Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 853 - 854
30 марта - 12 апреля 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Forbes» о выступлении Путина
«Neue Zurcher Zeitung», «The Independent», «The Washington Post», и «Газета.Ру» о коронавирусе в России
«Meduza» о рисках «стареющих регионов» России
«Сноб» о неготовности к эпидемии российского здравоохранения
JB Press о том, почему Всемирная организация здравоохранения объявила Западную Европу «центром пандемии коронавируса»
«La Stampa» и Русская служба BBC о коронавирусе в Италии
Suddeutsche Zeitung о коронавирусе в Испании
«Le Figaro» и «Forbes» о коронавирусе в Германии
«Suddeutsche Zeitung» о коронавирусе в Нидерландах
«Advance» о коронавирусе в Швеции
РБК и «Handelsblatt» о коронавирусе в США
«Жэньминь жибао» о коронавирусе в Китае
«The New York Times» о коронавирусе в Японии
«Forbes» о коронавирусе в Южной Корее и Сингапуре
Русская служба BBC о коронавирусе в Киргизии
Русская служба BBC о коронавирусе в Африке

«Der Spiegel» о поведении людей во время эпидемии
Независимая газета о возможном развитии пандемии
РБК о том, что эпидемия может продлиться годы
«Аргументы Недели» о жизни после карантина
«Slate.fr» о сравнении коронавируса и СПИДа
«Der Spiegel» об истории поиска вируса
«Slate.fr» и «Aktualne.cz» о любви во время карантина
«Газета.Ру», «Новая газета» и «Русская служба BBC» о застрявших в аэропорту иностранцах
«Российская газета» и «Комсомольская правда» о трудовых мигрантах
«Коммерсантъ» о первой советской переписи населения
«IQ» о том, что заставляет и мешает завести детей
«The Economist» о детности в ЛГБТ-семьях
«Forbes» и «Svenska Dagbladet» об отцовстве
«Forbes» о будущем семьи и брака
«IQ» о разводах
«The Atlantic» о депопуляции в Украине
«Open Democracy» об абортах в Украине

о коронавирусе в Италии

La Stampa: почему в Италии столько жертв коронавируса?

Президент Высшего института здравоохранения Италии Сильвио Брузаферро ответил на ряд вопросов о коронавирусе. Он объяснил газете La Stampa, чем смертность отличается от летальности, почему в стране умирают столько больных и правда ли, что вирус угрожает только старикам.

После Китая Италия — вторая страна в мире по количеству зараженных коронавирусом. Такими темпами мы рискуем занять первое место по смертности, связанной с Covid-19.
Общее количество положительных результатов анализа — 35 713. Количество погибших — 2 978. Точнее, 8,3% от общих данных. После Китая Италия оказалась второй страной в мире по количеству заражений. И такими темпами она рискует занять первое место по количеству жертв Covid-19, болезни, вызванной новым видом коронавируса. Попытаемся понять, почему.

С чем связан столь высокий уровень летальных исходов в Италии?
Этим вопросом уже не первый день задаются эксперты. 18 марта на него отвечал президент Высшего института здравоохранения Сильвио Брузаферро (Silvio Brusaferro): «В Италии средний возраст населения весьма значителен, и этот аспект может быть ключевым фактором в росте количества летальных исходов. Пожилые люди более уязвимы перед коронавирусом — это нам уже достоверно известно».
Почему более пожилые граждане в случае заражения коронавирусом умирают чаще других?
Среди пожилого населения (а каждый третий итальянец — старше 65 лет) более распространены обстоятельства, которые, как уточнил Брузаферро, «часто сопровождают нас в последние годы жизни». А именно: повышенное давление, ишемическая кардиомиопатия, диабет второго типа, мерцательная аритмия, нейродегенеративные заболевания, инсульты, рак и хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ). В случае заражения Covid-19 клиническая картина у таких пациентов чаще обычного демонстрирует осложнения и стремительное развитие.
Цифры показывают, что от Covid-19 умирают главным образом пожилые люди?
Средний возраст итальянских пациентов, на данный момент умерших от Covid-19, составляет 79,5 лет. Согласно последнему докладу Высшего института здравоохранения, до 17 марта количество жертв Covid-19 младше 50 лет составило 17 человек. Во всех этих случаях, однако, речь шла о людях, уже страдавших тяжелыми заболеваниями (сердечно-сосудистыми, почечными, психиатрическими и метаболическими).

