Депутат и адвокат обсудили суррогатное материнство
В понедельник в Москве прошли дебаты о скандальном законопроекте, который предполагает запрет суррогатного материнства для иностранцев и одиноких россиян. Кроме того, соавтор проекта, депутат Госдумы Николай Земцов предложил лишать возможности «родить» ребенка от суррогатной матери женщин после 55 лет: они, по его словам, слишком стары для воспитания детей. Ему противостоял адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы обвиняемых по громкому делу о «торговле» младенцами, выношенными суррогатными матерями. Он назвал заявления депутата «бредом сивой кобылы» и выразил надежду, что «дискриминирующий россиян» законопроект «в таком виде чтения не пройдет».
Встречу в пресс-центре информагентства «Национальная служба новостей» Николай Земцов начал с пугающей его информации: оказывается, среди одиноких иностранных мужчин, которые прибывают в Россию для получения услуг суррогатного материнства, «есть лица, больные СПИДом». Не пояснив сути своих опасений, депутат перешел на шепот: «Эта область, как нам удалось выяснить, вся пронизана большими деньгами. Мне говорили, что это второй "Газпром"». Более громким голосом господин Земцов стал благодарить Следственный комитет России (СКР) за то, что тот начал возбуждать уголовные дела и бороться с «продажей наших детей за границу». По его словам, «тысячи мужчин» приезжают в Россию, чтобы «купить детей», и им способствуют «коррупция, банальный подкуп служителей загса». По мнению депутата, права на услугу суррогатного материнства необходимо лишить иностранных граждан, не состоящих в браке россиян и россиянок, а также женщин возраста до 25 и после 55 лет.
Игорь Трунов назвал высказанные Николаем Земцовым «страсти про геев», якобы покупающих детей, «бредом сивой кобылы».
По словам адвоката, в российском праве существует презумпция невиновности, и «никто не имеет право развешивать ярлыки и называть кого-то бандой, пока не было обвинительного приговора суда». «Пока что ни один из фактов продажи детей за границу не подтвердился, а возбуждение уголовного дела не является фактом преступления, и люди часто оказываются невиновными,— пояснил адвокат.— Из России нельзя незаконно вывезти ребенка, для этого нужно получить много документов. В противном случае вы обвиняете Минюст в том, что он насквозь коррумпирован».
Напомним, в последние несколько лет в России было возбуждено несколько уголовных дел в отношении людей, оказывающих юридическое и медицинское сопровождение суррогатного материнства, а также некоторых суррогатных матерей. Чаще всего обвиняемым вменяют куплю-продажу находящихся в беспомощном состоянии людей (ч. 3 ст. 127.1 УК РФ). В конце февраля СКР завел дело в Красноярске по факту обнаружения девяти младенцев, предназначенных, по версии следствия, для продажи, четверо подозреваемых были задержаны, а дети оказались в доме малютки.
Вице-спикер парламента Петр Толстой инициировал законопроект, запрещающий предоставление услуг по суррогатному материнству иностранным гражданам и россиянам, не состоящим в браке.
Господин Толстой отметил, что запретить саму процедуру суррогатного материнства законопроектом не предлагается — речь идет о запрете «продажи детей иностранцам через процедуру суррогатного материнства».
Тогда ряд экспертов назвал документ «дискриминационным по признаку супружеского статуса» и не соответствующим Конституции, гарантирующей равенство граждан.
Игорь Трунов рассказал, что в год в России суррогатные матери рождают около 22 тыс. детей, и только 5% из них уезжают за границу. По его словам, суррогатное материнство вполне законно работает в США, Франции, Бельгии, Грузии и многих других странах. Проблема суррогатного материнства в России, по мнению адвоката, в «эмоциональном отношении» некоторых представителей власти к этой проблеме, которое «не имеет ничего общего с законом и правами».
«Наше законодательство говорит о том, что мужчины и женщины в браке или нет равны в своих правах»,— пояснил господин Трунов.
По его словам, антиконституционный приказ Минздрава №102 исключил мужчин из процедуры получения услуги суррогатного материнства, но в 2010 году юристам удалось его оспорить. С тех пор одинокие мужчины проходят двойной фильтр и по решению суда становятся отцами таких детей.
