Михаил Шибанов «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии». Фото из открытых источников.
Что подсмотрел в Московии немецкий путешественник Адам Олеарий
Предстоящие два с половиной месяца, начиная с 14 сентября, на Руси считались самым подходящим временем для свадеб. Конечно, венчались и весной на Красную горку, в первое воскресенье после Пасхи, и зимой — после Крещения и до Масленицы. Но именно осенние свадьбы, по народным приметам, вели к счастливому браку и обеспеченной жизни. Об этих обрядах мы и поговорим.
Это гравюра из книги немецкого путешественника, географа, историка и математика Адама Олеария, который дважды, в 1634-1639 годах, посетил Московию в составе посольства, направленного герцогом Фридрихом III Гольштейн-Готторпским. Свои дневниковые записи и рисунки Олеарий собрал в книгу, изданную в 1647 году под названием «Подробное описание путешествия голштинского посольства в Московию и Персию...».
Андрей Рябушкин. «Свадебный поезд в Москве»
Для историков это настоящий кладезь сведений о тогдашней Москве. Здесь, к примеру, есть подробный ее план после страшного пожара 1626 года: на карте впервые появился Земляной вал (до этого был деревянный). А для нас это возможность узнать бытовые подробности из жизни предков. Тем более, в следующем издании книги, в 1656 году, появились гравюры, выполненные по рисункам автора и под его руководством. Две иллюстрации оттуда посвящены свадебным обрядам.
На одной мы видим так называемый посад жениха и невесты в первый день свадьбы, перед венчанием. Уже пройдены сватовство, смотрины невесты, сговор и рукобитье (когда отцы жениха и невесты, договорившись о приданом и о предстоящем празднестве, ударяют по рукам), наконец, помолвка и обручение. И вот молодых усаживают во главе свадебного стола на подушки, застланные медвежьим или лисьим мехом. Слева на носилках к столу несут обрядовое угощение — хлеб и сыр. Свадебный каравай украшали узорами: колосья (символ богатства), лебеди (верность и преданность), обручальные кольца, а также живые веточки калины (символ любви). Полагалось такой хлеб под напевы-приговоры выпекать замужним женщинам, имеющим крепкую семью и детей.
Дальний от нас конец стола, где сидят молодые, загорожен покрывалом. Там проходит ритуал причесывания. Невесте заплетают две косы вместо одной, девической, укладывают их и надевают на голову кику (ее подносят справа), что символизирует переход девушки в статус замужней женщины. Расчесывают и жениха тем же, что и невесту, гребнем, который окунают в мед. Тут же, на лавке слева от стола, женщины танцуют и поют ритуальные песни, иногда, как упоминает Олеарий, хорошо знавший русский язык, весьма вольного содержания.
А тем временем дружка, распорядитель праздника (справа от стола) показывает, чтоб нарезали каравай. Он будет от имени невесты раздавать угощение и подарки, вышитые платки и рушники, жениху и родственникам, объединяя этим две семьи в одно целое. Потом молодые трижды обойдут стол, осыпаемые хмелем, и все отправятся к свадебному поезду — ехать на венчание.
А вот и вторая гравюра — про обряд венчания. Которое, кстати, до XVI века на Руси вовсе не было так уж распространено. Народ считал его уделом знати и придерживался древних обычаев: сватовство (а то и умыкание невесты), сговор, помолвка, свадебный пир. Об этом, в частности, упоминается в «Канонических ответах митрополита Киевского Иоанна II» (1078-1089). Только позже венчание становится центральным событием. И все же до XIX века без свадебного пира даже повенчанные молодые не считались мужем и женой. Неслучайно на гравюре в верхнем левом углу напоминание о предстоящем праздничном застолье.
Ну а центральное место занимает шествие новобрачных к алтарю (фрагмент справа) и обряд венчания, которое проводит священник (в центре). В этот момент он как раз надевает молодым кольца. Тут же справа один из друзей жениха наполняет чашу вином — после молитвы и благословения священник даст молодоженам поочередно испить из нее. После того как чаша выпита, молодой муж: бросит ее оземь и начнет топтать со словами: «Так будут растоптаны все, кто пожелает вызвать вражду и ненависть между нами!» В греко-римской традиции, откуда к нам пришел обряд венчания, такого, понятное дело, нет. Но русские присоединили к византийскому чину дохристианский обычай: опорожнив общую чашу, разбить ее, а то и кинуть в реку.
И еще интересное отличие. Над головами молодоженов вместо привычных венчальных венцов мы видим нечто похожее на металлические иконы. Это они и есть, образы Спасителя и Богородицы, прикрепленные к обручам. Именно такими были венцы в XVI-XVII веках.
Остальное — свадебный пир, брачная ночь с ритуальным кормлением молодых кашей и пикантными утренними обрядами — кое-где сохранилось и до наших дней. И многие наверняка уже успели в этом поучаствовать. Если же нет — так осень только начинается...
Марина КРЮЧКОВА, архивариус. Труд, 12 сентября 2020 года