Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 809 - 810
8 - 21 апреля 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Читайте книги

Демографическая история и демографическая теория

Trends in life expectancy in EU and other OECD countries: why are improvements slowing?

Tuberculosis surveillance and monitoring in Europe 2019- 2017 data

Global tuberculosis report 2018

Demographic situation in Georgia. 2017

По страницам журналов «Народонаселение» и «Вопросы экономики»

Содержание журнала «Population and Environment»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

А.Г. Вишневский

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Курс лекций

М., Изд. дом Высшей школы экономики, 2019,
368 страниц


"Как писал Э. Дюркгейм, "в сфере социальной реальности история играет роль, подобную той, какую микроскоп играет в сфере реальности физической". В курсе объединены эмпирическая часть - знакомство с фактами демографической истории - и теоретическая часть - истолкование этих обнаруженных "историческим микроскопом" фактов и их обобщение, поиски закономерных тенденций, прокладывающих себе путь через море случайности".

Стр. 10.

В книге рассматриваются основные особенности возобновления поколений и миграций на разных этапах истории, начиная с древнейших донеолитических населений; исторический переворот в воспроизводстве населения, связанный с неолитической революцией; особенности воспроизводства населения и миграций в постнеолитических аграрных обществах, включая допромышленную Европу. Особое внимание уделяется современной демографической революции, становлению современного типа воспроизводства населения, его характерным чертам, социальным, экономическим, культурным, политическим последствиям.

Цель курса лекций - выработать у студентов концептуальное видение демографического развития как исторического процесса, способствовать формированию их демографического мировоззрения. Особенность курса заключается в параллельном изложении основных фактов демографической истории и теоретических концепций, объясняющих закономерности демографических процессов в разные исторические периоды.

Курс лекций адресован в первую очередь студентам, изучающим демографию и историю, но может быть использован также при преподавании экономических, социологических и политологических дисциплин.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ: Предмет курса

Тема 1. РАЗМНОЖЕНИЕ ЖИВОТНЫХ И ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ

Лекция 1.1. Регулирование численности популяций в природе

1.1.1. Экологическое равновесие и динамика популяций в природе
1.1.2. Биотический потенциал и сопротивление среды
1.1.3. Механизмы регулирования численности популяций в природе
1.1.4. Две стратегии размножения популяций (r-стратегия и K-стратегия)
Контрольные вопросы

Лекция 1.2. Воспроизводство населения как социально управляемый процесс

1.2.1. Множество демографических исходов
1.2.2. Демографическое равновесие
1.2.3. Демографическая система и демографические отношения
Контрольные вопросы

Лекция 1.3. Исторические типы воспроизводства населения

1.3.1. Периодизация демографической истории
1.3.2. Архетип воспроизводства населения
1.3.3. Традиционный тип воспроизводства населения
1.3.4. Современный тип воспроизводства населения
Контрольные вопросы

Тема 2. СМЕРТНОСТЬ

Лекция 2.1. Эпидемиологическая модель смертности и ее исторические формы

2.1.1. Источники информации о смертности прошлых эпох
2.1.2. Зарождение современной статистики смертности и методов ее анализа
2.1.3. Современная статистика смертности. Статистика причин смерти
2.1.4. Факторы смертности и причины смерти
2.1.5. Три эпидемиологические модели смертности
Контрольные вопросы

Лекция 2.2. Архетип и традиционный тип смертности

2.2.1. Архетип: первые шаги социального контроля смертности
2.2.2. Палеолитическая эпидемиологическая модель смертности и продолжительность жизни
2.2.3. Традиционный тип смертности: новые возможности и исторические пределы
2.2.4. "Обычная" традиционная смертность
2.2.5. "Кризисный" компонент традиционной смертности
2.2.6. Традиционная эпидемиологическая модель смертности и продолжительность жизни
Контрольные вопросы

Лекция 2.3. Эпидемиологическая революция и современная эпидемиологическая модель смертности

2.3.1. Сущность эпидемиологической революции и ее исторические предпосылки
2.3.2. Переход к новой эпидемиологической модели смертности
2.3.3. Рост продолжительности жизни
2.3.4. "Вторая эпидемиологическая революция"
2.3.5. Периодизация эпидемиологической революции
2.3.6. Эпидемиологическая революция в России
Контрольные вопросы

Тема 3. РОЖДАЕМОСТЬ

Лекция 3.1. Базовые детерминанты рождаемости

3.1.1. Рождаемость как стохастический процесс
3.1.2. Физиологическая плодовитость и социальное поведение как факторы рождаемости
3.1.3. Непосредственные детерминанты рождаемости
3.1.4. Цена простого воспроизводства
Контрольные вопросы

