигрантов, неоднократно изменялись, что создает определенные
проблемы сопоставимости данных за разные периоды времени.
До 2011 года сведения об иностранных работниках, осуществляющих
трудовую деятельность в России в установленном порядке (легально),
разрабатывались Федеральной миграционной службой на основании[1]:
- выданных разрешений на работу для иностранных граждан из стран
с визовым порядком въезда (из стран дальнего зарубежья, Туркмении,
а с 2009 года и Грузии);
- уведомлений от работодателей, привлекающих иностранных работников,
которые являются гражданами стран с безвизовым порядком въезда
в Россию (стран СНГ: Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии,
Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, кроме Белоруссии,
образующей союзное государство с Россией);
- выданных разрешений на работу лицам без гражданства.
В середине 1990-х годов число иностранных работников
в России возросло почти до 300 тысяч человек, но затем стало сокращаться,
снизившись до 211 тысяч человек в 1999 году. Затем рост возобновился,
особенно быстрый начиная с 2005 года (рис. 1). В 2006 г.[2]
произошла серьезная реформа в сфере привлечения иностранных работников
в России, в результате которой возможности легализации их существенно
упростились. В результате число выданных разрешений на работу увеличилось
наиболее резко в 2007 г.
В 2008 году численность официально привлеченных иностранных
работников в России достигла наибольшей величины – 2426 тысяч человек
(в том числе 1780 тысячи человек из стран СНГ, не считая трудовых
мигрантов из Белоруссии, в отношении которых порядок регулирования
привлечения иностранной рабочей силы не применяется). В связи с
развернувшимся в 2008 году мировым финансово-экономическим кризисом
и спадом экономической активности в отдельных отраслях (например,
в строительстве) в 2009 году численность иностранных работников
в России несколько сократилась, составив 2224 тысячи человек (на
8,3% меньше, чем в предшествующем 2008 году). В 2010 году сокращение
ускорилось - численность иностранных работников снизилась до 1641
тысячи человек (на 26,2% меньше, чем в 2009 году).
Начиная с 2011 года сведения об иностранных гражданах,
осуществляющих трудовую деятельность на территории России, стали
разрабатываться на основании выданных разрешений на работу
(для иностранных граждан и для лиц без гражданства, прибывших в
визовом и безвизовом порядке въезда) и патентов на осуществление
трудовой деятельности (для иностранных граждан и лиц без гражданства,
прибывших в порядке, не требующем получения визы)[3].
Число иностранных граждан, имеющих действительные разрешения
на работу на территории России[4],
вначале увеличивалось, составив в 2011 году почти 1028 тысяч человек,
а в 2012 году - 1149 тысяч человек. В 2013 году оно несколько сократилось,
снизившись к концу года до 1112 тысяч человек (-3%). Снижение продолжалось
и в 2014 году - до 1044 тысячи человек (-6%).
В 2015 году в связи с сокращением квот, изменением правил
получения разрешительных документов на работу, ухудшением возможностей
заработка в России из-за экономического спада и снижения курса рубля
число иностранных граждан, имевших действительные разрешения на
работу в России, сократилось в разы. К концу 2015 года оно составило
182,4 тысячи человек (в 5,7 раза меньше, чем в 2014 году), год спустя
– 143,9 тысячи человек (-21%), к концу 2017 года – 114,9 тысячи
человек (-20%), к концу 2018 года – 93,2 тысячи человек (-19%),
к концу 2019 года – до 83,2 тысячи человек (-11%), а к концу 2020
года – до 52,8 тысячи человек (-37%).
Рисунок 1. Численность иностранных граждан,
осуществлявших трудовую деятельность в России, 1994-2021 годы, тысяч
человек на конец года*
* 1994-2010 годы - по данным МВД и ФМС
России, включая лиц без гражданства; 2011-2012
годы - число имевших действующее разрешение на работу на конец года
и получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических
лиц в течение года; 2013-2021 годы – число имевших действующее разрешение
на работу или действующий патент на конец года (2021 год – на конец
марта)
В IV квартале 2020 года получили разрешение на работу
всего 12,0 тысячи иностранных граждан, из них большинство (93%)
на срок от 9 до 12 месяцев. Наиболее крупными поставщиками рабочей
силы из стран дальнего зарубежья являются Китай, Вьетнам, Турция,
Индия, Сербия.
