| 
               
                | 
 |   
                | Понравилась статья? Поделитесь с друзьями: |   
                |  |   
                | 
 |   
                |  |   
                |  |  | Гендерные стереотипы Левада-Центр задает вопрос о качествах мужчин и женщин, наиболее 
              ценных с точки зрения россиян, начиная с 1993 года. С одной стороны, 
              его следует рассматривать как индикатор желаемого (стереотипного) 
              распределения гендерных ролей в обществе, т.е. какими должны быть 
              «настоящие женщины» и «настоящие мужчины». С другой, выявить возможные 
              несоответствия между навязываемым и желаемым образом, т.е. действительно 
              ли, например, российские женщины хотят быть такими, какими их видят 
              российские мужчины? Сразу стоит отметить, что для полноценного исследования 
              гендерных образов, моделей и стереотипов, функционирующих в российском 
              общественном мнении, требуется отдельное исследование, однако даже 
              подобные вопросы-индикаторы позволяют проследить динамику в гендерной 
              иерархии образов (или её отсутствие) и проанализировать ценностные 
              предпочтения россиян. a. Динамика общественного мнения Результаты опроса за март 2018 года демонстрируют, что существенных 
              изменений в «гендерных портретах» россиян не наблюдается (таблица 
              1 и таблица 2). В целом среди самых ценных качеств у мужчин по-прежнему 
              лидируют «ум», «умение заработать» и «порядочность», а у женщин 
              – «хозяйственность» и «хорошая внешность». Вместе с тем динамика 
              общественного мнения указывает на некоторое снижение популярности 
              морально-нравственных качеств («порядочности» и «верности»), что, 
              вероятно, корреспондирует с общим снижением обеспокоенности проблемой 
              морали в обществе. Если, например, в 1997 году четверть совершеннолетнего 
              населения отмечала среди проблем, которые её тревожат, “кризис морали, 
              культуры, нравственности”, то сейчас их доля составляет порядка 
              15-16%. Таблица 1. Что вы больше всего 
              цените в мужчинах? (в целом по выборке; респондентам предлагалась 
              карточка; несколько вариантов ответа; ранжировано по убыванию по 
              марту 2018 года) 
               
               
			| 
 | Январь 1993
 | Январь2000
 | Февраль 2008
 | Февраль 2012
 | Январь 2015
 | Март 2018
 |   
			| Ум | 65 | 58 | 65 | 63 | 59 | 51 |   
			| Умение заработать | – | – | – | – | 50 | 42 |   
			| Порядочность | 57 | 53 | 54 | 51 | 35 | 37 |   
			| Верность | 30 | 27 | 29 | 27 | 26 | 23 |   
			| Хозяйственность | 33 | 34 | 29 | 29 | 17 | 20 |   
			| Стремление к успеху | – | – | – | – | 21 | 18 |   
			| Заботливость | 22 | 24 | 29 | 29 | 18 | 18 |   
			| Умение сопротивляться невзгодам | 21 | 23 | 26 | 29 | 24 | 17 |   
			| Организованность | – | – | – | – | 17 | 13 |   
			| Независимость | 14 | 19 | 17 | 20 | 10 | 11 |   
			| Темперамент | 3 | 5 | 7 | 7 | 4 | 6 |   
			| Хорошая внешность | 14 | 8 | 7 | 6 | 7 | 5 |   
			| Легкий характер | 6 | 5 | 6 | 6 | 6 | 5 |   
			| Способность сопереживать | 9 | 9 | 7 | 6 | 5 | 3 |   
			| Сексапильность | – | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 |   
			| Другое | – | – | – | 2 | 1 | 1 |   
			| Затрудняюсь ответить | 5 | 4 | 4 | 2 | 2 | 3 |  Таблица 2. Что вы больше всего цените в 
              женщинах? (в целом по выборке; респондентам предлагалась карточка; 
              несколько вариантов ответа; ранжировано по убыванию по марту 2018 
              года) 
               
