Mediapart (Франция): Украина теряет население и задается вопросом о будущем
С 1991 года население Украины сократилось с 52 миллионов до 37 миллионов человек. Демографический спад порождает споры, а президент Владимир Зеленский пытается найти решение, обращаясь ко всем украинцам на планете с предложением создавать предприятия на Украине на льготных условиях.
Василий Голобородько просыпается и не может никого найти. Водитель президентской машины пропал. Глава государства колесит по пустым улицам Киева. Он зовет украинцев, но затем понимает, что ему придется провести всю серию в одиночестве.
Во втором сезоне «Слуги народа» Украина получила либерализацию визового режима в Шенгенской зоне, что подтолкнуло все население устремиться за границу. Президенту поневоле Василию Голобородько (его играет Владимир Зеленский) остается только пенять на себя за то, что он не смог добиться для людей хорошей жизни на Украине.
Владимир Зеленский, которого на самом деле избрали президентом страны в апреле прошлого года, не может не беспокоиться насчет давно существующего демографического кризиса: по последней советской переписи, население составляло 52 миллиона человек в 1989 году, но сократилось до 48 миллионов в 2001 году, когда независимая Украина провела первый подсчет.
С 2014 по 2019 год, в период «российской агрессии», Петр Порошенко был президентом страны с населением в 46 миллионов человек. Стоит отметить, что этот спад является частью региональной тенденции. По прогнозам ООН, десять стран мира, которые быстрее всего теряют население, расположены в постсоветской Центральной и Восточной Европе.
На президентский срок того, кто представил демографический спад в сериале, пришлась новая цифра. «Мы насчитали 37,289 миллиона человек на территории Украины на 1 декабря 2019 года», — заявил министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет 23 января.
Полностью электронная перепись, которой занимались они с командой на протяжении трех месяцев, дала цифры в 20,009 миллиона женщин и 17,280 миллиона мужчин. Десятая часть населения, то есть 3,7 миллиона человек, живет в административных пределах Киева, который является одним из крупнейших европейских городов.
Результаты были получены с помощью новой методики. Министр договорился с операторами мобильной связи о предоставлении данных пользователей и провел сравнение данных нескольких государственных реестров вроде списков пенсионеров, налогоплательщиков, получателей жилищных субсидий и т.д. «Этот метод не повлек за собой дополнительных расходов для государственного бюджета», — заверил Дмитрий Дубилет. По его словам, погрешность составляет всего 2,86%.
Выбранная методология вызывает споры. Экономист Михаил Кухар приветствует инициативу, которая «делает Украину первопроходцем в методах проведения переписи в XXI веке» вместо долгой и дорогостоящей процедуры отправки переписчиков по домам.
Социолог Ирина Бекешина в свою очередь называет это «простым подсчетом населения. Это нельзя назвать переписью, которая позволяет получить очень важные сведения об образе жизни, структуре семьи, социально-профессиональных категориях, родном языке — все это необходимо для формирования государственной политики».
Она критикует бухгалтерский подход министра Дубилета, в прошлом банкира. Ему, кстати, еще предстоит принять решение о проведении классической переписи до конца 2020 года.
Хотя методика вызывает полемику, самая острая реакция связана с символизмом полученных цифр. «Если верить правительству, Украина потеряла 15 миллионов человек за 28 лет без мировой войны, природной катастрофы, голода и коммунистов, — возмущается в Твиттере депутат президентского большинства Максим Бужанский. — У нас привыкли винить во всех бедах СССР, но сегодня я больше не знаю, кто виноват».
Как утверждает министр Дубилет, ситуация объясняется не одной причиной, а «тремя блоками». Во-первых, это невозможность провести перепись двухмиллионного населения оккупированного Россией Крыма и сепаратистского Донбасса, где проживают не менее 3 миллионов украинцев.
