Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 757 - 758
29 января - 11 февраля 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Оглавление
Мировой демографический барометр 
Продолжительность жизни и здравоохранение в странах ОЭСР

Продолжительность жизни растет на фоне роста расходов на здравоохранение

Охват услугами здравоохранения в странах ОЭСР стал практически всеобщим

Расходы на здравоохранение в среднем по ОЭСР превышают 4000 долларов на человека в год, или 9% ВВП

Две трети расходов на здравоохранение идут на лечение госпитализированных и амбулаторных пациентов

Средняя нагрузка на врача снизилась до 297 человек постоянного населения, а нагрузка на больничную койку возросла до 214 человек

Вся статья
(в формате PDF)

См. также Архив выпусков Мирового демографического барометра

Для цитирования: Щербакова Е.М. Продолжительность жизни и здравоохранение в странах ОЭСР //Демоскоп Weekly. 2018. № 757-758. URL: http://demoscope.ru/weekly/
2017/0757/barom01.php


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru
Продолжительность жизни и здравоохранение в странах ОЭСР

Рубрику ведет

Екатерина
ЩЕРБАКОВА

Охват услугами здравоохранения в странах ОЭСР стал практически всеобщим

Рост расходов на здравоохранение оказывает заметное влияние на здоровье населения и рост продолжительности жизни только при широкой доступности медицинских товаров и услуг. Достижение всеобщего охвата медико-санитарными услугами является одной из Целей устойчивого развития до 2030 года (цель 3.8), выдвинутых странами-членами ООН в 2015 году. Оно подразумевает, что все люди и сообщества должны получать необходимые им услуги ? от укрепления здоровья до профилактики, лечения, реабилитации и паллиативной помощи, ? не испытывая при этом серьезных финансовых затруднений[6].

В ОЭСР под охватом населения услугами здравоохранения понимается доля населения, получающего базовый набор товаров и услуг здравоохранительного назначения по общественным программам или по программам частного медицинского страхования. К общественным программам относятся государственная система здравоохранения и социальное медицинское страхование. Частное страхование обычно бывает добровольным, хотя может быть обязательным по закону или необходимым для работников как часть условий рабочего договора. Страховая премия обычно не связана с доходом, хотя покупка добровольной страховки может субсидироваться государством. Государственные схемы и добровольное страхование обеспечивают финансовую безопасность в чрезвычайных ситуациях или в случаях серьезного заболевания, но не покрывают все предлагаемые товары и услуги здравоохранительного назначения. Как правило, к базовому набору услуг относятся консультации врачей общей практики и специалистов, тесты и исследования, хирургические и терапевтические процедуры, а также частично стоматологическая помощь и получение лекарственных препаратов.

В большинстве стран ОЭСР охват населения услугами здравоохранения стал практически всеобщим, причем в основном за счет государственных схем ? национальной системы здравоохранения или социального медицинского страхования (рис. 5). Только в небольшом числе стран (в Нидерландах и Швейцарии) для этого используется обязательное частное страхование, в других странах оно добровольное.

Доля населения, получающего базовый набор товаров и услуг здравоохранительного назначения по общественным программам или по программам частного медицинского страхования, ниже 95% только в семи странах ОЭСР – Греции (86,0%), США (90,9%), Польша (91,0%), Чили (92,0%), Мексика (92,3%), Словакия (93,8%) и Эстония (94,0%).

В Греции продолжающийся экономический кризис приводит к сокращению числа застрахованных из-за длительной безработицы и снижению доходов самозанятых, пытающихся сэкономить на медицинской страховке. Несмотря на это, начиная с 2014 года, незастрахованные лица могут бесплатно получать прописанные лекарства, неотложную помощь в государственных больницах и некоторые другие виды госпитализации при определенных условиях.

В США охват населения услугами здравоохранения обеспечивается в основном частным медицинским страхованием. Общественные услуги предоставляются в основном трем группам населения: пожилым, инвалидам и людям с низким уровнем доходов. Благодаря мерам по обеспечению доступности медицинской помощи, доля незастрахованного населения снизилась с 14,4% в 2013 году до 9,1% в 2015 году, но в ближайшие годы она вновь может возрасти из-за отмены действующей администрацией.

В Польше, по закону 2012 года, право на социальное страхование утрачивается, если не оплачиваются взносы. Незастрахованные лица могут воспользоваться неотложной медицинской помощью в больницах, где их будут побуждать застраховаться.

Рисунок 5. Охват населения базовыми услугами здравоохранения в странах-членах ОЭСР и странах-партнерах, 2015 (или близкий) год, %

Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators, http://dx.doi.org/10.1787/888933603108.
Дата обращения - 27.01.18.

