Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 853 - 854
30 марта - 12 апреля 2020

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Forbes» о выступлении Путина
«Neue Zurcher Zeitung», «The Independent», «The Washington Post», и «Газета.Ру» о коронавирусе в России
«Meduza» о рисках «стареющих регионов» России
«Сноб» о неготовности к эпидемии российского здравоохранения
JB Press о том, почему Всемирная организация здравоохранения объявила Западную Европу «центром пандемии коронавируса»
«La Stampa» и Русская служба BBC о коронавирусе в Италии
Suddeutsche Zeitung о коронавирусе в Испании
«Le Figaro» и «Forbes» о коронавирусе в Германии
«Suddeutsche Zeitung» о коронавирусе в Нидерландах
«Advance» о коронавирусе в Швеции
РБК и «Handelsblatt» о коронавирусе в США
«Жэньминь жибао» о коронавирусе в Китае
«The New York Times» о коронавирусе в Японии
«Forbes» о коронавирусе в Южной Корее и Сингапуре
Русская служба BBC о коронавирусе в Киргизии
Русская служба BBC о коронавирусе в Африке

«Der Spiegel» о поведении людей во время эпидемии
Независимая газета о возможном развитии пандемии
РБК о том, что эпидемия может продлиться годы
«Аргументы Недели» о жизни после карантина
«Slate.fr» о сравнении коронавируса и СПИДа
«Der Spiegel» об истории поиска вируса
«Slate.fr» и «Aktualne.cz» о любви во время карантина
«Газета.Ру», «Новая газета» и «Русская служба BBC» о застрявших в аэропорту иностранцах
«Российская газета» и «Комсомольская правда» о трудовых мигрантах
«Коммерсантъ» о первой советской переписи населения
«IQ» о том, что заставляет и мешает завести детей
«The Economist» о детности в ЛГБТ-семьях
«Forbes» и «Svenska Dagbladet» об отцовстве
«Forbes» о будущем семьи и брака
«IQ» о разводах
«The Atlantic» о депопуляции в Украине
«Open Democracy» об абортах в Украине

о разводах

Развод по плану

Кто и почему чаще разрывает отношения

Демографы ВШЭ на данных крупнейшего в России международного выборочного исследования показали, что женщины чаще мужчин задумываются о разводе и решительнее расторгают брак. Молодые пары чаще остальных критически оценивают отношения в семье. Доклад по исследованию подготовлен к XXI Апрельской международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Ревизия брака: от намерений — к действиям
Качество взаимоотношений в семье, продолжительность брака, возраст и образование супругов, общие дети — все это, несомненно, влияет на сохранение союза. Но есть еще один значимый фактор — намерения партнеров, связанные с их оценкой брака.
Опираясь на теорию запланированного поведения, которая связывает намерения и действия, исследователи решили рассмотреть, как часто недовольство качеством отношений и мысли о разводе действительно рушат семьи.
Люди часто реализуют тот сценарий, который был продуман заранее. Поэтому демографы применяют теорию запланированного поведения при анализе репродуктивных намерений и решений (сколько хотелось детей и сколько в итоге появилось), брачного поведения (выбора официального или незарегистрированного союза — сожительства, планируемого числа браков и пр.).
На панельных данных трех волн обследования «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ, 2004, 2007 и 2011 год) Елена Чурилова и Сергей Захаров проанализировали, как часто в последнее время семейные россияне думали о расставании с партнером и в итоге действительно расходились.
«Нам интересно, насколько декларативные заявления о намерении расстаться правдоподобны, — поясняет исследовательница. — Мы смотрим ответы респондентов, у которых отношения с партнером длятся разное время».

Женское мужество: двойная решимость
Больше 3 000 респондентов из разных брачных когорт (тех, кто женился в 1965–1979 годах, в 1980-х, 1990-х, начале нулевых) спрашивали, задумывались ли они о разводе за последний год и не планируют ли расстаться с супругом в течение ближайших трех лет.
Исследователи также учитывали характеристики брака (первый/повторный, со штампом в паспорте или нет), число детей и место жительства (город/село).
Выяснилось, что женщины, состоящие в отношениях самой разной длительности, вдвое чаще мужчин задумывались о качестве отношений. Они также чаще собирались расстаться с партнером — и в итоге так и поступали.
Самые старшие брачные когорты в исследовании вступили в союз от 25 до 39 лет назад. При таком солидном стаже семейной жизни, в брачной когорте 1965-1979 доля женщин, подвергших мысленной ревизии свой брак — задумавшихся об отношениях в нем, составила лишь 15% (бракоразводный процесс упростился как раз в 1965 году). А мужчин — только 7%.
То есть, женщин, думавших о разводе, оказалось вдвое больше.
В дальнейшем это соотношение сохранялось — на фоне роста от одной брачной когорты к другой доли женщин и мужчин, сомневающихся в своем браке.
Чем «моложе» союз, тем больше людей думали о расставании. Из тех, кто женился в начале нулевых, о разводе думали свыше четверти — 27% — женщин и 14% мужчин.

