Арман Акопян: Этнодемографические изменения в Закавказье
Пестрая этническая и религиозная картина всегда была свойственна региону Закавказья, где традиционно переплетались различные культуры и традиции. Однако распад Советского Союза и радикализация населения привели к построению моноэтнических государств. При этом в результате этнодемографических изменений пострадали и титульные народы региона. Перманентные конфликты, миграция, в том числе внутренняя, ассимиляционные процессы, спад рождаемости и рост смертности негативно отразились на численности населения практически всех стран Закавказья отмечается в статье Армана Акопяна, опубликованной 3 частями сайтом Dalma News.
Азербайджан
Население этой закавказской страны, по оценочным данным, составляет 9,574,000 человек. Однако никто из независимых экспертов серьезно не воспринимает эти цифры, так как с 1988 года зафиксирован значительный отток населения. Азербайджан полностью лишился армянского присутствия, также из приграничных с Арменией регионов, из Баку, Гянджы и Нахичеванской автономии в Россию и Турцию переселились сотни тысяч азербайджанцев, полностью или частично опустошились села с русским населением. К примеру, в Хачмазском и Исмаиллинском районах «русскими» остались два села, а ведь до 1990 года в этих районах было свыше 20 населенных пунктов, где проживали русские, в том числе так молокане и духоборы.
Кроме того, русские проживали на юге страны, в частности в Муганской степи, где кроме православных проживали также молокане, духоборы, прыгуны и субботники. Сейчас русских на юге Азербайджана осталось всего пару сотен, и они в основном находятся в Джалильабадском районе. Основная же часть русского населения проживает в Баку. По данным независимых источников, число последних в этой закавказской стране не превышает 90 тыс. Хотя еще в 1989 году их число составляло 393 тыс.
По данным талышских организаций, почти 30% талышей (или 450 тыс. из 1,5 млн. талышского населения Азербайджана) выехали из страны.
В Россию и страны СНГ, в частности в Казахстан и Украину переселилось значительное количество азербайджанских лезгин.
Такая же картина наблюдается и в ареале проживания аварцев. Многие аварцы, проживающие в Закатальском районе, переезжают в Россию, в меньшей степени уезжают жители аварских сел Белоканского района.
Отток еврейского населения из страны начался еще в период Советского Союза и продолжается до сих пор. Причем из Баку эмигрировали практически все евреи- ашкенази, остались же грузинские евреи и приблизительно 20% горских евреев, которые и ныне компактно проживают в населенным пункте — Красная Слобода (с 1991 года Гырмызы Гасаба).
Если в 1979 году в Азербайджане проживало 35,5 тыс. евреев, то в 2015 году приблизительно 7 тыс. человек. Наряду с русскими, Азербайджан продолжают покидать и украинцы, которые в основном проживают в крупных городах страны.
Татары, проживающие в Баку, с 1989 года зафиксировали значительный прирост, однако с 2010 года их количество тоже сокращается. Сейчас в стране проживает 25 тысяч татар.
Такое же количество турок- месхетинцев проживает в центральных районах страны. Многие еще в период армяно- азербайджанского конфликта переехали в Турцию, Украину и Россию.
Западные районы Азербайджана продолжают покидать местные грузины или так называемые «ингилойцы», большая часть которых мусульмане-сунниты. Православные грузины из числа ингилойцев выезжают в Грузию и Россию.
С каждым годом сокращается численность удин — автохтонного христианского населения Азербайджана. Ныне они проживают лишь в двух селах. Причем удины, которые жили с армянами в селе Варташен (ныне Огуз), также стали беженцами и покинули страну еще в 1991 году. Ныне в Огузском районе проживает всего 20 удин. Единственным селом компактного проживания этой народности является Нидж, где численность последних достигает 3 тысяч человек. Если ранее удины были армяноязычными, то сейчас в результате государственной политики многие перешли на азербайджанский язык и сменили традиционные окончания удинских фамилий с «ян» на «и».
В течение последнего столетия в Азербайджане интенсивно протекают ассимиляционные процессы. Многие этнические группы либо уже растворились среди азербайджанцев, либо находятся на стадии «тюркизации». Так, большинство ираноязычных татов, которые ранее занимали прикаспийские территории, в том числе Апшерон, а также северные и центральные районы Азербайджана, перешли на тюркский язык и постепенно утратили свою идентичность. Ныне лишь малое количество татов считает себя потомками ираноязычных народов. Сохранившие свою идентичность таты проживают в селе Лагич, а также компактно в селах Губинского района. Татские села зафиксированы также в Хачмазском районе. Примечательно, что еще в 20-х годах прошлого столетия большинство жителей Дивичинского района (ныне Шабанский район) считали себя татами, ныне их именуют азербайджанцами. Такая же ситуация и во многих селах Апшерона. Известно также, что многие жители азербайджанской столицы являются потомками ираноязычных татов.