Базовые услуги здравоохранения, которые покрываются за счет государственных программ или частного страхования, в ряде случаев должны частично оплачиваться за счет других средств (собственных средств населения или дополнительных видов добровольного страхования). В девяти странах ОЭСР – Франции, Словении, Нидерландах, Израиле, Бельгии, Канаде, Южной Корее, США и Австралии – более половины населения пользуется частными услугами здравоохранения. 96% населения Франции пользуется дополнительным частным медицинским страхованием, чтобы покрывать расходы, частично оплачиваемые через систему социального обеспечения. В Нидерландах и Израиле значительная часть населения (соответственно, 84 и 83%) пользуется частным страхованием для оплаты прописанных препаратов и стоматологической помощи, расходы не которые не возмещаются через действующие общественные схемы. Частное страхование используется и для более быстрого получения медицинских услуг, если время их ожидания при получении через общественные схемы значительно, – в Ирландии такими страховками пользуются 45% населения, в Австралии 56%.

За последнее десятилетие доля населения, пользующегося частным медицинским страхованием, в некоторых странах увеличилась (в Дании, Южной Корее, Словении, Бельгии), а в других сократилась (особенно значительно в Греции, Ирландии, Новой Зеландии и США). Значение частного медицинского страхования зависит от доступности общественных услуг здравоохранения, государственного посредничества на рынке услуг медицинского страхования и особенностей исторического развития.

Несмотря на практически всеобщий охват населения стран ОЭСР базовыми услугами здравоохранения, некоторые потребности в услугах и товарах здравоохранительного назначения остаются неудовлетворенными по тем или иным причинам. Это может происходить как из-за особенностей функционирования системы здравоохранения (финансовой или транспортной недоступности, необходимости длительного ожидания), так и из-за личных особенностей пациентов (из-за страха не быть понятым врачом, недостатка времени). Несвоевременное обращение или вовсе необращение за медицинской помощью, когда она необходимо, может значительно снижать статус здоровья как отдельного индивида, так и населения в целом. Финансовая недоступность необходимых медицинских услуг или товаров медицинского назначения значительно снижает охват населения услугами здравоохранения.

В ходе выборочных обследований, проведенных в ряде стран ОЭСР[7], выясняли, случалось ли респондентам в течение последнего года, если возникала проблема медицинского характера, не посещать врача, не проходить предписанного обследования или лечения, или не принимать прописанных препаратов в должной дозе из-за их высокой стоимости.

Результаты обследований показали, что в целом по ОЭСР-17 почти каждый десятый не получил необходимой медицинской консультации из-за высокой цены (рис. 6). По мнению экспертов, это удивительно, учитывая тот факт, что в большинстве стран ОЭСР медицинские консультации бесплатны или требуют незначительной доплаты (хотя в Ирландии она может составлять до 50 евро). Доля респондентов, отказавшихся от посещения врача из-за высокой стоимости услуги, особенно высока в Польше (33,0%), США (22,3%) и Швейцарии (20,9%). Ниже всего она в Германии, Испании, Швеции, Великобритании, Израиле и Италии, где она составляет менее 5%.

В среднем по 15 странам ОЭСР 7% респондентов отметили, что не получали прописанные врачом медицинские препараты из-за высокой цены. В США доля таких ответов достигала 18%. Довольно значительна она также в Швейцарии (12%), Канаде и Португалии (по 10%), а ниже всего в Великобритании (2,3%) и Германии (3,2%).

Рисунок 6. Неполученные из-за высокой цены медицинские консультации и прописанные лекарственные препараты в некоторых странах ОЭСР*, 2016 (или близкий) год, на 100 человек (стандартизовано по полу и возрасту)

* Неполученные медицинские консультации – по 17 странам ОЭСР; неполученные из прописанных препаратов – по 15 странам ОЭСР

Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators, http://dx.doi.org/10.1787/888933603165, http://dx.doi.org/10.1787/888933603184. Дата обращения - 27.01.18.

В целом о неудовлетворенной потребности в медицинском обслуживании из-за высокой цены[8] чаще сообщают респонденты с более низкими доходами.

Если в среднем по 10 странам ОЭСР неудовлетворенную потребность в медицинском обслуживании из высокой цены отметили 14% всех опрошенных взрослых людей, то в группе с низкими доходами (менее 50% от медианных денежных доходов в стране) – 25% (рис. 7). В Великобритании различия между общей выборкой и группой с низкими доходами невелики (8% против 7%), но сама выборка мало представительна (менее 100 человек). В остальных странах различия достаточно существенные. Во Франции, Канаде и Швейцарии в группе с низкими доходами о неудовлетворенной потребности в медицинском обслуживании говорили 30% респондентов, в США - 43%.

Рисунок 7. Доля сообщивших о неудовлетворенной потребности в медицинском обслуживании в группах с разным уровнем доходов в некоторых странах ОЭСР, 2016 год, %

Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators http://dx.doi.org/10.1787/888933603203.
Дата обращения - 27.01.18.

