«МК в Питере» отвечает на самые распространенные вопросы об этих лекарствах.
Антибиотики уже настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы готовы ими лечить чуть ли не любое заболевание. Вот только помогают они далеко не всегда. Например, пить антибиотики при гриппе и ОРВИ не только бесполезно, но даже вредно.
ЧТО ТАКОЕ АНТИБИОТИКИ
Антибиотики — это лекарства, которые борются с бактериями, но бессильны против вирусов. То есть лечить антибиотиками ОРВИ, грипп, корь, краснуху или, например, ВИЧ-инфекцию абсолютно бессмысленно. А вот при стрептококковой ангине или цистите антибиотики вполне могут помочь.
КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ АНТИБИОТИКИ?
В 1928 году британский микробиолог Александр Флеминг выяснил, что обыкновенная плесень Penicillium вырабатывает некое вещество, которое убивает стафилококки. Это вещество, которое и стало первым антибиотиком, он назвал «пенициллин». Впрочем, у коллег-медиков это открытие не вызвало особого восторга. Дело в том, что пенициллин оказался нестойким веществом, которое разрушалось даже при очень коротком хранении.
В 1938 году двое ученых из Оксфордского университета — Говард Флори и Эрнст Чейн — смогли выделить пенициллин в чистом виде. Его массовое производство началось уже в 1943 году, а спустя два года Флемингу, Флори и Чейну дали Нобелевскую премию.
Вскоре после войны — в 1945 году — разработали второй антибиотик, стрептомицин, который хорошо лечит туберкулез. За его создание американскому микробиологу Зельману Ваксману тоже вручили Нобелевскую премию.
В 1965 году синтезировали третий антибиотик — рапамицин.
МОЖНО ЛИ НЕ ЗАКАНЧИВАТЬ КУРС?
Раньше считалось, что незаконченный курс антибиотиков может привести к тому, что бактерии выработают устойчивость к лекарствам. Якобы в этом случае выживут самые сильные бактерии, которые и останутся в организме. Но в последние годы появилось мнение, что курсы, которые назначают сейчас, слишком уж длинные. На сегодняшний момент среди врачей нет единого мнения по поводу того, что будет, если не закончить курс антибиотиков. В любом случае, лучше следовать рекомендациям вашего врача и не заниматься самодеятельностью.
ПОСЛЕ КУРСА АНТИБИОТИКОВ НАДО ПРИНИМАТЬ ПРОБИОТИКИ?
Антибиотики убивают не только «плохие» бактерии, которые вызвали заболевание, но и «хорошие», живущие в нашем организме. Это может привести к разным последствиям, начиная от диареи и заканчивая достаточно опасной инфекцией, вызванной бактерией Clostridioides difficile. Поэтому некоторые врачи для восстановления микрофлоры кишечника советуют принимать пробиотики. К сожалению, пока недостаточно данных, что они могут принести пользу всем пациентам. Например, эффективность пробиотиков при диарее вообще не доказана.
ЛЕКАРСТВА МОГУТ ИСПОРТИТЬ ПЕЧЕНЬ?
Некоторые антибиотики — и вообще лекарства — действительно могут привести к повреждению печени. По разным оценкам, это может случиться в 10-15 случаях на 10-100 тысяч человек. Чаще всего подобные проблемы могут возникнуть при употреблении амоксициллина и клавулановой кислоты (используется при среднем отите, пневмонии и риносинусите). Однако, как указывает издание «Медуза», обычно все заканчивается хорошо, особенно если врач и пациент вовремя обращают внимание на тревожные симптомы — тошноту, сыпь, головную боль, желтуху, темную мочу. Впрочем, бывает, что этих симптомов нет, поэтому врачи назначают анализы.
ПРАВДА, ЧТО АНТИБИОТИКИ РАБОТАЮТ ВСЕ ХУЖЕ?
После появления антибиотиков смертность от различных инфекций в развитых странах сократилась в 10 раз. Врачи и ученые уже думали, что инфекции побеждены раз и навсегда. Но в 70-е годы прошлого века начался кризис антибиотиков: из-за их активного использования в здравоохранении и сельском хозяйстве у бактерий появляется устойчивость к антибиотикам. В среднем после трех-пяти лет с начала массового употребления лекарства микроорганизмы начинают к нему адаптироваться.
— Врачи сталкиваются с этим каждый день, — говорит доктор медицинских наук, профессор кафедры микробиологии и микологии СЗГМУ им. Мечникова Сергей Сидоренко. — В случае легких инфекций врач может и не отдавать себе отчет, что все больший процент пациентов не реагирует на назначенный курс лечения, и нужно менять один препарат на другой. Реаниматологи в больницах, наоборот, замечают, что несколько лет назад от перитонита умирало меньше людей, чем сейчас. Правительство Великобритании провело независимое исследование, чтобы спрогнозировать смертность от антибиотикорезистентности к 2050 году. Выяснилось, что если устойчивость к антибиотикам будет расти с той же скоростью, что и сейчас, то через 30 лет от «привыкших» к лекарствам микробов ежегодно будет умирать около 10 миллионов человек. Сейчас по той же причине в странах, где ведется подобный учет — в Европе и Америке, — умирает несколько десятков тысяч человек в год.
