Цунами беженцев: как перед ним устоять Анкаре? (Haqqin, Азербайджан)
Анкара нацелена на постепенную репатриацию в зону безопасности в Сирии двух миллионов сирийских беженцев, но пока это только планы. При этом турецкие власти заявляют, что в последние годы в Сирию на добровольной основе уже уехали около 365 тысяч беженцев, общее количество которых на территории Турции составляет 3 миллиона шестьсот тысяч человек.
Беженцы из Сирии, а конкретнее те из них, которых приютила Анкара — тема, которая не слишком привлекала внимание масс-медиа все восемь лет гражданской войны в этой стране. «Да, есть там что-то такое, — скажут вам эксперты, — но ничего особо конкретного». А между тем «цунами беженцев», обрушившееся на Турцию, является одним из приводных ремней сирийского конфликта. Во всяком случае именно этот фактор многое объясняет в политике Анкары, которую в последнее время хорошим тоном стало безоглядно критиковать, чего бы она ни касалась.
Так и в случае с беженцами — уже несколько дней как опубликован отчет Amnesty International, полный трагических подробностей о насильственной репатриации сирийцев из Турции, прямо в пекло, заживо и вместе с семьями.
О намеренной дезинформации, содержащийся в документе этой организации — чуть позже. Пока же — немного о другом. Неоднократно уже доводилось писать, что обыватель на Западе, а именно он является потребителем конечного продукта масс-медиа — гуманен до сентиментальности и жалостливости ко всем «униженным и угнетенным». При одном условии — когда это не касается его кошелька и комфорта. Нет, он, конечно, готов пожертвовать пару евро на беженцев и пострадавших, этого не отнять, социальная отзывчивость в Европе и США достаточно высока. Но только если это не становится долговременной проблемой.
А сирийские беженцы — это именно долговременная проблема, требующая постоянных финансовых и социальных затрат, да еще и создающая проблемы общественного комфорта.
В Евросоюзе любят напоминать о том, что на беженцев выделили Анкаре шесть миллиардов евро. И уже то ли три с половиной, то ли четыре, цифры плавают — перечислили. Вот только эта сумма несколько, мягко скажем, не соответствует масштабам того, с чем пришлось столкнуться Турции после начала сирийского конфликта. Три миллиона шестьсот тысяч человек. В несколько волн — и не задержишь на границе, не развернешь назад, поскольку сделать так — это отправить людей на верную смерть.
А ведь за сухими цифрами стоят не просто человеческие судьбы, не просто люди, в одночасье потерявшие все. Это еще и вопросы медицинского обеспечения, жилого фонда, образования для детей, питьевой воды, топлива в зимний период, канализации, в конце концов. Огромная нагрузка, которая не решается созданием лагерей беженцев, какие комфортабельные бы условия там ни были. Поскольку в любой, подчеркиваю — любой связанной с беженцами ситуации есть еще и масса подводных камней. И об этом стоит несколько поподробнее.
Вообще за последние примерно десять лет в Турцию с разной степенью легальности въехали примерно семь миллионов человек — не только сирийцы, но и выходцы из Центральной Азии, афганцы, россияне, украинцы. В каждом случае не слишком вроде и много, а в общем итоге набралось около трех миллионов человек. Но поскольку перемещение на турецкую территорию происходило постепенно — сопутствующие этому потоку негативные моменты вполне удавалось смягчать и купировать. Да, прибавилось работы полиции и муниципальным служащим — но все же не столь масштабно, турецкие власти уже начали отрабатывать модель работы с этими людскими потоками, причем — с учетом национальной специфики прибывающего контингента.
А потом хлынула размером с цунами волна из Сирии. Масштаб которой превзошел все ожидания, а главное — выявил проблемы, которые раньше власти и эксперты рассматривали лишь теоретически. Тут нужно отметить, что своеобразная селекция беженцев из Сирии произошла еще на первом этапе гражданской войны. Люди сравнительно состоятельные, экономически активные — сумели вовремя просчитать ситуацию и понять, что вот это все — всерьез и надолго, поэтому нужно уезжать уже сейчас. А поскольку средства им позволяли — то они и уезжали основательно: с выводом активов, с подготовкой места переселения — жилье, работа, места для обучения детей, перспективы на получения гражданства в той же Турции или одной из европейских стран.