Можно ли объяснить более высокую смертность в Италии исключительно средним возрастом населения?
Нет, еще одно возможное объяснение связано с решением проводить анализ на коронавирус лишь у людей с наиболее тяжелыми симптомами. Таково указание министерства здравоохранения. В целом в Италии до вчерашнего дня была проведена 165 541 проверка. В Китае же вирус выявлялся в слизи и слюне и у пациентов с менее выраженными симптомами, которым не требовалась госпитализация.
«Мы видим очень высокий процент погибших, но в Италии коронавирус не более агрессивен, чем в Китае, — утверждал несколько дней назад Джованни Рецца (Giovanni Rezza), директор отделения инфекционных болезней Высшего института здравоохранения. Правда, на тот момент уровень смертности в Италии составлял 6,7%. — Подобное впечатление возникает из-за того, что анализы берутся только у больных с симптомами. Если бы тесты проводились для всех, включая тех, у кого нет симптомов, этот уровень был бы ниже».
Таким образом, количество погибших осталось бы неизменным, но увеличился бы знаменатель, то есть, общее количество заболевших. И в процентном соотношении показатель летальности стал бы ниже.

Каждое второе место в отделениях интенсивной терапии в Италии занимают пациенты с Covid-19 в наиболее тяжелом состоянии. Насколько это влияет на летальность?
Врачи, в первую очередь реаниматологи, повторяют это уже не первый день. Чем большему количеству пациентов требуется интенсивная терапия, тем больше вероятность роста числа летальных исходов. Давление на систему здравоохранения в этот беспрецедентный момент рискует сказаться на качестве лечения.
Вот почему людей постоянно призывают оставаться дома. Чем меньше людей обращаются в больницы, тем больше шанс вылечить тех, кто уже госпитализирован.

Все умершие от Covid-19 в Италии лежали в отделениях интенсивной терапии?
Нет, хотя на данный момент мы статистикой не располагаем.
«Было бы уместно предположить, что это так», — утверждает Брузаферро, не исключивший, однако, что летальные исходы могли регистрироваться и в других отделениях, куда определялись пациенты с Covid-19, а кто-то из них умер и дома.

Чем летальность отличается от смертности?
Уровень летальности определяется отношением количества умерших из-за болезни к общему числу заболевших. На сегодняшний день эти цифры в Италии выше, чем прогнозировалось, в том числе из-за условий выявления заболевших.
Если бы анализы проводились с большим охватом, уровень летальности был бы ниже. Уровень же смертности определяется отношением числа умерших от болезни к общей численности лиц, подверженных риску (то есть ко всему населению). Второй параметр более релевантен для оценки рисков для населения в ходе эпидемии.

Италия может стать страной с наибольшим количеством жертв Covid-19? Когда?
18 марта по всему полуострову в общей сложности 475 человек умерли из-за Covid-19. Это самый высокий показатель с момента начала эпидемии. Сейчас, по данным Всемирной организации здравоохранения, количество жертв заболевания в Китае составляет 3 231. Отрыв от Италии — 253 человек. Это значит, что наша страна со дня на день станет государством с наибольшим количеством жертв коронавируса.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Фабио ди ТОДА (Fabio di TODA). La Stampa, Италия, 19 марта 2020 года
ИноСМИ.RU, 21 марта 2020 года

Коронавирус: почему именно в Италии так много жертв?

Самый тяжелый удар эпидемии коронавируса приняла на себя Италия, где от SARS-CoV-2 погибли уже по меньшей мере 7500 человек - в два с лишним раза больше, чем во всем Китае.

При этом официальная статистика учитывает только подтвержденные случаи коронавирусной инфекции. Реальное число погибших может быть больше в несколько раз.
Почему именно там эпидемия развивалась столь стремительно и с такими трагическими последствиями?
"На каждого погибшего от Covid-19 приходится еще три человека, скончавшихся от пневмонии у себя дома безо всяких тестов", - заявил Джорджо Гори, мэр города Бергамо в Ломбардии.
К четвергу в этой провинции было подтверждено уже более 32 тысяч инфицированных. В понедельник там было зафиксировано почти 2000 новых случаев заражения и более 400 смертей.
С тех пор темпы роста "официальной" эпидемии немного пошли на спад. Однако, по словам пресс-секретаря итальянской Федерации врачей общей практики Паолы Педрини, в реальности дела обстоят значительно хуже.
"Значительная часть инфицированных не отражается в статистике подтвержденных случаев, поскольку им просто не проводят тест [на Covid-19]. Если в первые недели мы оценивали число реальных случаев заражения примерно в пять раз выше официальной статистики, то сейчас оно вне всяких сомнений в 10 раз выше", - заявила она.
Учитывая, что в общей сложности в Италии диагноз Covid-19 был подтвержден почти у 75 тысяч пациентов, реальное число инфицированных в стране, если расчеты Педрини верны, опережает даже общемировой показатель и, возможно, приближается к одному миллиону.
Почему именно там эпидемия развивается столь стремительно? Точного ответа на этот вопрос пока нет - но есть несколько версий, которые совсем не исключают, а скорее дополняют друг друга.