Анна ТИХОНОВА, Московский Комсомолец, 22 ноября 2019 года
Будущее антибиотиков зависит от каждого из нас
Человечество само делает бесполезным свое величайшее открытие
Каждый год в конце ноября проводится Всемирная неделя правильного использования антибиотиков. С момента открытия антибиотики стали одним из самых мощных средств в арсенале медиков и ветеринаров. Однако их слишком частое и необоснованное применение привело к возникновению новых штаммов микроорганизмов, устойчивых к этим препаратам. Ежегодно 33 тыс. человек в Европе и 700 тыс. во всем мире умирают от инфекций, которые приобрели устойчивость к лекарствам.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около половины антибиотиков используются не по назначению. Например, их зачастую прописывают для лечения вирусных инфекций, в то время как антибиотики помогают только в лечении болезней бактериального происхождения. Нередко медики также прописывают препараты широкого спектра действия, когда заболевание можно вылечить антибиотиком узкого спектра. В результате у пациентов развивается лекарственная устойчивость.
Злоупотребление антибиотиками и их некорректное использование оборачиваются распространением опасных резистентных бактерий, вызывающих, в частности, пневмонию, менингит, инфекции кровотока. Поскольку существующими антибиотиками лечить такие инфекции уже невозможно, пациентам требуются более дорогостоящее лечение и госпитализация. Нередко даже эти экстремальные меры не помогают спасти жизнь.
В связи с этим эксперты ВОЗ призывают укрепить борьбу с лекарственной устойчивостью, которую также принято называть «антимикробной резистентностью», и не допускать злоупотребления антибактериальными препаратами.
В этом году Всемирная неделя правильного использования антибиотиков в Европейском регионе посвящена реализации подхода «единое здравоохранение», в основе которого лежит неразрывная связь между охраной здоровья людей и здоровья животных. В ООН неоднократно призывали запретить использование антибиотиков для профилактики болезней животных, а также в качестве стимулятора роста.
В ВОЗ представили новую классификацию антибиотиков. Их разделили на три группы: антибиотики, которые должны использоваться для лечения наиболее опасных и распространенных инфекций; антибиотики, которые всегда должны быть у медиков под рукой; антибиотики, которые следует держать «в резерве» и прописывать пациентам только в крайних случаях. При этом специалисты подчеркивают, что применение антибиотиков из первой группы должно составлять 60% от общего объема использования антимикробных препаратов – их прием не представляет серьезной угрозы здоровью человека. Устойчивость к ним вырабатывается редко, поскольку это антибиотики узкого спектра действия.
«Антимикробная резистентность – одна из самых больших на сегодняшний день проблем в сфере здравоохранения, которая грозит перечеркнуть целое столетие медицинских достижений, – заявил глава ВОЗ Тедрос Гебрейесус. – Все страны должны найти баланс между использованием антибиотиков и мерами по борьбе с лекарственной устойчивостью».
Устойчивость к антибиотикам – одна из главных угроз для здоровья населения мира, безопасности пищевых продуктов и развития на сегодняшний день. Устойчивость к антибиотикам может представлять опасность для любого человека любого возраста из любой страны. Она развивается естественным образом, но неправильное использование антибиотиков у людей и животных ускоряет этот процесс.
Растущее количество случаев инфекционных заболеваний, таких как пневмония, туберкулез и гонорея, все сложнее лечить, поскольку использующиеся для лечения антибиотики утрачивают эффективность. Устойчивость к антибиотикам приводит к более длительному пребыванию в стационарах, повышению расходов на медицинскую помощь и увеличению смертности.
Анжела ГАЛАРЦА, Независимая газета, 26 ноября 2019 года
Здесь жизни нет и не будет: Как главное лекарство от муковисцидоза пропало из аптек
И что теперь делать врачам и пациентам
В Россию больше не поставляют препарат «Фортум» — жизненно важное лекарство для больных муковисцидозом. Это одно из самых распространенных генетических заболеваний, при котором нарушается работа организма, прежде всего легких. Продолжительность жизни пациентов с муковисцидозом в США и Европе — около 40 лет, в России — 20–27 лет даже с учетом наличия необходимых препаратов.
«Фортум» был на российском рынке более 20 лет и продлевал больным жизнь. Теперь им, видимо, придется пользоваться отечественными дженериками. Они токсичны и, по мнению экспертов, приносят больше вреда, чем пользы. The Village попытался разобраться, что ждет больных муковисцидозом в России и к чему приводит импортозамещение лекарств.
«Фортум» необходим для эффективного лечения
Сейчас лечение муковисцидоза в первую очередь направлено на повышение качества жизни и увеличение ее продолжительности, рассказывает главный врач детской клиники «Рассвет» Наталья Васильева. Для этого нужны ферменты, вакцинации, физическая терапия, диеты и самое главное — антибиотики. К ним как раз относится «Фортум». Его прописывают всем пациентам с муковисцидозом.
