Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 805 - 806
11 - 24 марта 2019

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Российская газета» и «Свободная Пресса» о национальных проектах
«Коммерсантъ» и «Российская газета» о стимулировании рождаемости
«Российская газета», «The New Republic», «Московский комсомолец» о репродуктивном поведении и здоровье
«Le Figaro» о родительстве
«Газета.Ру», «Lenta.ru», «Le Figaro» и «Радио Свобода» о гендерном неравенстве и феминизме
«L'Espresso» о гендерной неопределенности
«Московский Комсомолец» о работе в ЗАГСе
«Сноб» об увеличении продолжительности жизни
«Forbes», «Forbes», «Русская служба BBC» и «Neue Zurcher Zeitung» о старении и долголетии
«Forbes» о реабилитации
«RFI», «Der Spiegel», «The New York Times» и «Foreign Policy» о прививках от кори и других инфекционных заболеваний

«РБК» о ВИЧ
«The Village» о прививках от рака
«Газета.Ру», «РБК» о ЗОЖ
«The Guardian» о смертности от ДТП
«Коммерсантъ» о привлечении в Россию новых граждан
«Известия» и «News Front» и «Daily Storm» о миграционном кризисе
«Радио Азаттык» о семьях мигрантов
«Bloomberg» и «РИА Новости» о российской эмиграции
«Ведомости» и «Русская служба BBC» о новых данных в изучении миграции
«Московский комсомолец» о неравенстве
«Al Arab» о росте числа мусульман в России
«РИА Новости» о вымирании человечества
«Forbes» и «Deutschlandfunk» о голоде 1930-х годов в Казахстане и новых вызовах
«Svenska Dagbladet» о Финляндии как лучшей стране

… о новых данных в изучении миграции

Как мэрия Москвы следит за перемещениями горожан

Уже несколько лет мобильные операторы продают ей эти данные

Московские чиновники знают, где живут и работают, как добираются до работы, куда и когда ездят на дачу москвичи с точностью до 500 м и нескольких минут. За миллионы рублей они покупают геоаналитику у операторов связи – данные о перемещении горожан по движению их сим-карт. Ориентируясь на данные операторов, Москва меняет городские транспорт и инфраструктуру.
Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы закупает геоаналитику с 2015 г., судя по данным на сайте госзакупок, и потратил на нее 516 млн руб. из московского бюджета, в том числе 101,8 млн руб. в 2018 г. Посредником между ДИТом и операторами выступает Аналитический центр при правительстве, говорится в материалах закупки и подтверждает представитель центра. Этот центр объединяет, обрабатывает и хранит данные операторов, чтобы оперативно предоставлять отчеты властям города, сказано в техзадании на госзакупках. Работа строится на обезличенных статистических данных людей, уверяет представитель Аналитического центра; то же сказано и в техзадании. Какую долю бюджета закупки получает центр, его представитель не сказал.

Что узнают чиновники
В отчетах Москва и Московская область делятся на участки 500 на 500 м. О каждом известно, сколько человек там живет, сколько работает. Домом считается место, где человек регулярно ночует, работой – место, где человек проводит больше времени по будням с 10 до 17 часов. Если определить место проживания человека удалось, а место работы – нет, а человек перемещается по городу, считается, что у него разъездная работа. Если человек в будни въезжает в регион и выезжает из него, он считается трудовым мигрантом.
Оператор передает чиновникам и сколько в регионе дачников, т. е. тех, кто проводит за городом более 50 часов в выходные и праздники за месяц. Оператор умеет определять и туристов – они находятся в регионе недолго и не занимаются заработками.
Чиновников интересует и как горожане передвигаются по городу. Операторы описывают, сколько человек совершают поездки на метро, когда и как долго люди едут на работу и обратно. Для этого операторы выбирают станции метро как отдельные зоны, фиксируют, когда человек попал в такую зону, когда и в какой зоне вышел.