Те, кто пересекли турецкую границу уже позже, были людьми совсем «другого качества», простите, другого определения найти не сумел. В большинстве своем — подчеркну, в большинстве, поскольку случаи были и есть разные — они потеряли все, в том числе и сбережения, немногие из них имели образование и специальности, позволявшие им сохранить конкурентоспособность на рынке труда в другой стране. Опять же «в большинстве» своем это были выходцы из деревень и небольших городов, мало чем от деревень отличающихся. С соответствующим менталитетом и традициями, которые не слишком-то гармонировали с турецкими.
Без всякого стремления как-то принизить или кого-то оскорбить — простая констатация факта: уровень жизни в Турции во всех сферах был выше, чем в Сирии. А потому лишь немногие из беженцев — по неофициальным данным, примерно 8-10% от общего числа — согласились осесть в отведенных для них лагерях, замечу — достаточно комфортно обустроенных, это близко не лагеря афганских беженцев в Пакистане 80-х и не лагеря палестинцев.
Остальные, осмотревшись, решили поискать «лучшей доли», тот же Стамбул в их представлении — «город хлебный», равно как Газиантеп, тот же Кахраманмараш, да и многие другие места в Турции. Пусть небольшое, но стабильно выдаваемое лично или приходящее на карту пособие, бесплатное образование и медицинская помощь — то, что турецкие власти не могут даже в полном объеме обеспечить своим гражданам. Но!
Нужно быть честным — те из беженцев, кто стремится изменить свою жизнь к лучшему и хоть как-то связать его, это будущее, с Турцией — с максимальной эффективностью использовали и используют те возможности, которые предоставила им Анкара. Но таких меньшинство. Остальные предпочитают копить недовольство в отношении приютившей их страны — «могли бы дать нам и больше, они богатые». Мечтать о том, что вот-вот каким-нибудь путем переберутся в Европу — шансы на это минимальны, но жить иллюзиями об этом так приятно, а потому не нужно учить хотя бы минимум турецкого языка, отдавать детей в школу, лучше уж на улицы, попрошайничать в том же Стамбуле.
И не только попрошайничать. Официальные власти говорят об этом крайне неохотно, но все же не составляет большого труда сделать вывод о том, что именно сирийские беженцы дали заметный прирост уличной преступности и расширили социальную базу криминальных видов бизнеса. Плюс — нарастающее напряжение в отношениях с местным населением, замкнутое проживание закрытыми от посторонних глаз анклавами, «очень странное», — как признался мне один из турецких друзей, — «исповедование ислама» и многое другое. Словом, для ксенофобии с той и другой стороны благодатная почва, питательнейший бульон для болезненных социальных вирусов.
Но несмотря на это, ни о какой массовой депортации, о которой сейчас говорят в масс-медиа, речи не идет. И планов таких у Анкары нет. Как бы ни пытались извратить сказанное вчера Эрдоганом. Который на вопрос о будущем заселении «зоны безопасности» в Сирии ответил: «Наиболее подходящими для этого района являются арабы. Эти районы не подходят для жизни курдам… потому что это преимущественно пустынные районы».
Заявление турецкого президента к планам репатриировать два миллиона проживающих в Турции беженцев не имеет отношения. И собранные Amnesty International «достоверные факты насильственной депортации» — это про другое. Мухи — отдельно, котлеты- отдельно, если уж на то пошло.
Свою модель работы с сирийскими беженцами Анкара совершенствует. А основой любой реформы является «контроль и учет». Поэтому сирийские беженцы, согласно последним циркулярам, должны до 30 октября вернуться в провинции, в которых они были впервые зарегистрированы по прибытии в страну, чтобы пройти повторную регистрацию. Поскольку распоряжение об этом состоялось еще в начале лета нынешнего года, многие это сделали и вернулись туда, где осели, в тот же Стамбул. Но многих приходится вылавливать полиции и отправлять к месту регистрации принудительно.