               
			| 
 | Январь 1993
 | Январь2000
 | Февраль 2008
 | Февраль 2012
 | Январь 2015
 | Март2018
 |   
			| Хозяйственность | 39 | 44 | 51 | 45 | 49 | 46 |   
			| Заботливость | 24 | 31 | 37 | 33 | 39 | 32 |   
			| Хорошая внешность | 53 | 40 | 39 | 40 | 41 | 31 |   
			| Верность | 41 | 33 | 34 | 33 | 33 | 30 |   
			| Ум | 32 | 29 | 33 | 28 | 32 | 25 |   
			| Порядочность | 37 | 30 | 34 | 31 | 29 | 25 |   
			| Легкий характер | 13 | 12 | 15 | 20 | 15 | 19 |   
			| Способность сопереживать | 17 | 16 | 12 | 19 | 15 | 14 |   
			| Сексапильность | – | 10 | 11 | 11 | 12 | 10 |   
			| Умение сопротивляться невзгодам | 13 | 14 | 11 | 14 | 10 | 10 |   
			| Организованность | – | – | – | – | 9 | 8 |   
			| Темперамент | 3 | 6 | 6 | 8 | 7 | 7 |   
			| Стремление к успеху | – | – | – | – | 4 | 5 |   
			| Независимость | 6 | 8 | 6 | 5 | 3 | 5 |   
			| Умение заработать | – | – | – | – | 7 | 4 |   
			| Другое | – | – | – | 1 | <1 | 1 |   
			| Затрудняюсь ответить | 5 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |  b. Гендерная специфика Если обратиться к различиям во мнениях мужчин и женщин относительно 
              наиболее ценных качеств, то можно увидеть, что «гендерные матрицы» 
              кардинальным образом отличаются, т.е. в общественном мнении строго 
              очерчены мужские и женские качества (см. диаграмму 1 и диаграмму 
              2 соответственно). Диаграмма 1. Образ мужчины  
 Диаграмма 2. Образ женщины 
 Несмотря на то, что притязания мужчин и женщин относительно представителей 
              своего пола в целом совпадают с представлениями пола противоположного, 
              фиксируются и различия. Например, мужчины чаще женщин ценят в мужчинах 
              «стремление к успеху» (21% против 15%), «независимость» (16% против 
              6%) и «организованность» (16% против 12%). Женщины, в отличие от 
              мужчин, чаще хотели бы видеть представителей сильного пола «верными» 
              (32% против 13%), «заботливыми» (25% против 10%), «хозяйственными» 
              (22% против 16%) и «порядочными» (39% против 35%). В самих себе женщины чаще мужчин ценят «ум» (29% против 21%), «умение 
              сопротивляться невзгодам» (12% против 7%) и «организованность» (10% 
              против 5%). Мужчины чаще отмечают в женщинах «телесные» качества: 
              “хорошую внешность” (36% против 28%), “сексапильность” (14% против 
              7%), “темперамент” (10% против 5%). При этом они также, как и женщины, 
              уделяют большее внимание к противоположном полу с точки зрения “верности” 
              (35% против 25%). c. Возраст Очевидно, что мнения молодых мужчин и мужчин старшего возраста могут 
              отличаться между собой, равно как и мнения женщин разных возрастов. 
              Для удобства они были разделены на три возрастные подгруппы (всего 
              шесть): 18–30 лет, 31–45 лет и 46 лет и старше. Исходя из данного деления видно, что с возрастом, независимо от 
              гендерной принадлежности, в мужчинах и в женщинах больше ценятся 
              такие качества, как «порядочность» и «хозяйственность» (таблица 
              3 и таблица 4). В мужчинах молодые парни и девушки чаще своих более 
              взрослых соотечественников ценят «стремление к успеху» и «умение 
              заработать» (вероятно, это отчасти определяет брачные стратегии 
              обоих и влияет на откладывание момента вступления в брак по причине 
              финансовой несостоятельности). В женщинах мужчины с возрастом чаще начинают ценить «ум» и «хозяйственность», 
              а молодые люди чаще обращают внимание на “хорошую внешность” своих 
              потенциальных спутниц. Молодые россиянки в возрасте от 18 до 30 
              лет чаще отмечают, что женщина должна иметь «хорошую внешность» 
              и «легкий характер». Примечательно, что даже постсоветское поколение 
              российских женщин в массе своей не стремится к финансовой независимости, 
              самостоятельности и успешности, ограничивая ролевые модели женщины 
              семьей, требующей «хозяйственности» и «заботливости» с её стороны. Таблица 3. Что вы больше всего цените в мужчинах? 
              (качества ранжированы по алфавиту)
 
               
               
			| 
 | Мужчины | Женщины |   
			    | 18-30 | 31-45 | 46+ | 18-30 | 31-45 | 46+ |   
			| Верность | 15 | 11 | 13 | 34 | 28 | 33 |   
			| Заботливость | 7 | 11 | 11 | 26 | 24 | 25 |   
			| Легкий характер | 2 | 2 | 3 | 8 | 5 | 6 |   
			| Независимость | 17 | 17 | 15 | 11 | 4 | 6 |   
			| Организованность | 14 | 18 | 15 | 14 | 11 | 11 |   
			| Порядочность | 32 | 31 | 38 | 35 | 38 | 42 |   
			| Сексапильность | 2 | <1 | 1 | 2 | 1 | 1 |   
			| Способность сопереживать | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 6 |   
			| Стремление к успеху | 27 | 23 | 16 | 20 | 23 | 9 |   
			| Темперамент | 10 | 6 | 3 | 11 | 6 | 3 |   
			| Ум | 52 | 54 | 52 | 49 | 51 | 49 |   
			| Умение заработать | 46 | 34 | 44 | 47 | 49 | 38 |   
			| Умение сопротивляться невзгодам | 19 | 17 | 18 | 12 | 14 | 18 |   
			| Хозяйственность | 12 | 15 | 20 | 17 | 23 | 24 |   
			| Хорошая внешность | 5 | 5 | 2 | 11 | 6 | 6 |  Таблица 4. Что вы больше всего цените в женщинах?(качества ранжированы по алфавиту)
 