Скрытая эпидемия: вирус инкогнито
Первый диагноз Covid-19 в Италии был поставлен 20 февраля в городе Кодоньо в Ломбардии. На тот момент по всему миру официально насчитывалось около 70 тысяч больных коронавирусом, более 90% из них - на территории материкового Китая.
Всего месяц спустя число подтвержденных случаев Covid-19 в Италии взлетело почти до 50 тысяч, более 4000 пациентов погибли.
Объяснение столь резкого скачка предложила 20 марта команда итальянских ученых. Проведенное ими ретроспективное исследование показало, что к моменту постановки первого диагноза SARS-CoV-2 давно хозяйничал в большинстве городов Ломбардии "инкогнито" - то есть недиагностированным. И каждый его носитель заражал по меньшей мере еще трех здоровых людей.
Средний возраст обследованных пациентов - 69 лет, хотя среди них есть и месячный младенец, и 101-летняя женщина. Госпитализация потребовалась почти половине больных, из которых каждого пятого позже перевели в реанимацию.
Авторы опубликованной работы не указывают, когда именно началась вспышка нового заболевания, ограничившись расплывчатой формулировкой "гораздо раньше 20 февраля".
Профессор биологии Энрико Буччи из Университета Филадельфии предлагает значительно более точную хронологию. По его словам, SARS-CoV-2 завезли в Италию не позднее середины декабря.
Свои аргументы Буччи изложил уже через неделю после постановки первого диагноза в научном блоге.
В частности, профессор обращал внимание на то, что в последнюю неделю декабря в больнице города Пьяченца, всего в нескольких километрах от Кодоньо, одновременно проходили лечение более 40 пациентов с воспалением легких - и уже тогда об этом с удивлением писала местная пресса.
К концу февраля у вылеченных от пневмонии пациентов обнаружили антитела к новому коронавирусу, что лишь подтвердило подозрения Буччи: эти люди перенесли Covid-19 еще до того, как ВОЗ дал новому вирусу название.
К моменту, когда итальянская эпидемия грянула как гром среди ясного неба официально, на самом деле она уже разрасталась незамеченной на протяжении более чем двух месяцев.

Грипп с косой
Когда именно коронавирус пробрался в Италию, доподлинно неизвестно. Генетический анализ показывает, что прилетел он все-таки из Китая.
Нельзя исключать, что в другие страны вирус впервые проник примерно тогда же - в начале или середине декабря. Однако именно в Италии зерно инфекции упало на особо плодородную почву.
В последние годы смертность от обычного сезонного гриппа в Италии, особенно среди пожилого населения (65+), примерно вдвое превышает среднеевропейские показатели.
В ноябре прошлого года команда итальянских врачей подсчитала, что с 2013 по 2017 год эпидемии гриппа в стране унесли почти 70 тысяч жизней "сверх нормы".
Зимой 2016-2017 гг. уровень смертности от гриппа в Италии превысил 40 случаев на 100 тысяч населения. Для сравнения: средняя смертность от рака груди или простаты в мире - около 10 на 100 тысяч человек; у малярии этот показатель составляет 20; у туберкулеза - 25; у ВИЧ/СПИД - 44.
Этому есть несколько возможных объяснений.
Во-первых, средний возраст населения.
"Повышенный показатель смертности нельзя назвать абсолютно неожиданным, учитывая число проживающих в Италии очень пожилых и слабых здоровьем пациентов", - пишут исследователи.
Если средний возраст итальянских пациентов, у которых подтвержден коронавирус, составляет 63 года, то в Германии - 45 лет.
Вторая возможная причина - повышенное употребление в Италии антибиотиков. Эти препараты не действуют на вирусы, но способствуют появлению резистентных инфекций, которые могут сильно осложнить состояние тяжелобольных.
По статистике, итальянцы в среднем пьют в полтора раза больше антибиотиков, чем остальные жители Евросоюза. Итальянские фермеры, выращивающие животных, опять же используют для их лечения вдвое больше антибиотиков, чем в среднем в ЕС.
Неудивительно, что и резистентные инфекции в итальянских больницах встречаются в два с лишним раза чаще.
В общем, как было сказано выше, зерно коронавируса упало в Италии на сильно подготовленную почву.
А широкому распространению эпидемии, по мнению многих экспертов, сильно поспособствовал футбольный матч, прошедший 19 февраля в Милане. На игру из Бергамо приехало почти 50 тысяч человек - большинство из них общественным транспортом.
Первый итальянский пациент с коронавирусом, Алзано Ломбардо, был диагностирован на следующий день.

Николай ВОРОНИН. Русская служба BBC, 26 марта 2020 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.