Участникам пресс-конференции присылали вопросы журналисты и зрители, и адресованы они были в основном Николаю Земцову. На вопрос, где лучше было бы ребенку — в детском доме или в нетрадиционной семье с двумя мамами или папами, господин Земцов ответить не смог. Несколько смутившись, он заговорил о «педофилах». Игорь Трунов обвинил депутата в «подмене понятий» и напомнил ему, что знаком с несколькими процессами над священнослужителями, которых обвиняли в подобных преступлениях: «Это совершенно не значит, что все священники педофилы».
Также Николаю Земцову задали вопрос, не стоит ли «принять меры» в отношении известного певца Филиппа Киркорова, который, не состоя в браке, смог «родить» от суррогатных матерей двоих детей. Депутат снова смутился и заговорил о «неотрегулированности» проблемы суррогатного материнства в России. Он вспомнил про экстракорпоральное оплодотворение, на которое государство тратит миллиарды рублей, открывая «пенитенциарные центры» (депутат, видимо, имел в виду перинатальные), и технология ЭКО, по его словам, «размывает» проблему суррогатного материнства.
Также господин Земцов напомнил, что суррогатными матерями в России становятся в основном женщины из бедных слоев населения, «обманутые рекламодателями».
В ответ Игорь Трунов зачитал указ президиума Верховного Совета СССР о запрете браков между гражданами СССР и иностранцами. Там, по словам господина Трунова, была аналогичная обсуждаемому законопроекту трактовка: «Наши женщины, вышедшие замуж за иностранцев и оказавшиеся за границей в непривычных условиях, чувствуют себя плохо и подвергаются дискриминации». «Считаю, что в этом виде законопроект пройти не может, он не соответствует Конституции»,— резюмировал Игорь Трунов.
Мария ЛИТВИНОВА. Коммерсантъ, 15 марта 2021 года
Запретный плод: как привлечь суррогатную мать
Потенциальная родительница может сбежать после получения задатка или присвоить чужие анализы
Спрос на суррогатное материнство с каждым годом растет, а с ним увеличивается и число различного рода мошенничеств. Агентства нанимают на роль матерей начинающих актрис, в ход идут поддельные справки, украденные документы и внезапные исчезновения после получения первого гонорара. В Госдуме готовится законопроект, который должен предотвратить производство детей на экспорт. Между тем жертвами мошенников очень часто становятся собственные граждане. Как избежать обмана — в материале «Известий».
Страна-экспортер
В начале года депутаты Госдумы объявили о подготовке нового законопроекта. Он запретит иностранцам и одиноким людям пользоваться услугами суррогатных матерей, а также установит возрастные ограничения для биологических родителей. По мнению авторов, поправки устранят пробелы в законе, из-за которых «фактически сформировался рынок экспорта российских детей, рожденных суррогатными матерями».
Разработка законопроекта началась после ряда громких происшествий. С января 2020 года Следственный комитет расследует дело о смерти новорожденного и торговле младенцами, обнаруженными в Одинцовском районе Подмосковья. Помимо этого, в конце 2020 года Росздравнадзор выявил 48 случаев передачи младенцев одиноким мужчинам-иностранцам, что трактуется органом проверки как нарушение закона.
На ситуацию повлияла и пандемия COVID-19, из-за которой многие родители-иностранцы не смогли приехать в Россию, чтобы забрать детей у суррогатных матерей-одиночек. Вице-спикер Петр Толстой отметил: под вопросом остается судьба «нескольких сотен малышей».
Россия — один из лидеров по услугам суррогатного материнства и в целом одна из немногих стран, где данная процедура является легальной. Высокий спрос способствует совершенствованию сервиса, но наравне с этим плодит «серые» схемы, на которых обогащаются суррогатные мошенницы.
Без посредников
В цивилизованном варианте сделка по суррогатному материнству предполагает участие не только медклиник, но и агентств-посредников. Последние занимаются подбором кандидаток, обеспечивают юридические гарантии, курируют суррогатную мать и отчитываются о ее состоянии биологическим родителям.
Все 10–12 месяцев работы с сурматерью, включая подготовку и попытки зачатия, обходятся клиентам примерно в 1,5–2 млн рублей. По словам Павла Базанова, руководителя сети «ВитроКлиник», сумма может достигать и 3 млн рублей. Основная доля расходов идет на ежемесячные выплаты сурматерям, страховку, оплату транспорта, аренду жилья (если женщина иногородняя), компенсацию заработной платы, медицинское сопровождение. Сама процедура ЭКО (перенос эмбрионов супружеской пары в матку суррогатной матери) в среднем стоит 120–150 тыс. Агентства, в свою очередь, получают 10–15% от общего гонорара.