               
               
			| 
 | Мужчины | Женщины |   
			    | 18-30 | 31-45 | 46+ | 18-30 | 31-45 | 46+ |   
			| Верность | 35 | 34 | 35 | 24 | 22 | 27 |   
			| Заботливость | 33 | 34 | 34 | 29 | 31 | 32 |   
			| Легкий характер | 21 | 15 | 21 | 25 | 18 | 17 |   
			| Независимость | 1 | 3 | 2 | 10 | 6 | 6 |   
			| Организованность | 4 | 3 | 7 | 7 | 13 | 10 |   
			| Порядочность | 20 | 25 | 26 | 22 | 24 | 28 |   
			| Сексапильность | 19 | 16 | 10 | 11 | 8 | 4 |   
			| Способность сопереживать | 13 | 11 | 13 | 13 | 14 | 18 |   
			| Стремление к успеху | 2 | 3 | 4 | 11 | 8 | 4 |   
			| Темперамент | 15 | 10 | 6 | 9 | 4 | 3 |   
			| Ум | 17 | 19 | 24 | 30 | 28 | 30 |   
			| Умение заработать | 5 | 3 | 3 | 4 | 5 | 5 |   
			| Умение сопротивляться невзгодам | 5 | 6 | 9 | 9 | 12 | 12 |   
			| Хозяйственность | 39 | 50 | 50 | 37 | 43 | 50 |   
			| Хорошая внешность | 39 | 38 | 33 | 43 | 29 | 21 |  d. Cемейное положение Образ «настоящей» женщины или «настоящего» мужчины может дифференцироваться 
              в зависимости от семейного статуса респондентов, поэтому анкета 
              включала вопрос о семейном положении. Исходя из разной наполненности 
              групп, мужчины и женщины были разделены на две подгруппы, за исключением 
              вдовствующих и разведенных (таблица 5): “Женатые” / “неженатые”, включая тех опрошенных, кто живет порознь, 
              но не разведен.“Замужние” / “незамужние”, включая тех опрошенных, кто 
              состоит в отношения, но незарегистрированных.
 Таблица 5. Гендерные образы в зависимости от 
              семейного статуса(качества ранжированы по алфавиту)
 
               
               
			    |  | Мужчины 18+ о ценных качествах женщин | Женщины 18+ о ценных качествах мужчин |   
			    | “Женатые” | “Неженатые” | “Замужние” | “Незамужние” |   
			    | Верность | 32 | 37 | 30 | 39 |   
			    | Заботливость | 34 | 29 | 25 | 26 |   
			    | Легкий характер | 19 | 19 | 7 | 9 |   
			    | Независимость | 2 | 1 | 6 | 11 |   
			    | Организованность | 5 | 3 | 12 | 12 |   
			    | Порядочность | 25 | 23 | 37 | 36 |   
			    | Сексапильность | 13 | 16 | 1 | 1 |   
			    | Способность сопереживать | 14 | 9 | 4 | 1 |   
			    | Стремление к успеху | 2 | 3 | 17 | 20 |   
			    | Темперамент | 7 | 16 | 6 | 6 |   
			    | Ум | 21 | 23 | 49 | 47 |   
			    | Умение заработать | 4 | 4 | 42 | 49 |   
			    | Умение сопротивляться невзгодам | 8 | 7 | 17 | 9 |   
			    | Хозяйственность | 50 | 39 | 24 | 17 |   
			    | Хорошая внешность | 38 | 34 | 7 | 11 |  Мнение семейных людей полностью воспроизводит представление о “традиционном” 
              разделении ролей в гетерогамной семье, в которой женщина отвечает 
              за ведение быта и хозяйства, а мужчина обеспечивает семью финансово. 
              Так, каждый второй женатый российский мужчина больше всего ценит 
              в женщине такое качество, как «хозяйственность» (среди холостяков 
              таких 39%). В свою очередь 42% российских замужних женщин считают, 
              что мужчина должен “уметь зарабатывать”. Однако в данном случае семейный статус у женщин существенным образом 
              не влияет на иерархию самых ценных мужских качеств («ум» и «умение 
              зарабатывать»), в отличие от мужчин, среди которых семейное положение 
              значимо дифференцирует желаемый образ женщины. Для холостяков равноценно, 
              чтобы женщина была и “хозяйственной”, и “внешне привлекательной” 
              (39% против 34% соответственно). Женатые мужчины более рациональны 
              – среди них представление о том, что спутница должна быть “хозяйственной”, 
              значимо важнее её миловидности (50% против 38% соответственно). 
              Холостяки чаще ищут в женщинах «темперамент», а женатые мужчины 
              хотят видеть в своей половине «способность к сопереживанию» и «заботливость», 
              что указывает на краткосрочность стратегий первых и «комфортную 
              долгосрочность» вторых. Замужние женщины чаще считают, что их мужчина должен “уметь сопротивляться 
              невзгодам” (17% против 9% соответственно), а свободные девушки чаще 
              ценят в противоположном поле “верность” и “независимость”. Одним из наименее популярных качеств среди обоих полов стала «сексапильность», 
              причем у женщин из обеих подгрупп её отмечали всего по 1%, а среди 
              мужчин порядка 13-16% опрошенных. Что, на наш взгляд, еще раз указывает 
              на табуированность темы секса в обществе, декларативно вынесенной 
              из ценностной структуры. e. Образование Выборка опроса репрезентировала население по уровню образования, 
              поэтому мы можем обратиться к его рассмотрению в контексте гендерных 
              предпочтений. Что касается женщин, то собственное высшее образование 
              делает их более требовательными к противоположному полу, в отличие 
              от мужчин с высшим образованием, для которых умная женщина в целом 
              менее предпочтительна, чем хозяйственная и верная. Таблица 6. Гендерные образы в зависимости от образовательного 
              уровня(качества ранжированы по алфавиту)
 
