Мой бывший студент рассказал историю. В подъезде дома, где он снимает квартиру, сменилась консьержка. Последние полгода эту нехитрую должность справляла тихая женщина средних лет, приехавшая с мужем (он работает дворником) из Таджикистана.
Она была приветлива, всех жильцов знала в лицо, всегда была готова услужить - выскочить на минутку для кого-то за хлебом, вынести мусор из чьей-то квартиры. Заодно прибирала в подъезде, навела там небывалую прежде чистоту, украсила вестибюль цветами в горшках. Платили ей… ну сколько платят гастарбайтерам из Центральной Азии? Ясное дело, на содержание такой консьержки жильцы скидывались, не слишком вгоняя себя в расход. Но однажды несколько особо активных представителей домовой общественности заметили непорядок. Нет, не на лестничных площадках - те сияли чистотой; непорядок был обнаружен в национальности работницы. "Почему не из наших, коренных? Безработные москвичи не могут никуда устроиться, а эти, понаехавшие, занимают рабочие места!" Через несколько дней "справедливость" была восстановлена. Вытребовав зарплату втрое выше, чем у предшественницы, в застекленном закутке заступила на вахту хамоватая тетка. Надо ли говорить, во что вскоре превратился подъезд, или вы уже поняли? Но жалоб на непорядок больше не слышно. Между санитарным состоянием подъезда и человеком, отвечающим за это состояние, установилась былая гармония.
Для сохранения нынешней численности населения нужен ежегодный приток мигрантов в 300-305 тысяч человек
Между тем Россия испытывает демографические проблемы. Выполнение поставленной президентом задачи - добиться устойчивого естественного роста населения - крайне затруднено. По данным Росстата, в 2018 году естественная убыль населения составила 224 тысячи 566 человек, за первый квартал 2019-го - еще 106 тысяч 700, и миграционный приток ее не компенсировал. Этот приток в 2018 году оказался минимальным за всю постсоветскую историю. По оценкам экспертов Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, число приехавших в Россию людей в 2018 году сократилось на 4 процента по сравнению с 2017-м, а выехавших из страны увеличилось на 16,9 процента.
Миграционный отток особенно чувствительно влияет на демографическую ситуацию на фоне роста естественной убыли населения. И если в 2017 году мигранты компенсировали эту убыль практически полностью, то в 2018-м - лишь на 57,2 процента. Почти все страны, служившие для РФ демографическими резервуарами, ушли с российского рынка рабочей силы. Сохранили на нем свои позиции только Азербайджан, Армения и Туркменистан. Наименьший приток людей дали недавние лидеры миграционного донорства - Украина и Узбекистан. По данным "Мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения", опубликованного Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, ресурс рабочей силы из стран Евразийского экономического союза был исчерпан еще в 2016 году. Все меньше едут в Россию из Молдавии и с Украины. Число приехавших из Таджикистана и Узбекистана тоже сократилось и упало ниже докризисного уровня.
По мнению экспертов Высшей школы экономики и РАНХиГС, все меньше оснований рассчитывать на былых миграционных доноров в лице стран, расположенных к западу от России. Для украинцев или молдован центрами притяжения стали Польша, Чехия, Германия. А Казахстан и Азербайджан с их растущими экономиками сами стали притягательными для мигрантов и в этом смысле уже конкурируют с Россией. Демографы Валерий Юмагузин и Мария Винник из ВШЭ в статье "Сколько мигрантов нужно для обеспечения естественного прироста в России до 2024 г.?" отмечают, что для сохранения нынешней численности населения нужен ежегодный приток мигрантов в 300-305 тысяч человек. А для естественного прироста требуется, чтобы в страну ежегодно прибывали миллионы мигрантов - будущих родителей. При коэффициенте рождаемости у них 2,35 необходимо, по подсчетам демографов, прибытие 6 миллионов мигрантов, а при коэффициенте 1,78 - 8,9 миллиона.
Мигранты, как правило, приезжают в экономически растущие регионы. Это не только предложение, но и спрос на труд
Основная причина миграционного оттока - обрушение рынка дешевой рабочей силы. По данным ФМС, число мигрантов, вставших на учет, сократилось на треть, а количество выданных разрешений уменьшилось почти наполовину. Претерпела заметные изменения и сумма денежных переводов из России в страны СНГ - она сократилась на 35,1 процента. До 2014 года средняя зарплата трудового мигранта составляла 25-30 тысяч рублей. Половину этой суммы он обращал в доллары и отправлял на родину. Теперь же денежный перевод в лучшем случае - 200 долларов и поэтому смысла не имеет.
Притоку мигрантов мешают и многочисленные запреты, в основе которых старый, стойкий миф, что "понаехавшие" вытесняют с рынка труда "коренных" и местных. Недавно власти Якутии ввели у себя в регионе запрет на работу мигрантов в 33 сферах деятельности. "Европейский опыт свидетельствует о том, что безработица среди мигрантов выше безработицы среди местного населения, - говорит доктор экономических наук, проректор РЭШ Максим Буев. - Проблемы с мигрантами, разумеется, есть. Но это не вытеснение местных с рынка труда. Мигранты, как правило, приезжают в экономически растущие регионы. Это не только предложение, но и спрос на труд. Дополнительные возможности для занятости появляются для всех. Введение барьеров надо мотивировать как-то иначе. Они не решение всех проблем".
Часто приходится слышать: России нужны высококвалифицированные мигранты. Всем такие мигранты нужны. Потому и "утекают мозги" в Америку, причем даже из Европы. Но массовая миграция никогда не состоит сплошь из квалифицированных людей.
Валерий ВЫЖУТОВИЧ. Российская газета. 12 декабря 2019 года