ВШЭ: новый "майский указ" Путина может сорвать нехватка денег в регионах
Нехватка денег в регионах представляет риск для реализации национальных проектов и выполнения "майского указа" президента Владимира Путина, говорится в заключении Высшей школы экономики на законопроект о федеральном бюджете (заключение есть у Би-би-си).
"Майские указы" президента Владимира Путина 2012 года по многим параметрам были не выполнены, а одним из их последствий стали долговые проблемы регионов - им потребовалась поддержка федеральных властей.
В своем заключении ВШЭ предупреждает о похожих проблемах с нынешним "майским указом" - набором поручений и целей правительству, который президент Владимир Путин подписал в мае 2018 года после очередного вступления в должность.
Нацпроекты и "майский указ" фактически представляют собой план экономических реформ до 2024 года. Планы по финансированию этих реформ заложены в новом бюджете.
Новый указ - те же проблемы
Новый бюджет предполагает, что расходы регионов будут расти в 2020-2022 годах. Параллельно с этим власти собираются сокращать поддержку региональных бюджетов из центра: доля трансфертов федерального бюджета в доходах регионов снизится с 17,9% в 2019 году до 15,9% в 2022 году. В 2018-2019 годах подобная финансовая помощь со стороны центра росла, что помогало регионам наращивать расходы.
Поддержку со стороны федерального центра должен, по мнению правительства, заменить быстрый рост собственных доходов региональных бюджетов, в том числе налогов на фоне ускорения экономического роста в России в целом. Но в ВШЭ сомневаются, что рост российской экономики ускорится так, как предсказывают власти.
Сокращение трансфертов из бюджета и вероятность, что регионы не смогут повысить свои расходы, и создают в целом риски для национальных проектов, пишут эксперты ВШЭ.
Финансирование нацпроектов на 95% зависит от центра и на 5% от региональных бюджетов.
"Это звучит очень привлекательно, но реальность реализации этих проектов и в жилищной сфере, и в сфере здравоохранения - практически во всех сферах, - показывает, что объем софинансирования регионов не 5%. Есть много неучтенных параметров", - рассказал в понедельник на заседании комитета Госдумы по бюджету ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
По его словам, уровень финансирования со стороны регионов в реальности может дойти до 15-20%, так как региональным властям приходится тратиться на подключение объектов к инфраструктуре, благоустройство территорий или закупать различное оборудование.
ВШЭ предлагает правительству учесть подобные расходы, а также дать регионам больше финансовых возможностей, например, прав на поступление налогов или увеличить трансферты. По словам Кузьминова, нужно сделать предсказуемой ту помощь, которую регион получает из федерального бюджета, а также дать регионам возможность рассчитать свои ресурсы до 2024 года - именно к этому году должно быть выполнено большинство параметров "майского указа".
Никто не верит в правительственные прогнозы
Правительство представило бюджет в конце сентября. Это довольно жесткий бюджет, который не предполагает серьезного роста расходов. Значительная часть доходов от высоких цен на нефть будет уходить в бюджет.
В основе прогнозов правительства лежит достаточно оптимистичный прогноз по развитию российской экономики: в нем говорится, что ВВП в этом году вырастет на 1,3%, в 2020 году на 1,7%, а затем рост экономики будет выше 3%.
Рывок российской экономики будет происходить на фоне падения цен на нефть до 55-57 долларов за баррель и замедления мировой экономики. Основной причиной рывка должна стать реализация национальных проектов и структурных реформ.
В 2021 году российскую экономику ждет рывок
Базовый прогноз минэкономразвития, %
Source: ВШЭ, Минэкономразвития
Этот прогноз уже раскритиковала Счетная палата. Аудиторы полагают, что российская экономика может продолжить расти на 1,5-2% - это потенциал ее роста, а эффект от национальных проектов и реформ переоценен.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин, выступая в Госдуме в понедельник, заявил, что, по его мнению, в этом году рост экономики составит около 1%, а следующем - около 1,5%.
В заключении ВШЭ прогнозы минэкономразвития, лежащие в основе бюджета, называют "дискуссионными". Причем "чрезмерно оптимистичными" назвали уже планы на этот год.