Пульмонолог клиники «Рассвет» Василий Штабницкий отметил, что «Фортум» является самым эффективным препаратом для борьбы с заболеваниями, вызванными синегнойной палочкой. Это частая и опасная инфекция, которая возникает не только у больных муковисцидозом. Она устойчива к антибиотикам, поэтому важно использовать правильный препарат. «Фортум» используют как для лечения обострений инфекции, так и для профилактики. Если его не будет, у пациентов просто пропадет возможность эффективно лечиться.
Западный препарат нельзя заменить аналогами
На российском рынке у «Фортума» аналогов нет. Есть отечественные дженерики с тем же действующим веществом, но они не только менее эффективны, но могут быть даже опасными для здоровья, говорят врачи. Дженерики копируют оригинальные лекарства, но в них могут быть дешевые добавки, вызывающие серьезные побочные эффекты.
МАЙЯ СОНИНА
директор фонда «Кислород» Заменители не выдерживают никакой критики. Они токсичны, дают резистентность, то есть организм к ним быстро привыкает, и антибиотики просто перестают действовать. К тому же у них серьезные побочные эффекты. Дженерики — это, мягко говоря, относительный выход, дети будут погибать рано.
НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВА
главный врач детской клиники «Рассвет» Есть «мерседес», а есть «жигули». И разница между ними не в силе маркетинга. Я не знаю, как выкручиваться. Переходить сразу к следующему классу антибиотиков, а потом грызть локти, потому что дальше пути уже нет? Просить пациентов приобрести препарат за границей, а потом не иметь права его использовать, потому что он не зарегистрирован в России? Или просто хоронить пациентов. Не знаю, это сложный вопрос.
Почему прекратились поставки, не говорит даже производитель
«Фортум» производит британская фармкомпания GSK. Когда The Village попытался узнать, почему препарат прекратили поставлять в Россию, представители компании сначала сказали, что вообще ничего про него не знают. Позже они ответили, что узнали о проблеме только 25 ноября и не могут ее прокомментировать, так как «собирают всю доступную информацию».
Минздрав тоже узнал о ситуации с «Фортумом» после прекращения поставок. 27 ноября глава ведомства Вероника Скворцова поручила изучить проблему и, возможно, скорректировать клинические рекомендации по лечению муковисцидоза. То есть самый эффективный и безопасный препарат могут просто перестать прописывать.
Тем временем «Фортум» заканчивается в продаже. The Village смог найти его лишь в трех аптеках из десяти. При этом запастись им довольно сложно. Пациентка с муковисцидозом Тася Шеремет рассказала, сколько препарата требуется взрослому человеку: шесть граммов в сутки в течение 21 дня четыре раза в год. Всего получается 252 двухграммовые упаковки, каждая стоимостью около 600 рублей.
Из аптек пропадают и другие важные препараты
«Фортум» уходит с российского рынка не один. В последнее время новости о прекращении поставок лекарств появляются с пугающей частотой. Вскоре пропадут еще два антибиотика для больных муковисцидозом — «Колестин» и «Тиенам». О прекращении поставок стало известно из писем производителей. По мнению Василия Штабницкого, это очень серьезная проблема: препараты используют в комбинации с «Фортумом» или как альтернативу, если у пациента снизилась к нему чувствительность.
Недавно из продажи пропал даже «Преднизолон», говорит Штабницкий. Официально считается, что ничего страшного в этом нет, ведь есть аналоги. Но врач не согласен: для некоторых болезней схема лечения предусматривает только этот препарат и только в определенных количествах, поэтому заменить его просто невозможно.
О том, что оригинальные препараты перестают поставлять в Россию, врачи и пациенты в основном узнают задним числом. Они просто замечают, что нужные им лекарства пропадают из аптек. В начале года, например, исчез очень важный препарат для лечения лейкозов «Винкристин». Его должны были «импортозаместить», но российская компания просто не смогла вовремя это сделать. Поставку аналога задержали, и в результате онкопациенты остались без одного из важнейших компонентов химиотерапии.
Пациенты рискуют жизнями из-за импортозамещения
Майя Сонина считает, что продвижение отечественных фармкомпаний за счет запрета импортных препаратов — это данность. «Для российских производителей это бизнес, они заинтересованы в том, чтобы заполнять наш рынок своими дженериками или препаратами из дружественных стран», — говорит она. С ней согласен и Василий Штабницкий. По его словам, в России не хватает качественных оригинальных препаратов, которые давно используют в других странах. Теперь же «проверенных, эффективных и действительно жизненно необходимых лекарств» становится еще меньше.
Что делать пациентам, неясно. Теряя возможность эффективно лечиться, они рискуют жизнью. Проблема нехватки лекарств приводит к тому, что матери больных детей заказывают незарегистрированные в России препараты в иностранных интернет-магазинах. Их за это задерживают, конфискуют лекарства и даже заводят уголовные дела о контрабанде. Матерей отпускают, но дети остаются без необходимого лечения.
ВАСИЛИЙ ШТАБНИЦКИЙ
пульмонолог клиники «Рассвет» Что делать пациентам в это время? У меня нет рецепта, я могу сказать только одно: берите кредиты, покупайте недвижимость в Италии, приобретайте итальянское гражданство и бегите — вот то, что я могу посоветовать.