Hände waschen, или вирус, знай свое
место!
Германия и коронавирус
Павел Полян
…Опустевшие площади и улицы городов, сдувшиеся до пары
лотков еженедельные базарчики. Ограждения из красно-белой ленты
перед продавцами билетов на вокзалах, фиксирующие дистанцию в условные
полтора метра. Солидный защитный барьер между пассажирами и водителями
автобусов: через переднюю дверь никому прохода нет. Крестиками из
скотча на полу обозначенные гнезда для ног стоящих в очереди к кассам
в магазинах (сами кассиры защищены еще и прозрачной стенкой). Демонстративно-показательные
карантин Ангелы Меркель, локтепожатия членов правительства и скашливание
в локоток директора Института имени Роберта Коха в телевизоре (шутники
и вовсе здороваются ногами, точнее, "щечками", как это
называлось в дворовом футболе).
Довольно многолюдно в парках: полно бегающих и гуляющих,
непривычно много мамочек и папочек с детьми - преимущества "хоум-офиса"?
Причем на детских личиках - радость (папа и мама с ними), а на родительских
- какая-то растерянность (непривычный расклад). Бабушек и дедушек
с внуками нет, но без внуков - вдвоем или поодиночке, с палками
или без, - вышаркивают и они. Иногда встречаются необычные пары:
идут себе вместе, разговаривают, но - по разным обочинам дорожки:
не сразу, но дошло - берегутся!
В целом же немецкая дисциплина феноменальна. Но на сердце
- никакой пасторали. С подачи, кажется, Макрона в новостях доминирует
военная риторика. Вот Дональд Трамп, выкатив 2 триллиона долларов
для 330 миллионов американцев и пообещав напечатать сколько нужно
еще, назвал это "атомной бомбой". А Олаф Шольц (вице-канцлер
и министр финансов ФРГ - канцлерин-то на карантине) - выкатил аж
750 млрд евро для 80 миллионов немцев, но назвал это куда скромней
- "расчехленной базукой". Вирус, пригнись!
Но на самом деле немецкий подход все же иной: для него
лучше всего подошел бы лозунг от фрау Меркель, вброшенный ею в 2015
году по поводу нашествия мигрантов: "Wir schaffen das!"
- "Мы это сдюжим!".
Короткая дискуссия во власти: а не ввести ли на время
пандемии рестриктивное онлайн-наблюдение за гражданами? И жесткий
однозначный консенсус: нет!!! Полицейское патрулирование - да, суровое
штрафообложение - да, но чтобы "как в Китае" - найн, ни
за что! К пушкинским Вальсингаму и Мери с их "пест-парти"
никакой священник с увещеваниями уже бы не приставал, а подъехала
бы патрульная "Polizei" и выписала бы штраф в талерах.
Вместе с тем оправданность иных из запретов сомнительна.
Например, не посещать стариков в домах для престарелых. Ситуация
в них не настолько блестяща, чтобы можно было за родных не беспокоиться.
Для многих постояльцев контакт с близкими - это последняя и единственная
насущность. Почему бы не протестировать загодя таких посетителей
и не отнимать у стариков эту экзистенциальную нить?
Вообще старики в этом кризисе - едва ли не главный объект
придыхания, фальши и спекуляций на гуманизме. Все вдруг вспомнили
о них, особенно власти, готовые лить и утирать слезы и менять памперсы
- себе и им. Что же мешало им раньше "расчехлить" недостающие
суммы на "пфлегеров" - обслуживающий персонал этих домов,
почти сплошь иностранный - и потому недорогой и все более профнепригодный
для этой деятельности?
Самый же беспокоящий, нет, терзающий вопрос - не сам
вирус, а опущенная им экономика: когда же все это, meine Götter,
кончится? И что-то будет потом? Уцелеет ли гешефт, не сократят ли
место? Даже самоуверенные пожизненные профессора с тревогой спрашивают
себя: скольких же теперь уволят, когда увидят, что преподавать можно
и не с кафедры, а из гаража?