Геоаналитики меняют город
Если накладывать маршруты абонентов на карту города, видно, как растет нагрузка на автомобильные, железные дороги и метро, объясняет представитель Tele2. Власти могут принимать решения о транспортной инфраструктуре, транспортных потоках, планировать общественный транспорт, соглашается представитель МТС.
По перемещениям людей можно предположить вид его транспорта: у автобуса есть остановки в отличие от автомобиля, объясняет председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. Оператор указывает, какой транспорт предпочитают жители, чтобы чиновники настроили светофоры, сделали развязку и расширили магистрали, говорит представитель Tele2.
С 2015 г. ДИТ передает данные операторов Институту Генплана Москвы – для отдельных проектов, сообщил представитель института.
Институт Генплана использовал данные операторов при доработке Московского железнодорожного узла и Московских центральных диаметров в 2017–2018 гг.
А когда разрабатывали территориальную схему Троицкого и Новомосковского округов Москвы, по аналитике операторов удалось скорректировать (увеличить) данные о количестве жителей и работающих в новой Москве, вспоминает представитель института. В новой Москве, как показали данные операторов, регулярно находится почти вдвое больше людей, чем официально зарегистрировано, приводит пример представитель стройкомплекса Москвы, это учтено при прокладке метро, реконструкции и строительстве магистралей, при проектировании, реконструкции и развитии внутренней сети дорог.
Данные операторов о горожанах произвели революцию в транспортном планировании, позволили отказаться от дорогих и очень приблизительных моделей, которые использовались десятилетиями, радуется директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
Пока методики обработки этих данных не усовершенствуются, их стоит использовать только для сравнения, дополнения прочих сведений, считает представитель Института Генплана Москвы. Как у любой статистики, у этих данных есть плюсы и минусы, погрешности и предел применения, согласен представитель стройкомплекса.
За госпользователями геоаналитики нужен общественный контроль, уверен партнер KPMG в России и СНГ Николай Легкодимов: местные администрации могут использовать данные в политических целях, рекламных и агитационных. Работа с жителями спальных районов отличается от работы с населением из районов с дорогим жильем, у этих категорий разные запросы, приводит пример Легкодимов. Важно следить, в каком виде операторы отдают аналитику чиновникам и какие запросы чиновники добавляют операторам, чтобы частная жизнь горожан не нарушалась, убеждает он.
Судя по техническому заданию для ДИТ Москвы, госорганы действительно могут отправлять операторам дополнительные запросы по отчетам. Например, на прогнозы социально-экономического развития территории, заболеваний и происшествий, стратегий транспортного поведения населения в зависимости от его социально-демографических характеристик. Конкретные запросы на сайте госзакупок не приводятся.

Операторы признали геоаналитику
В 2018 г. вырос интерес госзаказчиков к геоаналитике, признает вице-президент «Вымпелкома» по развитию корпоративного бизнеса Арташес Сивков, оператор подтвердил сотрудничество с Аналитическим центром в проекте геоаналитики для московских властей. По подсчетам «Вымпелкома», совокупно операторы зарабатывают на продаже больших данных корпоративным клиентам, госорганам и госкомпаниям несколько миллиардов рублей в год. Небольшие городские администрации, во-первых, не всегда могут позволить себе покупать геоаналитику, во-вторых, еще не умеют правильно формулировать запрос, чтобы аналитика по их техзаданию работала, сожалеет Янков. Выручку от геоаналитики для госорганов в абсолютном значении операторы не сообщили.
Tele2 именно за геоаналитику получила 100% выручки от услуг обработки больших данных для госорганов в 2018 г., подтверждает представитель оператора, а для корпоративных клиентов это пока 20% заработка с обработки больших данных.
В МТС, сообщил представитель оператора, проекты на основе геоаналитики дают треть от внешней выручки центра обработки больших данных, существенную часть этого дохода приносят контракты с госструктурами.
Представитель «Мегафона» отказался от комментариев.

Данные для бизнеса
Заказчики геоаналитики есть и среди бизнеса, напоминает представитель Tele2. Им геоаналитика помогает оценить рентабельность торговой точки в конкретном месте, посчитать экономику магазинов, продолжает он, благодаря геоаналитике развивается также таргетирование смс-рассылок по заказу среднего и малого бизнеса – чтобы их получала потенциальная аудитория в зоне открытия точки.
Около 70% клиентов сервиса МТС для самостоятельного продвижения товаров и услуг запрашивают именно геоаналитику, констатирует представитель оператора.
На транспорте коммерческий потенциал геоаналитики заключается в планировании междугородных перевозок, предполагает Янков. Крупные перевозчики, сочетая эти данные со статистикой продаж билетов, могут оптимизировать и маршруты, и периодичность перевозок, объясняет он.
Представитель департамента информационных технологий Москвы и представитель мэра не ответили на запрос «Ведомостей».

Светлана ЯСТРЕБОВА, в подготовке статьи участвовали Бэла ЛЯУВ, Ольга АДАМЧУК. Ведомости. 4 марта 2019 года

Где спят, где работают. Какие данные о москвичах сотовые операторы передают властям

В Москве живут и работают 25 млн человек, две трети из них не ездят в центр на работу. Об этом говорят данные сотовых операторов, на которые департамент информационных технологий столицы с 2015 года потратил полмиллиарда рублей.

Департамент информационных технологий Москвы потратил 500 млн рублей на покупку данных мобильных операторов с 2015 года, сообщила в понедельник газета "Ведомости". Из них 101,8 млн рублей было потрачено в 2018 году.
С помощью этих данных мэрия хочет узнать, как передвигаются жители города. Их местоположение должно определяться с точностью до 500 метров. Что власти таким образом узнают о городе и его жителях?