Тюркизация затронула также курдское население современного Азербайджана. Если верить официальным источникам, то в стране проживает всего 6 тысяч курдов. Хотя известно, что только в Агджабеди имеется свыше 30 сел, где проживают потомки курдов. Значительное количество курдов проживает и в Гяндже, а также в Шамкирском, Бардинском и Кюрдамирском районах, а также в Баку.
Сильнейшей языковой и культурной ассимиляции подвержены шахдагские народы. Проживающие на севере и северо- западе малочисленные народы еще в период Советского Союза уже считались азербайджанцами. Хиналугцы, крызы, гапутлинцы, алыкцы, джеки и будухи, у которых близкие этнические связи с лезгинами, больше не числятся в списке народностей Азербайджана.
В результате языковой ассимиляции тюркоязычными стали жители цахурских, рутульских, ахвахских, агульских, аварских и частично лезгинских сел Азербайджана. Более того, жители этих сел не только утратили свой язык, но и во многом переняли культурные особенности азербайджанцев. Несмотря на попытки построения моноэтничного государства, среди этнических групп Азербайджана все еще заметны процессы «дрейфующей идентичности», что обусловлено многими объективными факторами.
Закавказье переживает настоящий демографический кризис. По мнению многих экспертов, Азербайджан, Армения и Грузия в скором времени окажутся в списке стареющих стран, а это не только отразится на этнодемографических показателях, но и приведет к депопуляции населения, что в конечном итоге поставит под угрозу национальную безопасность всех стран региона.
Армения
Армения считается моноэтничным государством, где этнические меньшинства составляют менее 2% населения. Однако до распада Советского Союза в Ереване проживали представители различных этнических групп. К примеру, в 1989 году в столице Армении имелись общины осетин, татар, молдован, финнов, казахов, ингушей, даргинцев и прочих. Этническая мозаика исчезла после 90 — х, когда население Армении столкнулось с социальными катаклизмами, которые во многом были обусловлены карабахской войной.
В результате миграции численность населения Армении резко сократилось. Согласно экспертным оценкам Государственной миграционной службы и на основании социологических исследований, в период с 1988 по 2001 годы Армению покинули около 1.1 млн. человек. С 2002 по 2007 годы страну в год покидали около 25 тысяч человек, а также порядка 60 тысяч сезонных мигрантов. После 2007 года этот показатель был зафиксирован в пределах 30 тысяч человек ежегодно. По официальным данным, население страны в 2016 году составило 2,998,600 человек. Международные организации и экспертные сообщества приводят более реалистичные данные, согласно которым в стране проживает порядка 2,500,000 человек.
Среди этнических меньшинств преобладают езиды, компактно проживающие на западе страны, а также отдельными группами практически во всех областях республики и в Ереване. Следует отметить, что езидские общественные организации оспаривают официальные данные, согласно которым, в стране проживает всего 35 тысяч езидов. Представители езидской общины приводят иные данные. По материалам некоторых полевых исследований, в Армении проживает свыше 50 тысяч езидов.
Ранее десятки русских сел располагались на севере республики, которая подверглась разрушительному землетрясению. После 1988 года начался отток русских из региона. Ныне русское население Армении в основном сконцентрировано в Ереване. Общины духоборов — молокан компактно проживают в Лорийской области, в селах Фиолетово и Лермонтово. Кроме того, значительная русская община имеется в городах Ташир, Ванадзор и Степанаван. Один из районов компактного проживания русских — Красносельский район (ныне Чамбарак) в результате военного конфликта с Азербайджаном, полностью лишился славянского населения. Если в 1989 году в республике проживало 52 тыс. русских, то сейчас менее 12 тыс.
Ассирийцы Армении сконцентрированы в 4 селах: Арзни, Димитров, Нор — Артагерс и Верин Двин. Причем Арзни и Верин Двин являются самыми крупными ассирийскими селами не только в Армении, но и в регионе. Только в селе Верин Двин проживает свыше 1,400 ассирийских семей. В селе Нор- Артагерс ассирийцы проживают совместно с армянами и езидами. В Димитрове ассирийцы проживают только с армянами. Кроме того значительные группы ассирийцев проживают в Ереване, Абовяне, Бюракане, Арташате, Армавире, Арарате и Ванадзоре.