Период взаимной «притирки»
То, что доля людей, критически оценивавших свой брак, оказалась явно выше среди тех, кто женился в нулевые, во многом объясняется чисто психологически.
На момент исследования они находились в начале совместного пути.
На этом этапе пары организуют совместный быт, распределяют обязанности, выясняют взгляды друг друга на разные аспекты совместной жизни, комментирует Елена Чурилова. В этот период доля тех, кто думает о разрыве, обычно больше.
«В конфликтной ситуации возникают вопросы: «Подходит ли мне этот партнер? Комфортно ли мне жить с ним? Совпадают ли наши взгляды на распределение домашних дел, желаемое число детей, частоту общения с родителями? — говорит исследовательница. — И, конечно, сожительств среди союзов, созданных в начале нулевых, больше, а разъехаться легче, чем развестись».

Семья непоколебима?
Люди, которые уже долго женаты, тоже со временем могут понять, что брак их не устраивает.
«Есть феномен "gray divorce", который наблюдается, например, в США и Японии, — рассказывает Чурилова. — Супруги долго живут вместе, а после того, как дети вырастают и покидают семью, оказывается, что у мужа и жены нет общих интересов. Они принимают решение развестись».
Тем не менее, говорить о девальвации семьи на основании этого нельзя — по крайней мере, в России, считают демографы. «Семья по-прежнему по всем опросам сохраняет высокую ценность для россиян», — говорит исследовательница.
«В то же время, почти половина наших сограждан допускают развод в случае непреодолимых семейных разногласий, — напоминает Чурилова. — Люди понимают, что нет большого смысла состоять в несчастливом браке».

Мужчины: чем старше брак, тем крепче
Для мужчин ревизия брака характерна меньше. Те, кто стали мужьями в 1980-е и 1990-е, думали о разрыве почти в одинаковой мере.
Ответы о намерениях расстаться с партнером в ближайшие три года дали такую картину: среди женившихся в нулевые треть мужчин и женщин были намерены прекратить отношения.
У мужчин постарше картина другая. Из тех, кто женат больше 15 лет, намерены развестись лишь 6% (в подвыборке людей, которые задумывались о расставании), а среди состоящих в союзе от пяти до 14 лет — 14%.
Женщины больше настроены на развод. О планах расстаться с партнером говорила каждая четвертая респондентка из тех, кто думал о разрыве отношений, в когортах союзов 1965-1979 годов, и каждая третья в когортах восьмидесятых и девяностых.

Разводы по факту
Данные статистики и выборочных исследований, в том числе, еще советских времен, говорят, что среди женщин 1945-1979 годов рождения каждая третья прошла через развод или расставание с гражданским мужем.
Если рассматривать по брачным когортам, то когорты 1945-1954 годов женились еще в период, когда разводы были затруднены. В итоге к 30-му году совместной жизни в этой группе были разведены только 14% женщин.
«В начале брака развестись было очень сложно, — поясняет Елена Чурилова. — А после десяти-двадцати лет союза уже были дети, казалось сложнее решиться разойтись. И потому, что не было свободного рынка жилья, и потому, что в окружении было еще мало людей с опытом развода».
В брачной когорте 1955-1964 годов разведенных женщин уже почти вдвое больше — 22%. А в когорте 1970-1980-х годов — порядка 30%.
У тех, кто женился в девяностые, за 15 лет распались 30% браков.
Незарегистрированные союзы распадаются вдвое чаще — в 50-60% случаев для тех, кто начал жить вместе в 1980-х, 1990-х и в 2000-х.

