Ускорит ли пандемия коронавируса повсеместное появление роботов?
Пока в мире свирепствует пандемия, многие, кажется, забыли о другой угрозе привычному человеческому укладу жизни - повсеместному появлению роботов.
Как говорят аналитики, роботы заменят людей во многих профессиях, и вспышка коронавируса лишь ускорит этот процесс.
"Люди обычно говорят, что им нравится общаться с живым человеком, но из-за Covid-19 этот аспект поменяется", - считает футурист Мартин Форд, который исследует тему интеграции роботов в экономику в ближайшие десятилетия.
"Covid-19 изменит предпочтения потребителей и откроет новые возможности для автоматизации", - говорит он.
Компании, как крупные, так и небольшие, расширяют сферы применения роботов в условиях социального дистанцирования для сокращения количества персонала, которому необходимо приезжать на работу. Также роботов используют для выполнения функций, которые сотрудники не могут выполнять из дома.
В Южной Корее роботов используют для измерения температуры у людей, а также для раздачи антисептических средств для рук.
Эксперты по вопросам здравоохранения полагают, что некоторые меры социального дистанцирования останутся в силе и в 2021 году, поэтому спрос на роботов-рабочих может увеличиться.
Выручит робот-уборщик
Из-за пандемии резко вырос спрос на чистящие и антисептические товары.
Датская компания UVD Robots производит роботов, в которых используется технология ультрафиолетовой дезинфекции. Она отправила сотни машин в больницы Китая и Европы.
Продуктовые магазины и рестораны теперь чаще используют роботов-курьеров для доставки.
По мнению экспертов, когда компании начнут возвращаться к деятельности, эта технология станет еще более востребованной - вероятно, в скором времени уборкой школ и офисов будут заниматься машины.
"Потребители теперь больше переживают за свою безопасность и за безопасность и здоровье работников, - сказала автор исследования "Потребитель будущего" Блэйк Морган. - Благодаря переходу к автоматизации все будут здоровы, и клиенты вознаградят за это компании".
Но есть и ограничения.
По словам Морган, автоматизированные кассы в магазинах сокращают взаимодействие людей, но, как иногда случается, электронные системы могут работать с перебоями или ломаются, из-за чего покупатели их избегают и платят за покупки кассирам-людям.
Помощь с социальным дистанцированием
Еще одной сферой применения роботов, скорее всего, станет индустрия общественного питания.
В ресторанах быстрого питания, вроде McDonald's, начали проводить испытания роботов в качестве поваров и кассиров.
В складских комплексах таких компаний, как, например, Amazon и Walmart, роботов использовали еще до начала пандемии. После вспышки коронавируса обе фирмы решили найти им применение в сортировке, отправке и упаковке посылок.
Amazon уже использует тысячи роботов на своих складах
Это может уменьшить количество жалоб работников складов, которые утверждают, что в нынешних условиях у них нет возможности соблюдать необходимую дистанцию от своих коллег. Как пишут некоторые эксперты в области технологий, из-за нововведений некоторые из них могут лишиться работы.
Когда компания инвестирует в замену работника роботом, вряд ли она затем захочет его вернуть на прежнее место. Создание роботов и их интеграция в процесс стоят дорого, но затем их эксплуатация обходится дешевле найма работника.
По мнению футуриста Мартина Форда, использование роботов после пандемии будет выгодно с точки зрения маркетинга.
"Люди охотнее пойдут в место, где меньше работников и больше машин, потому что им будет казаться, что там меньше рисков", - сказал он.
Искусственный интеллект почти как человеческий
А как быть с должностями, где требуется участие человека - например, в преподавании уроков или инструктаже?
Сейчас идет создание систем искусственного интеллекта, которые смогут заменить учителей, фитнес-инструкторов и финансовых консультантов.
Расширяют области применения искусственного интеллекта и крупные технологические компании.
Facebook и Google прибегают к его помощи для модерации неподобающих публикаций, потому что работающие из дома модераторы-люди могут проверять не все.
Некоторые скептики полагают, что люди справляются с этими видами деятельности лучше роботов. Но после отмены карантинных мер многие люди привыкнут общаться дистанционно. Инструктору или консультанту на экране необязательно быть живой личностью, ему достаточно думать и поступать, как человеку.
В 2017 году консалтинговая компания McKinsey составила отчет, в котором предположила, что к 2030 году треть всех рабочих мест в США перейдет к роботам или будет автоматизирована. Но, когда происходит какое-то глобальное явление вроде пандемии, сроки реализации таких проектов могут сдвинуться.
Эксперты сходятся во мнении, что именно от человека зависит, каким образом он интегрирует эту технологию.
Зои ТОМАС. Русская служба BBC, 20 апреля 2020 года