В случае, если ни обязательная, ни добровольная страховка не покрывает полностью расходы на определенные товары или услуги здравоохранительного назначения, пациентам приходится покрывать их за счет собственных средств. Это, наряду с неформальными платежами, может повышать финансовое бремя услуг здравоохранения и тем самым снижать охват ими населения. В целом по ОЭСР примерно пятая часть всех текущих расходов на здравоохранение оплачивается за счет собственных средств населения.

О размере собственных расходов населения на услуги здравоохранения можно судить по их доле в конечном потреблении домохозяйств. По последним из имеющихся данных в среднем по ОЭСР-34 (без Турции) она составляет 3%, варьируясь от менее чем 1,5% во Франции и Люксембурге до более чем 5% в Швейцарии и Южной Корее (рис. 8). В эти расходы не входят затраты на долговременное лечение. В большинстве стран за счет собственных средств оплачиваются в большем мере фармацевтические товары, амбулаторное лечение у стоматологов и офтальмологов, в меньшей степени – врачебные консультации и лечение в больнице.

Рисунок 8. Доля собственных расходов* населения на медицинские услуги в странах ОЭСР**, 2015 (или близкий) год, % конечного потребления (частных) домохозяйств

* текущие расходы без расходов на долговременный уход
** нет данных по Турции

Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators, http://dx.doi.org/10.1787/888933603222.
Дата
обращения - 27.01.18.

Охват населения услугами здравоохранения заметно различается по территориям внутри отдельных стран. Концентрация медицинских учреждений и медицинских работников в одних регионах и их нехватка в других приводит к разной доступности и качеству, хотя бы по времени ожидания, услуг здравоохранения. Неравномерное распределение кадрового потенциала системы здравоохранения, пополнение и удерживание специалистов в удаленных, слабозаселенных и более бедных регионах представляет проблему для многих стран ОЭСР.

Для примера можно привести обеспеченность населения врачами, которая среди стран ОЭСР составляет от менее 2 врачей на 1000 человек постоянного населения в Турции, Чили и Южной Корее до 5 врачей и более в Греции и Австрии. Не меньшие различия наблюдаются между регионами внутри стран ОЭСР. Во многих странах особенно высокая концентрация врачей наблюдается в столичных городах, что особенно характерно для Австрии, Чехии, Греции, Мексики, Португалии, Словакии и США. В США региональные различия в обеспеченности населения врачами достигают 5 раз, тогда как в Австрии, Бельгии и Южной Корее они составляют около 20%.

Значительные различия сохраняются между преимущественно городскими и преимущественно сельскими территориями[9] (рис. 9). В среднем по ОЭСР-16 обеспеченность врачами населения на преимущественно городских территориях в 1,5 раза выше, чем на преимущественно сельских (4,2 против 2,7 на 1000 человек). Наиболее велики различия в Канаде (в 2,6 раза), Словакии (2,5) и Венгрии (2,4), почти одинакова обеспеченность врачами на городских и сельских территориях в Японии и Южной Корее (чуть более 2 на 1000 тысяч человек).

Рисунок 9. Число врачей на 1000 человек постоянного населения на преимущественно городских и сельских территориях в некоторых странах ОЭСР, 2015 (или близкий) год

Источник: Health at a Glance 2017: OECD indicators http://dx.doi.org/10.1787/888933603279.
Дата обращения - 27.01.18.

Что касается других стран и мира в целом, то по оценкам ВОЗ, по крайней мере, половина мирового населения не имеет доступа к основным услугам здравоохранения, а 12% тратит на услуги здравоохранения более 10% доходов домохозяйства[10].

Для оценки охвата населения медико-санитарными услугами выделено 16 основных медико-санитарных услуг, разбитых на 4 категории:

  1. репродуктивное здоровье и здоровье матерей, новорожденных и детей (планирование семьи, дородовое наблюдение и квалифицированная медицинская помощь во время родов, полная детская иммунизация, обращение за медицинской помощью в связи с пневмонией),
  2. инфекционные заболевания (лечение туберкулеза, антиретровирусная терапия ВИЧ-инфекции, использование (охват) надкроватных сеток, обработанных инсектицидами, для профилактики малярии, надлежащая санитария),
  3. неинфекционные заболевания (профилактика и лечение повышенного кровяного давления, профилактика и лечения повышенного содержания глюкозы в крови, скрининг на рак шейки матки, употребление (неупотребление) табака),
  4. потенциал здравоохранения и доступность его услуг (доступность базовых госпитальных услуг, обеспеченность работниками здравоохранения, доступность основных лекарственных средств, соблюдение международных медико-санитарных правил).