Во ВШЭ также ставят под сомнение прогноз минэкономразвития о резком росте экономики с 2021 года в результате реформ и нацпроектов. Если реформ будет недостаточно, то это окажет сильное отрицательное влияние на темпы роста российской экономики даже в долгосрочной перспективе, уверены они.
Кузьминов назвал и еще один риск - потеря социальной стабильности. Экономика должна не просто расти, ее рост должен приводить к повышению благосостояния и доходов населения, полагает он.
"Экономический рост нам нужен для повышения доходов граждан, для улучшения их благосостояния, а не сам по себе. Нам не нужен экономический рост, как он был при Сталине в 1930-е годы, когда он сочетался с резким падением доходов населения, с резким ухудшением качества жизни. Нам нужен экономический рост, который чувствовал бы каждый гражданин России", - заявил Кузьминов.
Ольга ШАМИНА, Русская служба BBC. 14 октября 2019 года
Счетная палата: госпрограммы по ЖКХ и здравоохранению не будут полностью реализованы
Счетная палата подготовила заключение на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», проанализировав реализацию государственных программ. В результате аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что целевые показатели вряд ли будут достигнуты как минимум по четырем программам: «Охрана окружающей среды», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», «Развитие здравоохранения» и «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности».
Так, по данным Счетной палаты, по программе «Охраны окружающей среды» в 2020 году существуют риски недостижения трех из 8 показателей (37,5%), в 2021–2022 годах — трех из 9 показателей (26,4%). «В целях обеспечения более качественного мониторинга за ходом исполнения госпрограммы» Счетная палата рекомендовала скорректировать плановое значение показателя «численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях», в сторону его увеличения. Кроме того, аудиторы считают необходимым скорректировать наименования показателя «Увеличение числа пользователей Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении по отношению к уровню 2008 года», чтобы привести его в соответствие с показателем, предусмотренным в Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях до 2030 года. Также предлагается предусмотреть в составе показателей госпрограммы новый показатель — «Количество извлеченных из реки Волга и утилизированных судов», характеризующий реализацию мероприятий по ликвидации накопленного экологического ущерба, представляющего угрозу Волге.
Относительно госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в Счетной палате пришли к выводу, что «недостатки, выявленные в рамках оценки качества постановки целей и задач, а также качества показателей документа стратегического планирования ведут к возникновению рисков неадекватной оценки состояния соответствующей сферы социально-экономического развития РФ и реализации документа стратегического планирования». В Счетной палате напомнили, что в 2018 году не было достигнуто плановое значение показателя госпрограммы по годовому объему ввода жилья (план — 88 млн квадратных метров жилья, фактически — 75,3 млн квадратных метров). По мнению аудиторов, в связи с переходом с 1 июля 2019 года на механизм проектного финансирования строительства существуют риски недостижения дальнейших показателей по вводу жилья, заложенных программой до 2024 года.
У госпрограмм «Развитие здравоохранения» и «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» также есть риски недостижения целевых показателей, считают аудиторы. По их данным, речь идет о риске недостижения двух из четырех показателей госпрограммы в 2020–2022 годах (50%). В Счетной палате обращают внимание, что по госпрограмме в 2021 году планируется уменьшение бюджетных ассигнований на 61,4 млрд рублей при увеличении значений всех четырех показателей.
В этом году программа исполнена только на 60%, по мнению аудиторов, это «низкий уровень кассового исполнения». В частности, в ведомстве отмечают значительное увеличение расходов (более чем на 80% каждый год) на подпрограмму, касающуюся борьбы с онкозаболеваниями. При этом плановое снижение заболеваемости «имеет слабовыраженную динамику» (со 197 случаев на 100 тыс. населения в 2020 году до 189,5 в 2022 году).
По еще одному показателю — «ожидаемой продолжительности жизни при рождении» — план составлял 74 года, фактически же получилось 72,9 года. По мнению Счетной палаты, это «связано с влиянием социально-экономических факторов, таких как высокая дифференциация доходов, сохраняющаяся безработица, еще достаточно высок (несмотря на его снижение в последние годы) показатель уровня смертности среди населения в трудоспособном возрасте». В Счетной палате обращают внимание на то, что майским указом президента РФ была поставлена задача обеспечить повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет), а в паспортах нацпроектов «Демография» и «Здравоохранение» данная цель «не нашла отражения, что не в полной мере соответствует документам стратегического планирования».