А ведь немало среди сирийских беженцев и таких, у кого в планы встреча с полицией никак не входит, слишком уж неприятные вопросы к ним накопились. Но если ладить с законом они не умеют — то вот «ездить по ушам», простите уж за вульгаризм, всевозможным правозащитникам научились просто виртуозно. Те верят. И щедро делятся «ужасами насильственной депортации» с журналистами. Обрушившееся на Турцию цунами сирийских беженцев принесло ведь не только исковерканные людские судьбы. Но и грязную пену…
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Икрам НУР Haqqin.az, Азербайджан. 26 октября 2019 года
ИноСМИ.RU. 29 октября 2019 года
Игра втемную: африканцы станут европейцами к середине XXI века
Заполонят ли беженцы с юга Старый Свет
Европа сегодня похожа на человека, не утомляющего себя строительством планов на будущее, а живущего одним мигом между прошлым и будущим, здесь и сейчас. Особенно это заметно в самом, наверное, насущном сейчас для ЕС вопросе — что делать с беженцами? Ведь очень скоро, по прогнозам, их число будет сравнимо с коренным населением большинства стран союза. В Брюсселе больше настроены надеяться, что авось пронесет, чем принимать непопулярные, зато действенные меры, которые позволят сохранить культуру народов, населяющих Старый Свет, и не утратить их национальную самоидентификацию. «Известия» разбирались, что же происходит с проблемой миграции.
Не скрытая угроза
Весной этого года в свет вышла книга «Бегство в Европу» (The Scramble for Europe) американского журналиста Стивена Смита. Автор отработал около десятка лет в Африке корреспондентом France Presse и Reuters, а потом довольно долго был аналитиком ООН по вопросам Черного континента. По данным автора «Бегства», в 30-х годах прошлого столетия население Африки составляло примерно 150 млн человек. К 1960-м, когда вовсю шел процесс деколониализации, число утроилось. Сегодняшняя статистика утверждает, что в Африке живет около 1,3 млрд человек, а к 2050 году их будет уже 2,4 млрд.
Совокупное население Евросоюза составляет 510 млн человек. Прогнозы говорят, что к середине века этот показатель опустится до цифры 450 млн. То есть в 2050 году на каждых трех коренных жителей Старого континента будет приходиться от одного до полутора африканцев.
«Африканизация Европы — не беда, а спасение для нее. Других вариантов поддержать демографию, кроме как приливом свежей крови со стороны, просто нет», — полагает Смит. И стремится успокоить европейцев, что это действительно хороший выбор. По словам американского эксперта, «перебраться в Европу из Африки нищий не может. Человек как минимум должен по европейским меркам иметь средний достаток — дорога в Европу стоит в целом не менее €2,5 тыс.». По мнению Смита, такие деньги могут заработать лишь люди, имеющие известную квалификацию, а значит, и шансы встроиться в новую, непривычную среду
Но в Европе оптимизм американца разделяют не все. «90% прибывающих во Францию уроженцев Сенегала, Конго, Нигерии и других государств, расположенных к югу от Средиземного моря, малограмотны и неквалифицированны. «Они едут не за развитием своего творческого потенциала, а за социальными благами, которые, насколько им известно, во Франции на каждого приезжего просто падают в виде манны небесной, — говорит бывший офицер ВВС Франции, активист Жак Гильмен. — Во многих африканских странах годовой доход на человека не достигает и $1 тыс. А во Франции каждый прибывающий несовершеннолетний иностранец обходится в €50 тыс. Ради реализации своей мечты все члены африканской семьи сбрасываются, кто сколько может, и делегируют одного, наиболее перспективного в плане получения социалки. Как только он обустроится на новом месте, он обязан подать прошение о воссоединении семьи. Так во Францию будут перетащены все его родственники».
Которые облегчат социальные фонды страны на еще более внушительные суммы и не факт, что вообще захотят работать. Гильмен указывает, что из 1 млн беженцев, прибывших в Германию в 2015 году, трудоустроены всего 5%, и выражает уверенность, что во Франции ситуация вряд ли существенно отличается от немецкой.
Однако пока предупреждения Жака Гильмена и согласных с ним членов так называемых ультраправых партий, озабоченных сохранением национальной самоидентификации европейцев («Национальное объединение» Марин Ле Пен, «Альтернатива для Германии», итальянская «Лига») на страницы больших изданий либо пробиваются в очень усеченном виде и с объемными уничтожающими критическими комментариями, либо не попадают вообще. Потому что «речь о далеком будущем — это пропаганда националистов и ксенофобов».