Ранее греки занимали в Армении свыше 10 населенных пунктов. В результате репатриации на родину, количество этнических греков в Армении также резко сократилось. Обезлюдели такие греческие села как Мадан, Анкаван, Шамлуг, Тандзут, Бендик, Сисимадан. Из 10 тысяч этнических греков ранее проживающих в Армении осталось всего 900 человек, которые расселены в городе Алаверди, в селе Ягдан, а также в Ереване и Ахтале. Кроме того, малочисленная группа греков проживает в карабахском селе Мехмана. Однако действующие в Армении организации греков также оспаривают официальные данные о численности греческого населения. По данным посольства Греции в Армении, в стране проживает порядка 3 тысяч греков.
Курды проживают компактно в 9 селах Армении, а также смешанно с армянами и езидами в 6 селах неподалеку от Еревана. Ранее украинцы проживали почти во всех промышленных городах. Их основная часть сейчас проживает в Ереване. На севере Армении, в селе Николаевка сохранились потомки украинских казаков, большая часть которых после Спитакского землетрясения выехала из страны.
Малочисленные группы евреев, грузин, белоруссов, поляков, немцев проживают в основном в Ереване. Несколько известных польских семей проживают в городе Степанаване и в селе Гюлагарак, что в Лорийской области. Потомки немцев проживают в городе Ноемберян. Мордва сохранились на побережье озера Севан, в селе Шоржа. В городе Ноемберян, а также в селах Баграташен и Дебедаван проживают удины, которые вместе с армянами были изгнаны из Азербайджана. В стране проживают также абхазы/ абазины. История возникновения этой общины в Армении пока остается неясной, однако, известно, что некоторые семьи абхазов появились в Армении после грузино-абхазского конфликта. По данным абхазских диаспоральных организаций, в Армении проживает почти 1000 абхазов/абазин.
В некоторых селах недалеко от Степанавана и Ташира, а также в Араратской долине проживают этнические азербайджанцы. В Ереване и Гюмри сохранилась своеобразная арменизированная группа цыган-боша. Последние сохранили также свой язык «ломаверен». А недалеко от города Аштарак имеются села потомков армяно-татов из Азербайджана.
Стоит отметить, что ранее многие представители этнических групп, проживающих в Армении, являлись преимущественно русскоязычными, однако за последние 20 лет языком межнационального общения стал для них армянский.
Закавказье переживает настоящий демографический кризис. По мнению многих экспертов, Азербайджан, Армения и Грузия в скором времени окажутся в списке стареющих стран, а это не только отразится на этнодемографических показателях, но и приведет к депопуляции населения, что в конечном итоге поставит под угрозу национальную безопасность всех стран региона.
Грузия
Население Грузии в 2016 году составило 3,720,400 человек. Из них 86,8% грузины. Доля грузинского населения возросла после оттока из страны осетин, армян, русских и греков. В целом же, с 1989 года по 2014 население страны сократилось на 32,5%. По разным данным, в период 1990—2000-х годов из Грузии в поисках заработков и из- за конфликтов на этнической почве выехало за рубеж около 2 млн жителей республики, из них около 1,2 млн перебрались в РФ, в Грецию — до 250 тыс., в США — 200 тыс., на Украину — 150 тыс., по несколько десятков тысяч — в Турцию, Швейцарию, Италию, ФРГ, Францию, Израиль, Австрию и т. д.
Ныне азербайджанцы составляют 45% населения грузинского региона Квемо- Картли. Преобладающее азербайджанское население имеется в Марнеульском, Дманисском, Болнисском и Гардабанском районах. Азербайджанцы компактно проживают также в Тбилиси, Сагареджо, Каспи и Рустави.
Армянское население составляет абсолютное большинство лишь в Ахалкалакском и Ниноцминдском районах. Села армян расположены также в Ахалцихском районе, однако в процентном соотношении армяне в Ахалцихе больше не являются доминирующей этнической группой. Последние уже не являются большинством и в исторических армянских кварталах. К примеру, в Авлабаре армяне составляют всего 30% населения, в Сололаках менее 20%, а в Ваке 15%. В целом в Тбилиси, по данным грузинских источников, осталось всего 50 тыс. армян. Впрочем эти данные относительны, так как в Тбилиси проживает большое количество грузинизированных армян, чьи предки вынуждены были сменить армянские фамилии на картвельские.