Лекция 3.2. Архетип и традиционный тип рождаемости

3.2.1. Источники данных о рождаемости и числе детей в прошлом
3.2.2. Архетип рождаемости
3.2.3. Традиционный тип рождаемости
Контрольные вопросы

Лекция 3.3. Становление современного типа рождаемости

3.3.1. На пути к признанию свободы прокреативного выбора
3.3.2. Контрацептивная революция
3.3.3. Снижение рождаемости в развитых странах
3.3.4. Низкая рождаемость и воспроизводство населения
3.3.5. Прокреативная мотивация и ее исторические типы
3.3.6. Глобальные детерминанты низкой рождаемости
3.3.7. Социальное управление рождаемостью и социокультурный отбор
3.3.8. Демографическая политика как элемент социального управления рождаемостью
3.3.9. Демографическая политика и социальная политика
Контрольные вопросы

Лекция 3.4. Рождаемость, брак и семья

3.4.1. Кризис традиционного брака и "второй демографический переход"
3.4.2. Сексуальная революция
3.4.3. Новый брачно-семейный календарь
3.4.4. Регистрируемые и нерегистрируемые браки
3.4.5. Рост внебрачной рождаемости
3.4.6. Использование вспомогательных репродуктивных технологий
3.4.7. Плюрализм семейных форм
Контрольные вопросы

Тема 4. МИГРАЦИЯ

Лекция 4.1. Роль миграций в истории

4.1.1. Источники информации о миграциях в прошлом
4.1.2. Миграции как регулятор численности населения
4.1.3. Донеолитические миграции и расселение человечества
4.1.4. Миграции-нашествия
4.1.5. Колонизационные миграции
4.1.6. Вынужденные миграции
Контрольные вопросы

Лекция 4.2. Миграционный переход

4.2.1. От коллективных к индивидуальным миграциям
4.2.2. Миграционный переход и внутренние миграции
4.2.3. Миграционный переход и международные миграции
Контрольные вопросы

Тема 5. СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Лекция 5.1. Переход к современному типу воспроизводства населения

5.1.1. Новая репродуктивная стратегия вида Homo sapiens
5.1.2. Переход к новому равновесию рождаемости и смертности
5.1.3. Новая возрастная структура населения
5.1.4. Прогрессивность нового типа воспроизводства населения
5.1.5. От жизненного цикла к жизненному пути
Контрольные вопросы

Лекция 5.2. Глобализация современного типа воспроизводства населения

5.2.1. Глобальная эпидемиологическая революция
5.2.2. Запаздывающая глобализация низкой рождаемости
5.2.3. Омоложение и старение мирового населения
5.2.4. Мировой демографический взрыв
5.2.5. Мировая демографическая асимметрия и глобальный миграционный вызов
Контрольные вопросы

Лекция 5.3. Теория демографической революции

5.3.1. Становление и развитие теории демографической революции
5.3.2. Стадии и составные части демографической революции
5.3.3. Демографическая революция в контексте исторических перемен
5.3.4. Теория демографической революции как системная теория
Контрольные вопросы

ЛИТЕРАТУРА

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Demographic history and demographic theory
Course of lectures

The book examines the main features of the replacement of generations and migrations at different stages of history, beginning with the most ancient pre-Neolithic populations. It describes the radical change in population reproduction associated with the Neolithic revolution and the characteristics of population reproduction and migrations in post-Neolithic agrarian societies, including pre-industrial Europe. Particular attention is paid to the modern demographic revolution, the emergence of a modern type of population reproduction, its characteristic features and social, economic, cultural and political consequences.

The aim of the сourse of lectures is to provide students with a conceptual vision of demographic development as a historical process, to contribute to the formation of their demographic worldview. The distinctive feature of the course is the parallel presentation of the main facts of demographic history and theoretical concepts that explain the regularities of demographic processes in different historical periods.

The course is addressed, first of all, to students studying demography and history, but can also be used in teaching economic, sociological and political science disciplines.