Последнее турецкое предупреждение
А вот на недавнюю реплику лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, пообещавшего, что «в случае чего» Анкара откроет двери на континент для 3,5 млн сирийских беженцев, скопившихся на Анатолийском полуострове, Европа просто не могла не отреагировать. Это не дальняя призрачная перспектива. Это угроза здесь и сейчас.
Не считали бы ситуацию с нашествием нелегалов в Евросоюзе глобальной проблемой — не заключали бы с турками несколько лет назад соглашение о недопуске бегущих с Ближнего Востока в страны ЕС. Денежное выражение соглашения — а речь там шла о €6 млрд, за которые Турция обязалась оставлять «весь человеческий материал у себя», — лишь подчеркивает, насколько важно было для Брюсселя остановить «ближневосточное цунами». Кажется, до недавнего времени в ЕС не воспринимали Эрдогана всерьез: Турцию 20 лет держали на коротком поводке, обещая принять-таки в Евросоюз, и рассчитывали, что терпение Анкары может быть беспредельным. И даже те, первичные, угрозы не перекрывать кислород потоку нелегалов через Турцию, «если денег не будет», воспринимались не иначе, как обязательные торги на рынке между продавцом и покупателем. Но после того как Анкара (член НАТО) купила для самообороны российские С-400, не поддавшись ничьему давлению, обещание Эрдогана «открыть ворота» выглядят более чем серьезным предупреждением.
И тем не менее ЕС, быстро и успешно «забывший» предоставить обещанную туркам возможность посещать Европу без виз, по мнению американского агентства Bloomberg, «старательно отгоняет от себя мысль, что слова Эрдогана могут оказаться правдой. В Европе пытаются убедить самих себя, что турецкий лидер блефует».
Турции нужна территория, куда бы можно было определить скопившиеся массы беженцев. Будет ли это земля курдов, которая может достаться Анкаре в ходе операции «Источник мира», или «кинувшая» турок Европа, Эрдогану по большому счету разницы нет: допекли обманами «сторонники гуманитарных ценностей». Кое-кто в Европе уверен, что Турции просто не под силу физически переправить на континент приведенное выше количество переселенцев, находящихся уже в ожидании команды «Марш!». Но теорию можно проверить только практикой, а на такую проверку Евросоюз вряд ли пойдет. Скорее всего, пошумит о правах человека, о запрещении перемещать большие массы людей без их согласия, назовет (вернее, уже назвал) действия турецкого руководства шантажом и на этом затихнет, согласившись разрешить Анкаре обустроиться на курдской территории и дать новую партию денег, чтобы избежать «повторения пройденного в 2015-м».
Это видится логичным с точки зрения политики и приоритетным с точки зрения экономики. Как бы ни уговаривали в Европе самих себя вслед за Стивеном Смитом, что африканизация континента — это не страшно, число тех, кто понимает, что это реальная угроза и надо считать варианты ее преодоления, растет.
Решение здесь видится одно: инвестировать в Африку. В развитие производства, сельского хозяйства, в освоение ее природных богатств, и самое главное — в создание большой прослойки местных ученых и квалифицированных специалистов. Которые не захотят уезжать «в Европу за социалкой». Такая программа может стоить не одну сотню миллиардов, но игра стоит свеч, если Франция хочет остаться Францией, а Германия — Германией. И именно поэтому в настоящий момент ЕС требуется «заплатить Эрдогану», чтобы не воевать на ближневосточном фронте и сосредоточить свои усилия (финансовые в первую очередь и главным образом) на Африке.
Но... Перспектива здесь достаточно отдаленная. У нынешней генерации политиков есть большое искушение переложить решение этих проблем на следующее поколение, а самим пока позаниматься чем-то менее сложным, но более приятным — озеленением энергетики и нескончаемой борьбой против глобального потепления. Процесс громкий, с точки зрения пиара очень привлекательный и дающий возможность уже сегодня «правильно распиливать» выделяемые на него бюджетные деньги.