Киев все еще претендует на эту территорию, которая составляет порядка 7% общей площади страны, но перспективы полного восстановления его власти в этих регионах представляются туманными. Министр утверждает, что включил в перепись пенсионеров, которые проживают в самопровозглашенных республиках, но регулярно пересекают границу через пять пропускных пунктов, чтобы получить пенсию на украинской территории. Тем не менее такие сведения могут быть лишь частичными.
«По нашим подсчетам, около 4 миллионов украинцев уехали из страны за последнее десятилетие, чтобы работать и жить за границей», — очертил Дмитрий Дубилет «второй блок».
Как на это намекали в «Слуге народа», либерализация визового режима с Шенгенской зоной в 2017 году де факто расширила и без того масштабное явление трудовой миграции. Десятки тысяч человек отправились на польский рынок труда, где наблюдается серьезная нехватка рабочей силы.
Недавняя относительная открытость Германии и Чехии к украинцам тоже способствовала отъезду людей. Кроме того, одной из самых привлекательных стран для заработков все еще остается Россия, несмотря на обстановку необъявленной войны. Многие работают по срочным договорам и регулярно возвращаются на Украину, что осложняет подсчет.
Наконец, «третий блок» касается структурного дисбаланса между рождаемостью и смертностью. По данным Госстата, в 2018 году на 1 000 жителей пришлось 58 новорожденных и 100 смертей, что прочти вдвое больше. Ситуация связана со старением населения, одним из самых высоких в Европе показателей детской смертности и (8,7 на 1 000 жителей в 2018 году), низким уровнем вакцинации и прочими данными.
На Украине, в религиозной и патриархальной стране, часто проводятся кампании для продвижения многодетных семей, в которых, кстати, ощущается налет гомофобии. Как бы то ни было, главными препятствиями для подъема рождаемости остаются отсутствие экономических перспектив и практических гарантий касательно условий формирования семьи. Кроме того, в отличие от западноевропейских стран, этот демографический дефицит не компенсируется иммиграционной политикой.
Методология и результаты переписи могут вызывать споры, но правительственное исследование, безусловно, подтверждает, что демографический кризис — это всерьез и надолго. Это чувствительный вопрос для Украины и других стран региона, поскольку он является показателем жизнеспособности посткоммунистической независимости. «Когда мне было 8 лет, нас было 52 миллиона, сейчас мне 34, а нас — 37…» — сокрушается Ольга Смаглюк.
Бывшая журналистка пророчила в одном из своих репортажей «исчезновение украинской нации, если власти ничего не предпримут». Сегодня она — депутат президентской партии «Слуга народа». Тем не менее с парламентского кресла ситуация внушает не больше оптимизма.
«Складывается впечатление, что все больше людей решают уехать, — говорит она, комментируя результаты „формулы Дубилета". — Чтобы изменить тенденцию, нужна энергичная политика, но я не вижу ее ни в правительстве, ни в парламенте».
В любом случае, эта тема очень близка президенту Зеленскому. Он называет себя «простым человеком» и обратился ко всем людям доброй воли в инаугурационной речи: «Нас 65 миллионов, да не удивляйтесь. Тех, кого родила украинская земля. Я обращаюсь ко всем украинцам на планете. Украинцы в Европе и Азии, в Северной и Южной Америке, в Австралии и Африке — вы нам очень нужны».
Впоследствии он выдвинул несколько идей вроде налоговых льгот для членов диаспоры, которые создадут предприятия на Украине, или даже предоставления двойного гражданства (запретная тема в обстановке войны с Россией), но политика в этой области так и не получила конкретных очертаний через девять месяцев после его избрания.
Исполнительная власть все же запустила несколько программ по преобразованию страны, но пока еще сложно сказать, получится ли у нее превратить Украину в притягательное пространство, где возникнет желание завести семью. Время покажет. Время и результаты новой переписи.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Себастьен ГОБЕР (Sébastien GOBERT). Mediapart, Франция, 25 февраля 2020 года
ИноСМИ.RU, 25 февраля 2020 года