Какие данные покупает мэрия?
В отчетах, которые по контракту получает московское правительство (Русская служба Би-би-си изучила их), должно быть указано число жителей районов Москвы и Московской области.
Из отчетов мэрия узнает, сколько людей живет на этой территории, сколько работает, кто из них ездит на работу в другой район, а кто по работе разъезжает по всему городу.
Если человек провел в каком-либо месте больше всего времени ночью - с 23 часов вечера до 6 утра, это место считается его домом.
Работа - это то место, куда человек приезжает из дома и где находится преимущественно с 10 до 17 часов.
С помощью геоинформационных сервисов правительство узнает также, где расположены дачи москвичей. Дача, согласно данным контракта - это то место, где человек проводит больше времени в летнее время (с мая по сентябрь), а также часто приезжает на выходные (кроме декабря и января).
Отдельно учитываются те, кто приезжает на работу в Москву ежедневно, и те, кто живет в городе рабочую неделю, уезжая за пределы города на выходные. Это считается трудовой маятниковой миграцией.
Кроме постоянных жителей и работников мэрия Москвы интересуется передвижением иностранцев, то есть обладателей сим-карт иностранных операторов связи, а также туристов. Туристами считаются те, кто приезжает в город на срок от 24 часов до шести месяцев.
Смотрит мэрия и на загрузку метрополитена, учитывая станции входа и выхода пассажиров.

О чем говорят эти данные?
Мэрия Москвы не публиковала отчетов о своих находках, хотя они могли бы быть полезны и бизнесу, и жителям.
Но на Урбанистическом форуме 2016 года мэр Сергей Собянин посетовал на то, что официальная статистика не всегда полно отражает реальное положение вещей.
По данным Росстата, в Москве проживает 12 млн человек, но "на самом деле все гораздо сложнее".
По данным сотовых операторов, многие жители прилегающих к Москве территорий постоянно находятся в столице, и в результате население города достигает 25 млн человек, уточнял мэр.
"Если взять всю московскую агломерацию, мы в эту воронку втягиваем еще 15 млн человек", - цитировало Собянина РИА Новости.
Таким образом, в жизни московской агломерации участвует до 40 млн человек.
В исследовании "Археологии периферии", выполненном для Урбанистического форума в 2013 году, использовались данные мобильного оператора "Мегафон". Это был первый пример использования данных сотовых операторов для городских исследований в Москве, говорилось в отчете.
Исследователи развенчали миф о том, Москва - "супермобильный город", и большая часть населения постоянно находится в движении в течение рабочего дня. Как выяснилось, больше двух третей горожан в течение рабочего не покидают свои дома либо находятся недалеко от дома. Выходит, что за столичные пробки ответственна треть москвичей.
Оказалось, что в центр на работу съезжается не так много жителей, как принято считать. По данным исследователей, в центре (внутри третьего транспортного кольца) заканчивается 15% поездок, которые совершаются в утренней Москве. Нагрузка окажется чуть выше, если учесть тех, кто приезжает в центр для пересадки.
Еще 20% тех, кто совершает поездки в Москве, проезжают через центр, но не остаются там, а едут дальше. Например, так передвигаются жители, которые делают пересадку на кольцевой линии, чтобы . Из них около 13% - жители Москвы, остальные - жители области.
Такие "перепробеги", то есть лишние передвижения, свидетельствуют о плохой развитости транспортной системы. На "перепробеги" приходилось на момент исследования четверть всех передвижений в Москве. Это объясняет большую нагрузку на радиальные ветки метро. Но не исключено, что с открытием московского центрального кольца эти данные поменялись.
18,3% утренних поездок Москвы начинаются в Московской области. Из них лишь 12% приезжают в Москву, а примерно 6% проезжают через Москву, следуя в другой город Московской области.
43% всех поездок Москвы проходят между ТТК и МКАД и не выходят за их пределы.

Как используются данные сотовых операторов?
Данные сотовых операторов о передвижениях москвичей использовал Институт генплана Москвы, сообщил Би-би-си его представитель.
К примеру, данные использовались при разработке территориальной схемы развития Троицкого и Новомосковского округов в 2014-2015 годах, для разработки схем организации движения некоторых районов и городских округов Московской области в 2015-2016 годах.
В 2017-2018 годах эти данные использовались при формировании Московского железнодорожного узла и Московских центральных диаметров ("наземное метро"), сообщили в Институте генплана Москвы.
Данные операторов институт использовал не только для Москвы, но и для проектов генпланов Казани, Воронежа.
Вскоре мэрия станет учитывать и передвижения москвичей в парки и музеи, торговые центры. "В этом году также планируется использование данных геоаналитики, например, в рамках создания модели передвижения населения с культурно-бытовыми целями", - пояснили в институте.
В департаменте транспорта Москвы Би-би-си сообщили, что данные сотовых операторов используются при развитии транспортной системы и так называемой "интеллектуальной транспортной системы". Она используется для автоматического регулирования дорожного движения. К ней подключены светофоры.
В департаменте подчеркнули, что используют деперсонализированные данные.
В департаменте информационных технологий Москвы не ответили на запрос Би-би-си.

Анастасия НАПАЛКОВА. Русская служба BBC. 6 марта 2019 года

 

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.