В России будут запущены 25 «суперсервисов»: востребованных населением онлайн-сервисов по предоставлению федеральных, региональных и муниципальных услуг, а также сопутствующих негосударственных услуг. Перечень суперсервисов разработало Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи). «Это либо крайне массовые сервисы, которыми пользуются ежедневно миллионы человек, либо массовые сервисы, где есть какие-либо проблемы. А они есть в большинстве случаев»,— ранее заявил заместитель главы ведомства Максим Паршин.
Что это за услуги?
Перечень суперсервисов президиум правительственной Комиссии по цифровому развитию утвердил еще в феврале 2019 года. Он включает следующие комплексы онлайн-услуг:
оформление европротокола;
цифровое исполнительное производство;
помощь при инвалидности;
трудовые отношения;
социальная поддержка;
пенсия;
медицинские справки и документы;
регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства;
регистрационные и паспортные сервисы;
земля под строительство;
уведомление и обжалование штрафов;
правосудие;
подача заявлений в правоохранительные органы;
разрешения для бизнеса в цифровом виде;
господдержка бизнеса;
регистрация бизнеса;
цифровое строительство;
поступление в вуз;
безбумажные перевозки пассажиров и грузов;
цифровые документы об образовании;
рождение ребенка;
утрата близкого человека;
образование в РФ для иностранцев;
трудовая миграция;
переезд в другой регион.
Чем суперсервисы будут отличаться от нынешних госуслуг?
Суперсервисы будут представлять собой оптимизированные государственные и муниципальные услуги, которые граждане сейчас получают в МФЦ. Проект реализуется в рамках национальной программы «Цифровая экономика».
При создании суперсервиса каждую услугу будут оценивать по шестибалльной шкале (от «минус 1» до «супер»), которая отражает «цифровую зрелость». Будут учитываться самые разные критерии: могут ли граждане записаться на прием в электронном виде с предпроверкой документов или подать документы без личного обращения, возможен ли запрос сведений через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), действует ручное или автоматическое принятие решений, предусмотрен ли реестр принятых решений и др. Максимальную оценку получат услуги, которые предполагают получение электронного результата в момент обращения, а также принятие решения в проактивном режиме (без обращения гражданина), как сообщает «Коммерсант». Для разных сервисов предусмотрена разная степень «цифровой зрелости».
Предполагается, что после цифровой оптимизации госуслуг доля цифрового взаимодействия граждан и бизнеса с государством составит не менее 80%. Такой же процент будет у внутриведомственного и межведомственного документооборота. Согласно прогнозам, число отказов при предоставлении услуг должно быть снижено до 10%, а время оказания услуг — сокращено в два раза. Заполнение электронного заявления будет занимать не более десяти минут, а расходы на оплату труда сотрудников, оказывающих госуслуги, сократятся на 30%.
Когда запустят супесервисы?
Проект планируется реализовать до 2021 года. По требованию Минкомсвязи, кураторы каждого суперсервиса должны подготовить целевое видение и дорожные карты в июне 2019 года.
Не все госуслуги превратятся в суперсервисы, 33 станут моносервисами. В частности, это постановка на миграционный учет, выдача водительских удостоверений, кадастровый учет и предоставление сведений из ЕГРН, прием налоговых деклараций, выдача санитарно-эпидемиологических заключений и др. Они тоже будут модернизированы. Документы по ним должны быть представлены к 25 марта.
Мария ВОЛУЙСКАЯ, Аргументы и Факты. 22 марта 2019 года