Эти процессы происходили с 1930 -1950 гг., также активно данный процесс протекал в период подъема националистических настроений в Грузии. С 1991 по 1992 гг., когда президентом страны был Звиад Гамсахурдиа, множество армянских и осетинских семей были подвержены грузинизации. Армяне меняли фамилии не только в Тбилиси, но и в Кахетии, Имеретии, Месхетии. В ряде сел Месхетии католическое армянское население под влиянием грузинского духовенства полностью перешло на грузинский язык, также сменив армянские фамилии на картвельские. К примеру, католические армянские семьи Меграбовы-Меграбян, Мосесовы-Мовсесян, Геворковы, проживающие селе в Уде, что в Адыгейском районе за ночь превратились в Мерабишвили, Мосесашвили, Георгашвили. Аналогичная ситуация была и в других армяно- католических селах района.
Количество осетин сократилось в результате грузино-осетинского конфликта. Если в 1989 году в стране проживало 99 тыс. осетин, то уже в 2002 году менее 37 тыс. осетин, а в 2016 году осетины составляли 0,4% населения Грузии. Таким образом, с начала грузино-осетинского конфликта начала 1990-х годов Грузию (без Южной Осетии) покинуло 60 — 80 тысяч осетин (или до 60 — 80%). Ныне большинство осетин проживает в Тбилиси, Гори и в Кахетии.
Миграционные процессы затронули и русское население Грузии. Основная их часть проживало в городах, однако в некоторых районах имелись также села, с преобладающим русским населением. Ульяновка, Богдановка, Свободное, Красногорка и другие села располагались в Кахетии. Сейчас в этом грузинском регионе осталось всего 1900 этнических русских. Менее 500 человек из числа молокан и духоборов проживает в Ниноцминде, которая раньше именовалась Богдановкой и считалась оплотом духоборов Закавказья. Ныне большинство русских Грузии сосредоточено в Тбилиси и Батуми.
Греческое население Грузии принято делить на понтийских греков и урумов. Последние являются тюркоязычными, но православными. Основная масса греков проживала в Цалкинском районе Грузии, где имелись десятки сел как понтийских греков, так и урумов, кроме того в Цалке проживали также армяноязычные греки, которые вместе с остальными своими соотечественниками эмигрировали в Грецию. Кроме Цалки греки проживали также в Тбилиси, в Тетри- Цкаро, Дманиси, Марнеули и Ахалцихе, а также в 4 селах Аджарии. Из 100 тыс. греков, проживающих в Грузии к моменту распада Советского Союза, ныне осталось всего 5,5 тысяч греков.
Езиды проживают в основном в Тбилиси, а также в городе Телави. Количество езидов составляет 12 тысяч человек. А курды в основном проживают в Аджарии, являясь носителями языка курманджи. В автономии проживает также этнографическая группа курдов- зазаки.
Ассирийцы компактно проживают в селе Дзвели-Канда, которая находится в Мцхетском районе. Многие ассирийские семьи в Советское время обосновались в Батуми и Кутаиси. В Гардабани проживает группа ассирийцев, разговаривающая на бохтанском диалекте новоарамейского языка. Следует отметить, что часть ассирийцев практически ассимилировалась с местным населением.
В Грузии отдельными группами проживают также украинцы, удины, батумские абхазы, лазы, кистинцы, бацбийцы, аварцы (в том числе гинухцы и бежтинцы), евреи, в том числе грузинские евреи, разговаривающие на языке киврули, а также шведы, поляки и другие. Стоит отметить, что за последние 25 лет в Грузии обосновались некоторые группы мусульман — грузин, в том числе турецкие грузины, а также ферейданские грузины из Ирана. В целом в этой закавказской стране миграционные, демографические и ассимиляционные процессы протекают весьма динамично и это несмотря на то, что население уверенно сокращается. Более или менее стабильной остается этнодемографическая ситуация в частично признанной Абхазии и Южной Осетии, а также в непризнанной Нагорно- Карабахской республике.
Закавказье переживает настоящий демографический кризис. По мнению многих экспертов, Азербайджан, Армения и Грузия в скором времени окажутся в списке стареющих стран, а это не только отразится на этнодемографических показателях, но и приведет к депопуляции населения, что в конечном итоге поставит под угрозу национальную безопасность всех стран региона.
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(2001-2014)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(2004-2012)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(2004-2012)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)