Правда, на услугах последних некоторые решают сэкономить и пытаются отыскать сурмаму самостоятельно — через интернет и тематические группы в соцсетях. Не знающие тонкостей этого дела родители почти наверняка рискуют наткнуться на аферистов. Большая часть махинаций происходит до клинических процедур, а именно в период, когда найденная претендентка выпрашивает средства на анализы и переезд в город биородителей. Первичные расходы на обследование, лечение и транспорт не всегда фиксируются с помощью договора, а значит, отыскать пропавшего с деньгами человека становится сложнее.
Есть несколько известных схем, которые были выявлены в ходе судебных разбирательств, из рассказов практикующих юристов и жалоб пользователей.
Дайте денег
Сценарий афер довольно типичен: мошенницы берут деньги на билеты и медосмотр, потом пропадают, не отвечают на звонки, но продолжают предлагать свои услуги в профильных группах.
Собеседница «Известий» Лина В. оказалась в такой ситуации. Женщина договорилась с суррогатной матерью о процедуре ЭКО, оплатила ей анализы и лечение инфекций. После чего «девушка из интернета» пропала. К счастью, мошенницу удалось разыскать.
— Девушка вернула мне деньги, но только после того, как я вычислила ее место работы и позвонила в офис. Я пригрозила, что приеду к ней на работу, она испугалась и вернула потраченное в тот же день, — рассказала Лина. — Девушка объяснила всё страхом участия в программе, но об этом можно сказать заранее, а не исчезать по окончании медобследования.
Пострадавшая подозревает, что таким образом девушка могла накрутить цену на свои услуги. Популярный вариант мошенничества — сдать нужные анализы, подлечиться, а затем предложить себя новой семье по более высокой цене.
— Есть такой трюк у некоторых сурмам: проходят обследование за счет одних биородителей, а потом с полным пакетом анализов предоставляют свои услуги другим биородителям, но уже дороже, например, на 100 тыс. рублей, — поясняет Лина.
Некоторым клиентам удается вычислить аферистов заранее, еще до оплаты первичных услуг. Пользователь Константин Х. рассказал, как сам «пробил» потенциальную мошенницу.
Мужчина начал переписку с девушкой, чей контакт нашел в тематической группе во «ВКонтакте». Подтвердить свое участие в программе суррогатного материнства собеседница не смогла, хотя и указала о себе такую информацию в объявлении. Константин насторожился.
— Попросила деньги на автобус… Я в ответ попросил скан паспорта. Прислала на фамилию Новицкая и с другим возрастом (отличным от возраста в объявлении. — «Известия»), — рассказывает он. — Пробил в интернете, оказалось, что год назад этот паспорт фигурировал в агентстве эскорт-услуг в казино Казахстана. Я сделал вид, что не знаю этой информации, и попросил остальные сканы (прописка и ребенок). Девушка скинула другой паспорт, возможно, поняв, что ее могут вычислить. Паспорт был на новую фамилию — Барабанова. Я пробил и Барабанову. Нашел упоминание на местном форуме: девушка просит прислать деньги для отправки телефона почтой, а потом кидает. Прислал скриншот сообщений, что ее ищут как «кидалу». Молча занесла меня в черный список.
К слову, упоминание Барабановой Ю.В. то и дело мелькает в обсуждениях на клиентских форумах. Время от времени пользователи предупреждают друга друга: будьте осторожны, Барабанова завела новую страничку и снова в деле!
Пройдемте в суд
Бывает, что афера заходит слишком далеко. Если не распознать обман сразу, восстанавливать справедливость приходится в суде. На портале «Судакт» есть такой пример.
Семья из Пермского края договорилась об услугах суррогатной матери с гражданкой Мотовиловой. Биородители ежемесячно высылали 23 тыс. рублей и переводили деньги на «медицинскую диагностику». Требования Мотовиловой росли, вскоре ей якобы понадобились средства на дорогостоящее обследование. После пересадки эмбриона (на которую Мотовилова всё же явилась) девушка заявила о наступлении беременности, что оказалось неправдой — она предоставила ложные анализы и ложные справки о посещении врачей. За каждый этап «материнства» злоумышленница получила вознаграждение от биородителей. Когда обман раскрылся, семья потребовала завести уголовное дело по части мошенничества. Суд приговорил Мотовилову к 460 часам обязательных работ.