Владимир ДОБРЫНИН. Известия. 2 ноября 2019 года
Baltnews (Эстония): «Как будто Украина закрыта
на карантин». В Эстонии будут «чипировать»
заробитчан
Вопрос мигрантов в странах Балтии стоит не так остро, как в Западной Европе. Однако в Эстонии решили, что увеличения стоимости визы недостаточно и нужно "чипировать" каждого украинского гастарбайтера. В последние месяцы тема украинских трудовых мигрантов в Прибалтике стала обсуждаться чаще.
В последние месяцы тема украинских трудовых мигрантов в Прибалтике стала все чаще обсуждаться, особенно это видно на примере Эстонии. Чего стоят одни только заявления главы МВД Эстонии и лидера Консервативной народной партии Эстонии (EKRE) Марта Хельме, который постоянно требовал усилить преграды для украинских гастарбайтеров.
"Если посмотреть, то ходатайствующих об убежище прибывает к нам больше всего не с Ближнего Востока или Африки, а с Украины. На втором месте — Грузия, затем — Молдавия и только потом — Афганистан и подобные страны", — говорил он.
Что ж, похоже, Март Хельме начинает добиваться своего.
Каждому украинцу по специальному чипу!
Еще в конце сентября этого года эстонское правительство решило отменить собственное решение (принятое в далеком 2009-м) об освобождении граждан Украины от уплаты пошлины за выдачу долгосрочной визы. В МИДе прибалтийской республики оправдали подобный шаг тем, что практически 90% украинцев пользуются ей, чтобы трудоустроиться.
Тут следует уточнить, что виза типа D, которая выдается Эстонией на срок от 90 дней до 12 месяцев, позволяет де-факто проходить в прибалтийской стране длительное лечение, обучение, трудоустраиваться и много чего еще. Стоила такая виза 80 евро.
Теперь же, с начала следующего года стоимость увеличится до 100 евро. Разумеется, для туристических целей никакой визы не нужно, но это мало что дает. Отдыхать в Эстонии на украинскую зарплату сильно не получится, туда логичнее ездить на заработки, что большинство приезжих и делает.
Но в МВД этой страны уверены, что меры по увеличению стоимости визы для украинцев недостаточно. Нужно что-то более жесткое.
И, кстати, не стоит думать, что чиновники или силовики в прибалтийской республике такие вот кровожадные, что не дают бедным украинцам заработать себе на хлеб. Ситуация, когда на рынке труда процессы становятся абсолютно неконтролируемыми, ни к чему хорошему не приведет. Другой вопрос, что и подходить к этой проблеме надо комплексно, а не "рубить с плеча".
Во многих СМИ стран Балтии все чаще говорят о том, что в регион прибывает все больше украинских гастарбайтеров. Что хуже всего, инициатором такого "притока" становятся сами же латвийские, эстонские и литовские бизнесмены, которые де-факто обманывают свои государства. Они нанимают украинцев из компаний, которые зарегистрированы в Польше. В Эстонии, например, из-за этого бюджет не получил примерно 14 млн евро.
Возможно, поэтому представители эстонского Союза строительных предприятий предложили использовать опыт других стран и "чипировать" украинских гастарбайтеров. Сразу вспомнили Финляндию, которая практикует подобную меру контроля за трудовыми мигрантами.
Сразу оговорюсь, маленький механизм слежения не вшивают под кожу несчастному рабочему, как в каком-нибудь фильме про мрачное будущее в стиле киберпанка. Просто людям выдаются специальные идентификационные карты, благодаря которым правительство и различные силовые структуры, если такая необходимость возникнет, смогут быстро "прогнать по базам" конкретного человека.
Население Эстонии нервничает?
Разумеется, ситуация с мигрантами в прибалтийской республике — это не засилье выходцев из Африки и Ближнего Востока в Германии или Великобритании. Более того, Таллину вообще-то лишние рабочие руки не помешают. Сами ведь эстонцы предпочитают уезжать на заработки в Западную Европу. А кто-то должен мыть посуду и работать на фермах.
Украинцы, как считает политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, идеально подходят на эту роль.
"В Прибалтике большая проблема с трудовыми ресурсами. Она, можно сказать, одна из важнейших. Очень многие трудоспособные граждане Эстонии, Литвы и Латвии уезжают в государства Западной Европы, поскольку нет никаких юридических преград, прибалты — граждане ЕС. Более того, большая часть из них отлично знает английский.
