Rambler's Top100
№ 09 - 10
26 февраля - 11 марта 2001

Содержание номера

О проекте

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Оглавление
Профессия: исследователь

Дом ученых: 20 марта - обсуждение актуальных проблем демографической политики

Результаты письма ученых в Государственную комиссию по переписи населения

Был ли Мальтус пророком? К 235-летию со дня рождения

Конференция о втором демографическом переходе в Европе

Памятные даты

Был ли Мальтус пророком? К 235-летию со дня рождения

235 лет назад, 17 февраля 1766 года родился Томас Роберт Мальтус английский священник, автор прославившей его имя книги "Опыт о законе народонаселения и его воздействии на будущее улучшение общества с замечаниями о построениях гг. Годвина, Кондорсе и других писателей" ("An essay on the principle of population as it affects the future improvement of society with remarks on the speculations of Mr. Godwin, M. Condorcet, and other writers", 1798).

Мальтус дал имена таким направлениям общественной мысли как мальтузианство и неомальтузианство.

Влияние Мальтуса построено на простоте центрального тезиса его сочинения: люди размножаются настолько быстро, что экономика за ними угнаться не может, поэтому рост населения следует ограничивать; ограничители могут быть превентивными: поздние браки и воздержание как до так и после вступления в брак (preventive check); и поствентивными: высокая смертность, связанная с болезнями, войнами или голодом (positive check). При этом единственным приемлемым способом уменьшения числа рождений Мальтус считал откладывание вступления в брак, полагая контрацепцию, как и любое другое средство избежать рождения, греховными.

Самая знаменитое высказывание Мальтуса:

"Человек, пришедший в уже занятый мир, если родители не в состоянии прокормить его или если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на Земле. На великом жизненном пиру для него нет места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор, если он не найдет сочувствия нескольких участников пира. Но если они потеснятся, чтобы дать ему место, вскоре появятся новые, требуя для себя той же милости. Весть о том, что пища есть для каждого приходящего, наполнит зал многочисленными просителями. Порядок и гармония праздника нарушатся, изобилие, которое господствовало прежде, сменится недостатком, и радость приглашенных будет уничтожена зрелищем нищеты и скудости, свирепствующих во всех концах зала, и назойливыми криками тех, кто по справедливости возмущен, не находя пропитания, на которое они рассчитывали".

Пробуждение Мальтуса

(Из книги Альфреда Сови "Мальтус и два Маркса", 1963)

Мальтус спал относительно спокойным сном, испытывая скорее блаженство, чем угрызения совести, когда его последователь постучал в дверь.

Последователь - Вставайте, господин Мальтус, настали великие времена! Ваше присутствие, ваша доктрина, ваши замечательные предписания необходимы сейчас более, чем когда-либо. Вы нужный человек - в середине ХХ века еще больше, чем в 1800 году.

Мальтус - Оставьте меня в покое! Вы прекрасно знаете, что люди, наконец, последовали моему совету, потому что предупреждение рождений широко распространилось с конца XIX века. Правда, пользуются средствами, которые я проклял в свое время, но сейчас я считаю их вполне допустимыми. Это неомальтузианство, как называют практику применения противозачаточных средств, не нуждается даже в приставе "нео", несколько неуважительной по отношению ко мне. Идея та же, результат тот же, а это главное.

Последователь - Дорогой учитель, позвольте сказать вам, что вы недостаточно информированы: практика контрацепции распространена только в незначительной части мира. Англия, Франция - сегодня это не много. Даже если добавить США и другие страны, это не составит большинства. Два миллиарда человек воспроизводят себя сегодня в Азии, Африке и Латинской Америке естественным образом, то есть, учитывая прогресс медицины, гораздо быстрее, чем рабочие Ланкашира и крестьяне Суссекса в ваше время.

Мальтус - Но чем это грозит? Это дело их собственных далеких стран. Я - европеец, даже западный европеец, вы это хорошо знаете, и Англия все еще остается островом, насколько мне известно!

Последователь - Разумеется, но угроза от этого не становится меньше. Сегодня богатые - это не только земельные собственники Суссекса или судовладельцы Ливерпуля. Богатые - это люди всех состояний, живущие в развитых странах. Рабочий в Детройте зарабатывает в десять раз больше, чем крестьянин-собственник на Цейлоне, в Судане или Эквадоре.

Мальтус - Но, черт возьми, разве это угрожает социальному порядку? Эти жалкие крестьяне - не наемные рабочие и не рабы рабочих Бирмингема. Не существует законов в пользу бедных. Это совсем другой вопрос. Я иду спать.

Последователь - Я должен открыть вам все. Нет закона о бедных сейчас, но он может появиться. Что-то вроде палаты общин создается под именем Организации Объединенных наций, и уже поговаривают о чем-то вроде мирового налога. Обстоятельства складываются ужасно.

Мальтус - Хорошо, я иду!

 

Вернуться назад
Версия для печати
Вернуться в начало
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса), Россия - www.osi.ru
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org
Программы MOST (Management of social transformations) ЮНЕСКО - www.unesco.org/most