По данным, опубликованным Министерством внутренних дел
Российской Федерации[5], за
I квартал 2021 года иностранным гражданам и лицам без гражданства
было оформлено более 14 тысяч разрешений на работу, что на 13% меньше,
чем за тот же период 2020 года (16,1 тысячи), но на 17% больше,
чем в IV квартале 2020 года. Число лиц, имевших действительное разрешение
на работу в России, возросло к концу марта 2021 года до 68,4 тысячи.
Это на 34% меньше, чем годом ранее (104,1 тысячи человек на конец
марта 2020 года), но на 30% больше, чем в конце 2020 года.
Одновременно с сокращением численности иностранных граждан,
имеющих действительное разрешение на работу, среди них повысилась
доля высококвалифицированных специалистов. В конце 2019 года она
превышала 57% (47,7 тысячи человек), тогда как в конце 2018 года
составляла 50% (46,7 тысячи человек), в конце 2017 года - 40% (45,8
тысячи человек), в конце 2016 года - 29% (41,3 тысячи человек),
а в конце 2015 года - 18% (33,7 тысячи человек).
В отличие от тенденции сокращения числа иностранных
граждан, получивших разрешение на работу в России, число иностранцев,
получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических
лиц, устойчиво и быстро возрастало в 2011-2014 годах. В течение
2011 года патенты получили 765 тысяч человек, в 2012 году – 1080
тысяч человек (+41%), в 2013 году – 1357 (+26%), в 2014 году – 2134
тысячи человек (в 1,6 раза больше, чем в 2013 году). В конце 2014
года действительные патенты имели 2079,8 тысячи иностранцев (на
86% больше, чем годом ранее – 1117,8 тысячи человек).
В 2015 году число иностранных граждан, получивших патенты
на осуществление трудовой деятельности, несмотря на существенное
расширение возможностей их приобретения, заметно сократилось (напомним,
что одновременно отпала необходимость получения разрешительных документов
на работу для граждан Армении, Казахстана и Киргизии). По данным
ФМС, было оформлено 1788 тысяч патентов, что на четверть меньше,
чем за предыдущий 2014 год. К концу 2015 года численность иностранцев,
имевших действительный патент, снизилась до 1656,3 тысячи человек
(на 20% меньше, чем в конце 2014 года), а к концу 2016 года – до
1543,4 тысячи человек (на 7% меньше, чем в конце 2015 года).
В 2017 году численность иностранцев с действительным
патентом на осуществление трудовой деятельности в России вновь стала
расти. К концу 2017 года она увеличилась до 1649,1 тысячи человек
(на 6,8% больше, чем годом ранее), к концу 2018 года – до 1661,9
тысячи человек (+0,8%), к концу 2019 года – до 1693,5 тысячи человек
(+1,9%). Однако в условиях пандемии COVID-19, введения карантинных
мер и экономического спада она снизилась на 37% - до 1071,3 тысячи
человек к концу 2020 года.
В течение IV квартала 2020 года патент получили 219,2
тысячи иностранных граждан (на 41% меньше, чем за тот же период
2019 года). Большинство иностранных граждан, имевших действующий
патент на осуществление трудовой деятельности (96%), являлись гражданами
Узбекистана, Таджикистана, Украины.
По данным МВД России, за I квартал 2021 года иностранным
гражданам и лицам без гражданства было оформлено 228,6 тысячи патентов,
что на 46% меньше, чем за тот же период 2020 года (426,7 тысячи),
но на 4% больше, чем в IV квартале 2020 года. Число лиц, имевших
действующие патенты, снизилось до 961,9 тысячи, что на 10% меньше,
чем в конце 2020 года, и на 42% меньше, чем годом ранее (1670,3
тысячи человек). Таким образом, число иностранных граждан, имеющих
патенты на осуществление трудовой деятельности в России, продолжало
снижаться в I квартале 2021 года, а число иностранцев, имеющих разрешение
на работу, начало расти, хотя и оставалось на порядок ниже.
Доля иностранных работников в общей численности занятых
в экономике России возросла с 0,2% в 1994 году до 0,5% в 1996 году,
а затем снизилась до 0,3% в 1999-2000 годах (рис. 2). В 2000-е годы
ее рост возобновился и ускорился – в 2008 году иностранные работники
составляли 3,4% от общей численности занятых в России. В 2009 году
их доля снизилась до 3,2%, а в 2010 году до 2,4%.
По данным за 2011 год, доля иностранных работников,
имевших действующее разрешение на работу на конец года, составила
1,5% от общей численности занятых в экономике, а доля получивших
патенты в течение 2011 года - еще 1,1%. В последующие годы доля
иностранных работников, занятых в экономике России, постепенно росла.