Между тем вероятность мошенничества сохраняется и во время беременности. Согласно российскому законодательству, суррогатная мать сама решает судьбу плода. То есть женщина может прервать беременность без согласия генетических родителей. Или, что выгодней, попросить еще больше денег. Источник «Известий», эксперт в сфере права, приводит пример такой манипуляции:
— Представьте ситуацию: семья и суррогатная мать. Первая попытка ЭКО неудачная, вторая, третья тоже, и только с четвертой у суррогатной матери наступает долгожданная беременность. Биородители возрастные, другой попытки получить эмбрионы у них нет. И вот суррогатная мать, узнав эти подробности у врача, говорит, что ранее у нее была договоренность с условными нефтяниками из Сургута. Они якобы обещали трехкомнатную квартиру в центре Москвы, но потом куда-то пропали. От безвыходности и нищеты сурмама согласилась на настоящую программу и стала готова на оплату в 2–3 млн рублей вместо прежних 15–20 миллионов. Затем сурмама говорит, что нефтяники вернулись и хотели бы работать только с ней. Все затраты они компенсируют, а текущую беременность придется прервать. Как думаете, многое готовы отдать родители, чтобы спасти своего ребенка? В итоге сурмама получила квартиру в центре Москвы, в тихих арбатских переулках. Родители сейчас арендуют жилье, но они со своим ребенком, они счастливы.
Чужое добро
Как ни странно, но суррогатных мам тоже обманывают. И делают это другие сурмамы. Главный трофей — идеальные результаты анализов и «незасвеченный» паспорт. Схема махинации проста: начать переписку с порядочной сурмамой, получить от нее справки обследований и фото паспорта с нужными страницами, затем, выдав себя за нее, вступить в переписку с клиентами-родителями. После первого перечисления денег подставная сурмама пропадает, а репутация добросовестной девушки испорчена.
О таком способе обмана, в частности, предупреждает пользовательница Аня К.: «Внимание, мошенница! Зовут Ульяна! Написала мне как от агентства сурмам, попросила у меня все данные, чтобы отправить врачу на одобрение, и паспорт просила для записи к врачу. Теперь она представляется мной, как сурмама. Будьте внимательны <...> я никогда не прошу денег сразу!»
Тот же прием применяет пользовательница по имени Виктория, которая размещает объявление о поиске сурмамы (обещает большой гонорар, полное содержание). А на следующий день предлагает себя в качестве роженицы.
Фото: vk.com
По словам источника «Известий», такой ход есть новая разновидность старой схемы, когда вместо себя неподходящая сурмама отправляет сдавать анализы подругу или иного соучастника аферы.
Погоня за рейтингом
Эксперты советует не искать сурмаму самостоятельно, никогда не высылать деньги вперед и компенсировать затраты после предоставления отчетов. А также всегда заключать договор, который обязателен в соответствии со ст. 55 закона «Об основах охране здоровья граждан в РФ».
Фирмы-посредники лучше и тем, что снимают лишний стресс с родителей и берут общение с сурмамой на себя, объясняет врач-репродуктолог Павел Базанов.
Выбирать агентства также стоит осторожно — некоторые компании искусственно завышают свой рейтинг. Так, агентство суррогатного материнства «Ева» опубликовало видеоотзыв одной из своих сурмам. Поиск через соцсети показал, что девушка в кадре не только «сурмама», но и актриса с портфолио на Akteram.com. Сейчас ссылка на личную страницу недоступна, однако сохранился скриншот сайта.
Отдельное расследование выпустили пользователи с Украины, где суррогатное материнство также пользуется спросом. Агентство «Артемида» изучило отзывы фирмы «Биотехком» и выявило предполагаемых комментаторов-ботов. Одни и те же юзеры рассказывают о бесплодии и тут же — о чудесной возможности стать суррогатной мамой. В подписках у комментаторов — лица, аффилированные с компанией «Биотехком». При этом отзывы к постам часто идут в связке — диалог разворачивается между парой пользователей, которые вместе обсуждают новые посты («Я рожала в …», ответ: «Слышала от знакомых позитивные отклики о ...»).
В России пару лет назад возник громкий скандал с агентством «Таймс Бэби» и его основательницей Снижаной Токар. Компания не выплачивала гонорары суррогатным матерям, а в списке жертв числилось 30 китайских бездетных пар. После судов Снижана ликвидировала «Таймс Бэби», но спустя несколько месяцев в 2019 году появилась фирма с похожим названием — «Бэйби Тайм». По документам, ею руководит Инна Папкина, но обманутые сурмамы настаивают, что агентство — лишь филиал, подчиненный Токар.