Rambler's Top100

№ 593 - 594
7 - 20 апреля 2014

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Студенческая страничка

Избранные эссе
Демографическое поведение этнических групп внутренних мигрантов в Югре

Игорь ЕФРЕМОВ
Магистрант программы "Демография" по специальности "Социология"

Для проведения исследования были выбраны этнические группы, выделенные в результате переписи населения 2010 г. как крупнейшие этнические меньшинства ХМАО-Югры и при этом относящиеся к "титульным" народам России (т. е. имеющие национальную территориальную автономию в ранге субъекта Российской Федерации). Среди них можно особо выделить чеченцев, т. к. население Чеченской республики значительно отстает в демографическом переходе от большей части населения России. Таким образом, для выходцев из Чечни можно было бы предположить наличие более традиционного демографического поведения.

Помимо собственно демографического поведения, были проанализированы также показатели образования и владения языками.

Рисунок 1. Доля некоторых этнических групп в населении Югры по переписям населения, %

Среди чеченцев, проживающих в Югре, доля владеющих чеченским языком составляет лишь 60%, тогда как среди чеченцев самой Чеченской республики - почти 100%. Почти 7% чеченцев Югры родным языком считают русский (в Чеченской республике таких - 0,01%). Доля владеющих русским языком при этом сильно не отличается.

Рисунок 2. Владение языками среди чеченцев

Чеченцы Югры также характеризуются высокой долей лиц с профессиональным образованием (почти 50%, тогда как у чеченцев Чечни около трети).

Рисунок 3. Образовательный уровень среди населения 15 лет и старше, %

Возрастная структура чеченцев Югры отличается гораздо большей "зрелостью" как по сравнению с чеченцами других регионов России (кроме Чечни и Югры), так и по сравнению с чеченским населением Чечни. При этом, если разницу с Россией можно объяснить активной миграцией в регион чеченцев в 1980-х гг., то разница с Чеченской республикой - прежде всего результат иного демографического поведения. В результате половозрастная пирамида чеченского населения Югры гораздо больше похожа на таковую для всех жителей Югры, нежели на половозрастную пирамиду чеченцев Чечни (рис. 4).

Рисунок 4. Возрастной состав чеченцев в сравнении с возрастным составом всего населения России и Югры

Интересные особенности демонстрируют показатели брачности чеченского населения Югры старше 16 лет (рис. 5). Если резко повышенную долю никогда не состоявших в браке (почти 25% по сравнению с 19% в среднем по региону) можно объяснить более высокой долей молодежи, не успевшей еще вступить в брак, то доля чеченцев Югры, состоящих в незарегистрированном браке, беспрецедентно высока и с большим отрывом опережает таковую у всех этнических групп региона, а также примерно в 3 раза выше аналогичной доли среди чеченцев Чеченской республики.

Невысокую долю разведенных среди чеченцев Югры можно объяснить как более молодой возрастной структурой по сравнению с остальным населением региона, так и сохранением традиционного поведения у поколений, выросших в Чечено-Ингушской республике до переезда в Югру. При этом доля разошедшихся (т.е. тех, кто не оформил развод официально) так же высока, как и среди русского населения Югры, и может свидетельствовать о следовании относительно молодыми чеченцами Югры образцам поведения в области прекращения брачных отношений, свойственного другим этническим группам населения региона.

Рисунок 5. Брачное состояние чеченцев старше 16 лет в Югре и Чечне

Рисунок 6. Брачное состояние различных этнических групп населения Югры старше 16 лет по данным переписи населения 2010 г., %

При анализе соотношения долей разведенных (рис. 5) официально и разошедшихся среди чеченцев Югры и Чеченской республики видно, что эти показатели диаметрально противоположны: распространенность официальных разводов среди чеченцев Югры в несколько раз выше, чем среди чеченцев Чечни, тогда как доля разошедшихся в несколько раз меньше. Последнее может объясняться сохранением внешних форм неприятия обществом официального развода в Чеченской республике при фактически начавшейся трансформации брачных отношений там в сторону более свободных, что, с одной стороны, позволяет чеченцам Чечни прекращать брачные отношения, но, с другой, вынуждает отказываться от официального оформления такого поведения.

Рисунок 7. Среднее число рожденных детей на одну женщину старше 15 лет

Среднее число рождений для чеченских женщин Югры кардинально ниже, чем в Чеченской республике, что можно объяснить различиями в доле городского и сельского населения (практически все чеченцы Югры - горожане, тогда как в Чеченской республике почти две трети населения - сельские жители), образовании и, как следствие, репродуктивном поведении, которое у чеченок Югры гораздо ближе к остальным женщинам региона, нежели к чеченкам Чеченской республики. При анализе числа рождений по возрастным группам можно увидеть, что во всех возрастах рождаемость чеченских женщин Югры ниже, чем в Чеченской республике, что опровергает объяснение разницы данного показателя для всех женщин различной возрастной структурой. Также и средний возраст рождения первого ребенка у чеченских женщин Югры выше, чем в Чеченской республике, и в этом показателе они ближе к русским женщинам Югры.

Рисунок 8. Среднее число рожденных детей у чеченских женщин в Югре и Чечне на 1000 женщин соответствующего возраста

Рисунок 9. Средний возраст при рождении первого ребенка у женщин различной этнической принадлежности в "своем" регионе, в России в целом и в Югре, лет

При использовании данных переписи населения (особенно в отношении рождаемости) трудно учесть разницу в возрастной структуре, что может искажать результаты. Ситуация осложняется сомнительным качеством данных переписей населения 2002 и 2010 гг. по республикам Северного Кавказа. Благодаря т. н. "базе микроданных" переписи населения, теоретически можно оценить вышеназванные показатели и с учетом возрастной структуры, но на практике для многих, а иногда и большинства этнических групп (равно как и для выделенной по любому другому признаку малочисленной группы) число событий относительно мало, что приводит к их исключению из сформированного запроса к "базе микроданных" с целью "защиты персональных данных". При этом чеченская диаспора Югры является одной из крупнейших за пределами группы соседних с Чечней регионов.

Источник данных: Итоги переписи населения 2010 г. Электронный ресурс: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.