               
               
			| 
 | Женщины (уровень образования) | Мужчины (уровень образования) |   
			    | Высшее | Проф. | Среднее и ниже | Высшее | Проф. | Среднее и ниже |   
			| Верность | 39 | 26 | 32 | 38 | 37 | 30 |   
			| Заботливость | 25 | 26 | 24 | 29 | 33 | 38 |   
			| Легкий характер | 5 | 6 | 7 | 24 | 16 | 18 |   
			| Независимость | 8 | 6 | 5 | 2 | 2 | 1 |   
			| Организованность | 12 | 13 | 10 | 6 | 3 | 6 |   
			| Порядочность | 41 | 38 | 39 | 25 | 24 | 25 |   
			| Сексапильность | 0 | 0 | 2 | 18 | 13 | 12 |   
			| Способность сопереживать | 4 | 4 | 4 | 13 | 14 | 11 |   
			| Стремление к успеху | 22 | 14 | 9 | 2 | 4 | 3 |   
			| Темперамент | 6 | 6 | 5 | 12 | 7 | 11 |   
			| Ум | 57 | 47 | 45 | 24 | 19 | 21 |   
			| Умение заработать | 47 | 43 | 38 | 3 | 4 | 4 |   
			| Умение сопротивляться невзгодам | 15 | 14 | 17 | 8 | 7 | 7 |   
			| Хозяйственность | 17 | 25 | 25 | 43 | 50 | 47 |   
			| Хорошая внешность | 6 | 7 | 8 | 36 | 35 | 38 |  Женщины с высшим образованием чаще ценят в мужчинах коммерческую 
              жилку – “умение зарабатывать” и “стремиться к успеху”. Женщины с 
              профессиональным образованием и ниже чаще обращают внимание на “хозяйственность” 
              мужчин (учитывая, что значительная часть из них проживает в малых 
              городах и селах, а, соответственно в частном секторе, где требуется 
              “рукастость” – ремонт дома, уход за садом и огородом и т.д.). Примечательно, 
              что для мужчин с образованием ниже среднего “хорошая внешность” 
              женщины так же значима, как и “заботливость” с её стороны. Вместе с тем мужчины и женщины с высшим образованием несколько чаще 
              указывают на «верность» как ценное качество у противоположного пола, 
              указывая на большее давление со стороны коллективных представлений 
              об обязательной моногамности в отношениях с партнером. Опрос проведен 7 – 12 марта 2018 года по репрезентативной всероссийской 
              выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в 
              возрасте от 18 лет и старше в 136 населенных пунктах, 52 субъектах 
              РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного 
              интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего 
              числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая 
              погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 
              3,4% для показателей, близких к 50%; 2,9% для показателей, близких 
              к 25% / 75%; 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%;1,5% для 
              показателей, близких к 5% / 95%. Источник: Карина ПИПИЯ, социолог Левада-Центра, 
              29 марта 2018 г.https://www.levada.ru/2018/03/29/gendernye-stereotipy/
  
              
             |