Расстающаяся страна
Россия лидирует по общему коэффициенту разводимости (числу разводов на 1000 человек) среди промышленно развитых стран мира. Он составил в стране 4,2. Близкий уровень показывают другие постсоветские страны — Белоруссия (3,4), Латвия (3,1), Украина (3,0), а также США (3,2). Остальные страны существенно отстают.
Общий коэффициент разводимости в России рос с 1990 года (3,8 на тот момент), достиг максимума в 2002-м (6,0) и к 2017 году упал до 4,2.
Если измерять расставания коэффициентом суммарной разводимости (он показывает итоговую долю распавшихся браков), то он составил в России 0,58 на один брак в 2011-2014 годах и 0,52 в 2015-2017 году.
Можно ожидать, что если интенсивность разводов не изменится, то расторжением закончатся более половины союзов, заключенных в последние годы.
По коэффициенту суммарной разводимости страна также оказалась в числе лидеров, наряду со Швецией, США, Чехией, Эстонией, Латвией и Великобританией, где этот индикатор — также 0,5 и выше.

Демография разводов
Средняя длительность брака в наше время колеблется в районе 9,5-10,5 лет, и есть тенденция к ее снижению.
Разводящиеся мужчины обычно старше женщин (вторые раньше вступают в брак). При этом возраст расставания растет.
 По статистике Росстата, у мужчин он вырос с 37,8 лет в 1970-м году до 39,7 лет в 2011 году. На сегодня он почти не изменился — 39,6 лет в 2018 году.
 У женщин этот возраст увеличился с 33,6 лет до 35,7 к началу 2010-х. В 2018 году он составил 35,3.
Эти изменения объясняются повышением среднего возраста вступления в брак.
Среднее число детей на момент расставания — 1,2.
Причины развода — самые разные: от супружеской неверности до нетерпимости и религиозных соображений.
По данным ВЦИОМ, главными причинами разводов россияне считают бедность, измены и непонимание между супругами (46%, 22% и 21% соответственно).

Как (не) спасти брак
В одном из исследований разведенных спрашивали, что могло удержать их от разрыва. В топ-пятерке — такие ответы: «устранение причин развода» (здесь, по-видимому, предполагается широкий диапазон ответов: измены, обман и пр.), «чувство любви друг к другу», «ничего», «наличие общих детей» и «материальные соображения».
Респондентов также спрашивали, на чем, по их мнению, основана стабильность брака. Они называли такие факторы, как взаимная любовь и уважение, верность, взаимная поддержка, общие интересы, ответственность перед семьей и терпимость супругов друг к другу.
За последние 30 лет россияне чаще стали говорить о том, что если решение о разводе принято, то факторов, способных повлиять на него, нет (36% в 2019 году против 29% в 1990 году).
Одновременно с этим стали более значимыми обстоятельства, способные предотвратить развод: невозможность «поделить» общих детей (34% в 2019 году против 25% в 1990 году) и материальная зависимость одного из супругов (25% против 7%).

Собралась — и развелась
Намерения и правда во многом предсказывают дальнейшие действия. Женщины, настроенные на расставание с мужем, разводились в 3,4 раза чаще, чем те, кто не думал о разрыве, отмечают Чурилова и Захаров.
И даже респондентки, которые только подумывали развестись, но не собирались делать это, в 1,8 раз чаще прекращали отношения с мужем. Кроме того, на решение женщин расстаться с мужем положительно влияли проживание в городе и отсутствие детей.
 Мужчины решаются на развод реже, чем женщины. При этом респонденты, собиравшиеся разойтись, делали это в 2,4 раза чаще тех, кто не планировал.
К числу важных факторов у мужчин добавился порядок и тип союза. «Мужчины чаще решаются расторгнуть не устраивающее их сожительство, нежели брак, — комментируют демографы. — Однако прервать повторный союз они готовы вдвое реже, чем первый».
Больше требований — больше разрывов
Таким образом, женщины чаще мужчин задумываются о прекращении брака и решительнее идут на развод.
«Логично предположить, что требования к качеству отношений с партнером у женщин выше, чем у мужчин», — резюмируют исследователи.
Женщины более определенно и открыто выражают недовольство по поводу несоответствия брака их ожиданиям.
Судя по ответам на вопросы об удовлетворенности отношениями и частоте конфликтов, женщины оказались в среднем менее довольны своим браком. «Они считают, что конфликты в их семье происходят чаще, чем мы это видим по ответам мужчин», — уточняют авторы.
Такой настрой сказывается на поведении: риски разрыва отношений растут. А вместе с ними — и статистика разводов, заключают исследователи.

Авторы исследования:
Елена ЧУРИЛОВА, научный сотрудник Международной лаборатории исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ
Сергей ЗАХАРОВ, заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ
Автор текста: Ольга Вадимовна СОБОЛЕВСКАЯ, IQ, 23 марта 2020 года

 

<<< Назад


Вперед >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.