Понятно, что такой "исход" нужно кем-то компенсировать. Граждане РФ на эту роль не годятся. Слишком уж сильна русофобия в странах Балтии. Если приехать туда на неделю в качестве туриста, то это, может быть, не так заметно. А вот если там жить и работать — это уже совсем другое дело.
Кто еще из соседних стран может сыграть роль поставщика трудовых ресурсов? Очевидно, что только Украина. Тем более экономическая ситуация там явно неудовлетворительная. К тому же нет языкового барьера.
Эстонцы и украинцы, в большинстве своем, знают русский, а это значительно упрощает взаимодействие на рынке труда", — считает эксперт.
Политолог также отметил, что глава эстонского МВД не стал бы так усердно эксплуатировать тему украинских гастарбайтеров, если бы не знал все нюансы проблемы, не понимал бы ее масштабы и рефлексию социума.
"Март Хельме ведь будет участвовать в выборах. Не просто же так он постоянно говорит о мигрантах, он понимает, что его рассуждения об украинских гастарбайтерах услышит электорат, значит, в обществе Эстонии есть на такую проблему "спрос". Вообще в любой стране население негативно начинает реагировать на трудовых мигрантов, и тут не вопрос радикализма, расизма или еще какой-нибудь крайности.
Когда процент трудовых мигрантов превышает определенную точку (она может быть больше или меньше в разных странах, но она всегда есть), следует негативная реакция, и общество тут же откликается на предложение элит, которые эту проблему видят", — рассказал руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов.
Однако, как считает Олег Иванов, чипирование вряд ли поможет. Инициатива МВД Эстонии, может, на какое-то время и сработает, но потом прибалтийский бизнес все равно найдет лазейку. Прямые запреты — это отсрочка, а не решение проблемы растущего потока украинских гастарбайтеров, грозящего превысить ту самую "отметку", после которой коренное население станет относиться к приезжим крайне плохо.
Бесполезная и даже вредная мера
Контроль за украинскими рабочими в Эстонии, безусловно, нужен. В самом правительстве прибалтийской республики признают, что сейчас невозможно проверить некоторых иностранцев, работающих в стране, причем их число достигает нескольких десятков тысяч.
Именно поэтому в МВД ратуют за всевозможные поправки в законы, касающиеся трудовых мигрантов, чтобы власти могли контролировать работу организаций, пользующихся украинскими, впрочем, как и выходцами из других стран СНГ, гастарбайтерами.
Вот только попахивает это все популизмом. Как недавно в одном из прибалтийских СМИ рассказал представитель Союза строительных предприятий Эстонии Райво Ранда, если фирма мошенничает, то она продолжит это делать, только прежде заплатит штраф.
И тут мы плавно подходим к проблеме "параллельного мира", в котором находятся некоторые эстонские политики. Популистские меры и лозунги в стиле "Украинец? Значит, получай чип!" ничего хорошего эстонской экономике, которая страдает от нехватки рабочей силы, не принесут.
Так проблемы не решаются, "топорные методы" и все более жесткие преграды для всех украинцев без разбору принесут вред как гастарбайтерам, так и самой Эстонии.
Более подробно в беседе с Baltnews об этом рассказал экономист, ректор Института экономики и управления Ecomen, Ханон Барабанер.
"Учитывая те условия, в которых Эстония сейчас находится, в гостевых рабочих она объективно нуждается. Но тут важно отметить, что стране требуется не просто большое количество непонятно каких людей. Нужны трудовые мигранты определенных профессий и специализаций. Грубым количеством проблему на рынке труда в Эстонии не решить. Нужен не просто работник, а человек с именно тем перечнем навыков, которые сейчас наиболее актуальны для Таллина", — объясняет эксперт.
Ректор Института экономики и управления также подчеркнул, что есть определенная последовательность для привлечения сил извне. При этом акцентировать внимание на том, какой именно национальности гастарбайтеры, бессмысленно. Важно не какой цвет кожи, что написано в паспорте или какой у человека разрез глаз. Важно, что он умеет, что он может дать государству, в которое приехал на заработки.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Илья МОРОЗОВ. Baltnews.ee, Эстония. 24 октября 2019 года
ИноСМИ.RU. 27 октября 2019 года