Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 807 - 808
25 марта - 7 апреля 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление Читайте книги

Українське суспільство: міграційний вимір

The demographic yearbook of Poland 2018

Миграция и международное право

Handbook on measuring international migration through population censuses

Бедность в детстве и в старости: не только дефицит доходов

По страницам журналов «Социальные аспекты здоровья населения» и «Экология человека»

Содержание журнала «Studies In Family Planning»


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

И.В. Ивахнюк

МИГРАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Рабочая тетрадь РСМД № 45

М., РСМД, 2018, 36 страниц

http://russiancouncil.ru/papers/Migration-Law-WP45-Ru.pdf

Проблема заключается в том, что разработанные как документы глобального масштаба, многие конвенции и соглашения не стали такими в плане их практической реализации. За исключением Конвенции о статусе беженцев, которая нацелена на гуманитарную поддержку и обеспечение прав наиболее уязвимой категории лиц, вынужденно перемещающихся через государственные границы, и потому подписана и ратифицирована абсолютным большинством стран мира, другие конвенции в области регулирования миграции, даже открытые к подписанию несколько десятилетий назад, остаются подписанными относительно небольшим количеством государств. Так, Международную Конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, открытую к подписанию в декабре 1990 г., к концу 2017 г. ратифицировала 51 страна и еще 15 государств подписали, но не ратифицировали. Страны, которые принимают значительное число мигрантов, фактически уклоняются от подписания Конвенции, обоснованно полагая, что именно на них возлагается обеспечение полного спектра прав трудящихся-мигрантов в одностороннем порядке.

Стр. 6.

Коллизия международного и национального права заложена в самих основополагающих международно-правовых документах. Например, в современном мире право каждого человека покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну, провозглашенное Всеобщей декларацией прав человека (статья 13, п. 2) не сопровождается зеркальным правом въезда в любую страну, поскольку это право регулируется национальным законодательством страны въезда. Фактически это противоречит реализации принципа свободы передвижения. Это противоречие могло бы быть преодолено в рамках концепции "миграция без границ", обосновывающей рациональность отказа от каких бы то ни было ограничений в трансграничных перемещениях людей, но пока эта концепция не находит широкой поддержки, а в условиях острого миграционного кризиса последних лет в Европе вообще оказалась отодвинута на задний план.

У каждой из двух групп стран есть объективно разные подходы к пониманию преимуществ, которые приносит участие в процессах международной миграции. В последние 10-15 лет страны происхождения мигрантов, осознав преимущества масштабных денежных переводов от своих граждан, трудоустраивающихся за рубежом, активно включились в международный диалог о миграции и развитии и в формирование соответствующей международно-правовой базы. Подход, основанный на правах человека, оказался исключительно соответствующим интересам стран выезда, поскольку он призван обеспечивать (принимающими странами) трудовых и социальных прав их граждан, гарантировать достойные условия труда, а значит, достойные заработки и постоянный денежный поток переводов мигрантов на родину.

Стр. 12-13.

Национальное законодательство в области трудовой миграции в странах, принимающих мигрантов, и в странах их происхождения принципиально различается.

Что касается стран происхождения мигрантов, далеко не во всех из них существует артикулированная миграционная политика и дело регулирования миграционных процессов ограничивается техническими вопросами оформления проездных документов. Однако есть страны, где зарубежная занятость рассматривается как часть национальной стратегии развития и содействие экспорту трудовых ресурсов является частью государственной политики. Такие страны (лучший пример тут - Филиппины) имеют установленные на государственном уровне законодательства механизмы рекрутинга граждан для работы за рубежом, институциональную базу содействия выезду потенциальных работников, мониторинга условий их труда и ре-интеграции после завершения трудовой деятельности и возвращения на родину. Большинство стран происхождения трудовых мигрантов присоединились к конвенциям МОТ и ООН о трудящихся-мигрантах и являются реальными проводниками установленных международным правом принципов защиты прав трудовых мигрантов.

В поле зрения миграционной политики принимающих государств находится допуск иностранных работников на национальный рынок труда, который чаще всего следует принципу селективности; защита национальной рабочей силы в случае приема большого числа трудящихся-мигрантов путем установления разного рода барьеров для иностранных работников; борьба с незаконной миграцией и нерегистрируемым трудоустройством мигрантов. Национальные государства, исходя из своих собственных интересов, могут выделять "предпочтительные" категории мигрантов, например, высококвалифицированных специалистов или представителей определенных профессий. Их суверенное право позволяет им это сделать. Но международный стандарт равенства прав при этом оказывается нарушен.

Стр. 23.

Рабочая тетрадь подготовлена Российским советом по международным делам (РСМД) в рамках проекта "Международные миграционные процессы: тренды, вызовы, перспективы". Издание отражает основные идеи и тезисы, озвученные участниками IV Международной конференции "Миграция и международное право", состоявшейся 20-21 сентября 2018 г. в г. Москва.

В издании рассмотрены проблемы глобального управления миграционными процессами, эффективности институтов и участия России в системе глобального правового регулирования миграционных процессов; коллизии международного и национального права в регулировании миграционных потоков; соотношение разных уровней регулирования процессов трудовой миграции; проблемы применимых правовых режимов по отношению к беженцам и внутренне перемещенным лицам; морально-этические аспекты правового регулирования международной миграции.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глобальное управление миграционными процессами: эффективность институтов и участие России в системе глобального правового регулирования миграционных процессов

Регулирование миграционных процессов: коллизия международного и национального права

Правовое регулирование международной трудовой миграции: глобальный уровень, уровень интеграционных объединений (ЕАЭС) и национальных государств

Беженцы и перемещенные внутри страны лица: применимые правовые режимы

Морально-этические аспекты правового регулирования международной миграции

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.