В докладе ВОЗ 2017 года, посвященного мониторингу мирового здравоохранения с точки зрения достижения Целей устойчивого развития[11], среди прочих анализируются данные об обеспеченности населения квалифицированными медицинскими кадрами (врачами и медицинскими сестрами) и индекс выполнения 13 основных международных медико-санитарных правил (средний процент выполнения по каждому направлению на основе оценок национальных экспертов)[12].

В целом по миру на каждые 10 тысяч человек приходится 46 медицинских работников, в Европейском и Американском регионе обеспеченность квалифицированными медицинскими кадрами вдвое выше, а в Африканском регионе – втрое ниже (рис. 10). Среди стран мира значение показателя варьируется от 1,1 в Сомали до 266 в Монако. Более 200 медицинских работников на каждые 10 тысяч человек приходится, помимо княжества Монако, в Швейцарии, Норвегии, Дании и Исландии, не более 3 медицинских работников, помимо Сомали, в Нигере, Либерии, Эфиопии и Центрально-Африканской Республике.

Индекс выполнения основных международных медико-санитарных правил по оценкам за 2010-2016 годы составляет в целом по миру 73%. Даже в Европейском регионе его значение лишь немногим превышает 80% за счет относительно низких значений – около 70% - в Болгарии, Эстонии, Хорватии, Польше, Словении. В Африканском регионе значение индекса самое низкое - 56%. Полностью выполнены международные медико-санитарные правила (индекс равен 100%) в Японии, Канаде, Австралии, Южной Корее, Малайзии и Южной Африке, лишь на 6% - в Сомали.

Рисунок 10. Численность медицинских работников на 10 тысяч человек (2005- 2015 годы) и индекс выполнения 13 основных международных медико-санитарных правил (%, 2010-2016 годы) по регионам ВОЗ и миру в целом

Источник: World Health Statistics 2017: Annex B, http://who.int/entity/gho/publications/world_health_statistics/2017/en/index.html.
Дата
обращения - 17.01.18.


[6] Всеобщий охват медико-санитарными услугами /Информационный бюллетень N°395. Декабрь 2016 г. - http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs395/ru/
[7] Commonwealth Fund International Health Policy Survey 2016, а также некоторые национальные выборочные обследования.
[8] При положительном ответе хотя бы на один из вопросов об отказе из-за высокой стоимости: от посещения/консультации врача, или от медицинских тестов, обследований, предписанного врачом лечения, или приема прописанных лекарств в предписанных дозах.
[9] Эта типология применяется в ОЭСР к территориальным образованиям третьего уровня и неофициальной территориальной сетке, с учетом плотности населения и размера (численности населения) городских поселений. Подробнее об речь шла в х предыдущих выпусках Демографического барометра - http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0517/barom02.php,
[10] Universal health coverage (UHC) /Fact sheet. Updated December 2017. http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs395/en/
[11] World health statistics 2017: monitoring health for the SDGs, Sustainable Development Goals. Geneva: World Health Organization; 2017. - http://who.int/entity/gho/publications/world_health_statistics/2017/en/index.html
[12] Согласно Рамочной программе мониторинга основных возможностей Международных медико-санитарных правил (ММСП 2005 года) выделено 13 направлений мониторинга:
1. Национальное законодательство, политика и финансирование
2. Координация и коммуникации по ММСП
3. Эпидемический надзор
4. Реагирование на чрезвычайные ситуации в здравоохранении
5. Готовность (к чрезвычайным ситуациям в области общественного здравоохранения и реагированию)
6. Коммуникации по вопросам рисков (политика и процедуры информирования населения)
7. Кадровые ресурсы
8. Лабораторные службы (возможности для лабораторной диагностики и подтверждения; лабораторная биобезопасность и биозащищенность)
9. Пункты въезда (аэропорты, порты и наземные транспортные узлы) – общие обязанности; основные возможности, необходимые постоянно и в условиях чрезвычайных происшествий
10. Происшествия, связанные с зоонозами
11. Безопасность пищевых продуктов
12. Происшествия, связанные с химическими веществами
13. Чрезвычайные происшествия, связанные с радиоактивными веществами
IHR Core Capacity Monitoring Framework Questionnaire for Monitoring Progress in the Implementation of IHR Core Capacities in States Parties. Geneva: World Health Organization; 2017. Licence: CC BY-NC-SA 3.0 IGO; Международные медико-санитарные правила (2005 г.) РАМОЧНАЯ ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ОСНОВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ММСП: ВОПРОСНИК ДЛЯ МОНИТОРИНГА ПРОГРЕССА В ВЫПОЛНЕНИИ ОСНОВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ММСП В ГОСУДАРСТВАХ- УЧАСТНИКАХ Geneva: Всемирная организация здравоохранения; 2017. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO.

<<< Назад


Вперёд >>>

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.