Хотя тема круглого стола, прошедшего сегодня в Алматы, звучала как «Китайская миграция в Казахстан: прямая явная угроза или искусственный миф?», его участники пришли к выводу, что дело не в мифе и не в угрозе. Причины трудностей на рынке труда нужно искать внутри страны, а не за ее пределами.
Китайская трудовая миграция не представляет угрозы для рынка труда в Казахстане, считает эксперт исследовательского совета по миграции стран СНГ при центре миграционных исследований института народно-хозяйственного прогнозирования российской академии наук Елена Садовская.
«Влияние китайской рабочей силы на рынок труда в Казахстане минимальное. В последние годы приезжают только 6—7 тысяч человек и заняты они в основном в Алматы и Астане. Это квалифицированные специалисты в области инженерии, это менеджеры, которые получили образование в лучших университетах в Пекине, Шанхае, за рубежом, в Москве», — сказала Садовская, выступая на круглом столе.
Тем не менее, по словам Садовской, общее число граждан Китая, прибывающих в Казахстан, намного больше, если считать не только трудовых мигрантов, но и туристов, а главное — приезжающих с частными визитами.
«Мы должны отделить статистику пограничных пересечений (в 2012 году это было 190 тысяч) от числа зарегистрированных, потому что именно официально зарегистрированные органами МВД китайские граждане — это и есть те, кто приехал с туристической, с трудовой целью, с частными визитами. И их в среднем в последние годы 50 тысяч», — пояснила она.
При этом Садовская оговорилась, что вовсе не собирается идеализировать прибывающих граждан КНР. Китайские граждане, как и все иностранные граждане, должны покинуть республику по истечении одного года по завершении контракта или официально его продлить, однако, как отметила ученый, нелегальные мигранты из Китая умудряются проживать в Казахстане годами.
«Это действительно реальная проблема. Мигранты пересекают границу законно, они регистрируются законно, а потом, когда приходит срок выезда, они выезжают в Бишкек, там продлевают визу и таким образом годами здесь пребывают. Но опасность тут не только в их незаконном пребывании, но и в том, что это связано с коррупцией в госорганах, что без помощи коррумпированных чиновников такое длительное пребывание в Казахстане невозможно», — заметила Садовская.
Оппонент Садовской политолог Расул Жумалы отметил, что опасения внушает не официальная, а нелегальная миграция из Китая.
«Особой темой является тема нелегальной миграции. Тенденция внушает определенные опасения. В случае с китайскими диаспорами за этими демографическими волнами идут интересы экономического ряда. В Малайзии 70% национального богатства контролируются китайцами, в Индонезии — 75% экономики страны, на Филиппинах китайцев 1%, но они контролируют 60% национального богатства», — сказал он.
При этом Жумалы отметил, что Россия и страны Центральной Азии в настоящее время не являются приоритетными направлениями миграционных потоков из Китая.
«Миграция в Россию, в страны Центральной Азии не внушает очень больших опасений, масштабы не такие, как в Америке, Юго-Восточной Азии. Миграционные потоки в северном направлении пока не являются приоритетными для Китая. Через 5—10 лет по мере освоения западного Китая за счет внутренней миграции, наполнения его этическими китайцами, демографическая ситуация в Синьцзяне будет меняться, и это будет отражаться и на Казахстане», — добавил он.
«Китайская миграция — не миф и не угроза, это риски, которые не учтены Казахстаном, — попробовал поставить все на свои места Руслан Джусангалиев, директор Республиканского центра правовой помощи. — Нам нужно признать — мы буферная зона, мы сопоставимы по территорий с Китаем, а по населению менее 1% от населения Китая, и мы называем это «большой транзитный потенциал».
Призвав называть вещи своими именами, Джусангалиев отметил, что Казахстану необходимо четко сформулировать свое отношение к Китаю как стратегическому партнеру, чтобы избежать как недооценки угроз, так и их переоценки.
Таисия АФИНИДИ. «Республика», 23 сентября 2014 года
Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
(c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru
(с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com
(с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru
(2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr
(с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org
(2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru
(2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru
(2001-2002)