Table of contents

INTRODUCTION: The subject of the course

Theme 1. REPRODUCTION OF ANIMAL AND HUMAN POPULATIONS

Lecture 1.1. Wildlife population regulation

1.1.1. Ecological equilibrium and wildlife populations dynamics
1.1.2. Biotic potential and environmental resistance
1.1.3. Mechanisms of wildlife population regulation
1.1.4. Two reproductive strategies (r-strategy and K-strategy)
Review questions

Lecture 1.2. Reproduction of the Human population as a socially controlled process

1.2.1.The set of demographic outcomes
1.2.2. Demographic equilibrium
1.2.3. The demographic system, demographic relations and demographic homeostasis
Review questions

Lecture 1.3. Historical types of human population reproduction

1.3.1. The periodization of demographic history
1.3.2. The archetype of human population reproduction
1.3.3. The traditional type of human population reproduction
1.3.4. The modern type of human population reproduction
Review questions

Theme 2. MORTALITY

Lecture 2.1. The epidemiological model of mortality and its historical forms

2.1.1. Sources of information on mortality in the past
2.1.2. The origin of modern mortality statistics and methods for its analysis
2.1.3. Modern mortality statistics. Statistics of causes of death
2.1.4. Factors of mortality and causes of death
2.1.5. Three epidemiological models of mortality
Review questions

Lecture 2.2. Archetype and traditional type of mortality

2.2.1. Archetype: the first steps of social control of mortality
2.2.2. The Palaeolithic epidemiological model of mortality and life expectancy
2.2.3. The traditional type of mortality: new opportunities and historical limits
2.2.4. "Ordinary" traditional mortality
2.2.5. The "Crisis" component of traditional mortality
2.2.6. The traditional epidemiological model of mortality and life expectancy
Review questions

Lecture 2.3. The epidemiological revolution and the modern epidemiological model of mortality

2.3.1. The essence of the epidemiological revolution and its historical background
2.3.2. Transition to a new epidemiological model of mortality
2.3.3. Increased life expectancy
2.3.4. The "Second epidemiological revolution"
2.3.5. The periodization of the epidemiological revolution
2.3.6. The epidemiological revolution in Russia
Review questions

Theme 3. FERTILITY

Lecture 3.1. Basic determinants of fertility

3.1.1. Fertility as a stochastic process
3.1.2. Fecundity and social behaviour as factors of fertility
3.1.3. Proximate determinants of fertility
3.1.4. The cost of simple reproduction
Review questions

Lecture 3.2. Archetype and the traditional type of fertility

3.2.1. Sources of data on fertility and family size in the past
3.2.2. The archetype of fertility
3.2.3. The traditional type of fertility
Review questions

Lecture 3.3. Formation of the modern type of fertility

3.3.1. On the way to recognizing the freedom of procreative choice
3.3.2. The contraceptive revolution
3.3.3. Decreased fertility in developed countries
3.3.4. Low fertility and population replacement
3.3.5. Procreative motivation and its historical types
3.3.6. The global determinants of low fertility
3.3.7. Social regulation of fertility and socio-cultural selection
3.3.8. Demographic policy as an element of social regulation of fertility
3.3.9. Demographic policy and social policy
Review questions

Lecture 3.4. Fertility, marriage and family

3.4.1. The crisis of traditional marriage and the "Second demographic transition"
3.4.2. The sexual revolution
3.4.3. The new marriage and family calendar
3.4.4. Registered and unregistered marriages
3.4.5. Increase of non-marital fertility
3.4.6. Usage of assisted reproductive technologies
3.4.7. Pluralism of family forms
Review questions

Topic 4. MIGRATION

Lecture 4.1. The role of migration in history

4.1.1. Sources of information on migrations in the past
4.1.2. Migration as a regulator of population size
4.1.3. Pre-Neolithic migration and the spread of mankind
4.1.4. Migration as invasions
4.1.5. Colonial migrations
4.1.6. Forced migrations
Review questions

Lecture 4.2. Migration transition

4.2.1. From collective to individual migration
4.2.2. Migratory transition and internal migration
4.2.3. Migratory transition and international migration
Review questions

Theme 5. THE MODERN DEMOGRAPHIC REVOLUTION

Lecture 5.1. The transition to the modern type of population reproduction

5.1.1. A new reproductive strategy of Homo sapiens
5.1.2. The transition to a new balance of fertility and mortality
5.1.3. New age structure of the population
5.1.4. The progressive nature of the new type of population reproduction
5.1.5. From life cycle to life path
Review questions

Lecture 5.2. Globalization of the modern type of population reproduction

5.2.1. The global epidemiological revolution
5.2.2. Lagging globalization of low fertility
5.2.3. Rejuvenation and aging of the world population
5.2.4. World population explosion
5.2.5. World demographic asymmetry and the global migration challenge
Review questions

Lecture 5.3. Theory of the demographic revolution

5.3.1. Formation and development of the theory of demographic revolution
5.3.2. Stages and components of the demographic revolution
5.3.3. The demographic revolution in the context of historical changes
5.3.4. The theory of demographic revolution as a systems theory
Review questions

REFERENCES

AUTHOR INDEX

SUBJECT INDEX

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.