То, что жизнь радикально ухудшится, - отчетливо ясно,
а вот адекватны и достаточны ли все эти "базуки", расчехленные
и не расчехленные, - не ясно совершенно. В Англии уже нашлась малодушная
самоубийца - первая жертва этого гнетущего неизвестностью апокалипсиса.
А в США раззадоренный избирательной кампанией народ бросился сметать
не туалетную бумагу, как в Европе, а стволы - неужто отстреливаться
от вируса? Не окажется ли на совести новой Великой Депрессии трупов
в итоге больше, чем на счету коварного ковида-19?
Вообще же трудно отделаться от таких примерно мыслей:
мол, из рогатой рожицы каждого коронавируса с гнусной такой улыбкой
подмигивает око еще более невидимого Большого Бенефициара, конкретно
заинтересованного в надвигающейся "глобальной санации"
- в том, чтобы это цунами разогналось и слизнуло всю эту мелочевку
в низинах, в том, чтобы оставленный без работы человеческий труд
снова и намного подешевел. Смахивает и на маневры, - когда государства,
особенно авторитарные, отрабатывают на кошечках и кошельках технологии
удержания под контролем того, что у них еще не было до сих пор схвачено.
В то же время ощутим и еще на один "вирус",
охвативший всю Германию, - вирус солидарности, подхваченный не из
Брюсселя или Берлина (слова, слова, слова), а снизу, по месту жительства.
Вот основанный в 2016 году проект "Nebenan" (сайт: www.nebenan.de),
что переводится как "поблизости", "по соседству".
Это своего рода агрегатор бесплатной помощи между соседями: не купить
ли тебе, сосед, продукты или лекарства? не посидеть ли с твоими
детьми?.. И никакой травли заболевших, никаких косых взглядов в
сторону косоглазых!..
О наживалах на коронавирусе и сказать нечего: те же,
что и везде, - ажиотажные маски, перчатки, насосы для легких. Business
as usual. Но есть и особенность: банки оседлали вирус для борьбы
с наличкой. Именно купюры, в их изложении, - основной передатчик
заразы, избавиться от которой можно только с помощью кредиток и
пэй-пала. И чем это лучше православного мракобесия - антивирусного
крестного хода, пятикратного колокольного звона и специальных молитвы
и ладана? Католикам же и протестантам, кстати, грустить о перерывах
в богослужении и недоцелованных мощах некогда: их госпитали - интегральная
часть немецкой медицинской системы, отмобилизованной на защиту от
ожидаемых вот-вот пиков вирусной агрессивности.
Самое страшное в новом коронавирусе не его летальность,
а долгий инкубационный период, то есть умение "работать"
скрытно, не выдавая себя, на протяжении целого полумесяца. В каком-то
метафорическом смысле вирусологический кризис обнажил кризис социальный:
он ударил прямо в солнечное сплетение победившей в XX веке постмодернистской
парадигме жизнеустройства, при которой все и вся, - и чем дальше,
тем неудержимей, - равнотождественно и равноценно. И вековые ценности
гуманизма, и спонтанные ценности 68-го года, и все что угодно еще
- все это зараз и вровень!
И грянул кризис, и он не столько в нарушенном балансе
большинств и меньшинств, сколько в уязвимости всей систематики.
"Виды", продолжая развиваться и отпочковываться, перестали
претендовать на то, чтобы знать и ценить свое место - пусть и важной,
но всего лишь одной из клеток бытия. Зараженная же постмодернизмом
"клетка" восстала против этих основ и как бы переродились
в вирус-паразит - стала претендовать на то, чтобы занять не свое,
но как бы свое место, на то, чтобы стать - или хотя бы слыть (а
потом добиться признания и встать вровень), - не видом вовсе, а
родом, естественной частицей которого она доселе являлась. В итоге
социальная эволюция, гуманистическая в своей основе и в своем тренде,
разогналась так сильно и зашла столь далеко, что уже не смогла остановиться
там, где ей, быть может, и стоило бы притормозить, - ну хотя бы
для того, чтобы оглядеться.
Вирус, знай свое место!..
|