В 2014 году она поднялась до 4,4%, при этом доля иностранных работников,
имевших действующее разрешение на работу, снизилась до 1,4%, а доля
получивших патенты повысилась до 3% занятых.
В 2015 году доля учтенных иностранных работников, занятых
в экономике России, сократилась до 2,54% всех занятых. Доля иностранцев
с действующим разрешением на работу снизилась до 0,3% экономически
занятых, с действующим патентом – до 2,3%.
В 2016 году сокращение доли учтенных иностранных работников
продолжалось – она снизилась до 2,3% от всех занятых в экономике,
в том числе иностранцев с действующим разрешением на работу 0,2%,
иностранцев с действующим патентом – 2,1%.
К концу 2017 года доля иностранных работников, занятых
в экономике России, немного увеличилась - до 2,4%. При этом доля
иностранцев с действующим разрешением на работу еще немного снизилась
(0,16% экономически занятых), а с действующим патентом увеличилась
(2,28%). В конце 2018 года она оставалась на том же уровне - 2,4%.
Доля иностранцев с действующим разрешением на работу продолжала
понемногу снижаться (0,13% экономически занятых), а с действующим
патентом - увеличиваться (2,30%).
В 2019 году доля иностранных работников, занятых в экономике
России, немного повысилась - до 2,5% (0,11% с действующим разрешением
на работу, 2,34% с действующим патентом), но в 2020 году она снизилась
до 1,6% (0,07% и 1,52% соответственно). Это является самым низким
значением показателя, начиная с 2007 года.
Рисунок 2. Численность иностранных работников,
осуществлявших трудовую деятельность в России, в общей численности
занятых в экономике России, 1994-2020 годы, % на конец года*
* Рассчитано по данным о численности иностранных
работников, представленным на рис. 1, и данным о численности экономически
занятых в экономике России в соответствующие периоды
[1] См., например, «Регионы
России. Социально-экономические показатели. 2010». М., Росстат,
2011. С. 144.
[2] Новые меры стали действовать
с 2007 г.
[3] До 2015 года разрешение
на работу - документ, подтверждающий право иностранного работника
на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой
деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного
в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя,
на осуществление предпринимательской деятельности.
До 2015 года патент давал право иностранному гражданину, прибывшему
в Россию в порядке, не требующем получения визы, работать только
в том регионе, где он был выдан, только по найму у физических лиц
– граждан России и только в целях их личных и домашних нужд, но
не предпринимательской деятельности.
Начиная с 2015 года численность получивших разрешение на работу
включает численность иностранных граждан, которые прибыли в Российскую
Федерацию в порядке, требующем получения визы, в рамках квоты; квалифицированных
специалистов; высококвалифицированных специалистов; иностранных
граждан, обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной
образовательной организации или образовательной организации высшего
образования по основной профессиональной образовательной программе,
имеющей государственную аккредитацию; иностранных граждан, прибывших
для работы в организациях, зарегистрированных в государствах - членах
ВТО и получивших разрешение на работу. Кроме того, в численность
иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу (на
конец периода), в 2015 году включались данные об иностранных гражданах,
прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения
визы, и имеющих действующее разрешение на работу, выданное в 2014
году.
Численность иностранных граждан, получивших патент, начиная с 2015
года включает численность иностранных граждан, прибывших в Российскую
Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получивших патент,
подтверждающий право на временное осуществление на территории субъекта
Российской Федерации трудовой деятельности у физических и юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, чья деятельность
подлежит регистрации. В нее также включается численность иностранных
граждан, переоформивших патент.
Начиная с 2015 года граждане стран – членов ЕАЭС (Армении, Казахстана
и Киргизии), как и граждане Белоруссии, могут осуществлять трудовую
деятельность в России без оформления разрешительных документов (разрешений
на работу, патентов). – См., например, «Социально-экономическое
положение России. Январь-июль 2016 года» / Ежемесячный доклад. М.,
Росстат, 2016. С. 292 и методические пояснения к предыдущим выпускам
доклада; «Российский статистический ежегодник. 2020». М., Росстат,
2020. С. 145-146.
[4] Включая лиц без гражданства,
но без граждан Белоруссии, а также иностранных граждан, имевших
разрешения на работу сроком до 90 суток, не продленные в дальнейшем
на срок до 1 года.
[5] Сводка основных показателей
деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за
январь - март 2021 года. М., МВД России. - https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/23955653/
(дата обращения: 11 мая 2021).
|