Bloomberg (США): экономический рост России выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой
После назначения нового главы Росстата показатели стали гораздо оптимистичнее. Но это не делает их более точными, считает автор. Он подвергает сомнению все данные этого ведомства по итогам 2018 года и в явном приступе пессимизма стремится доказать, что дела в экономике России по-прежнему идут плохо. Ну а виноват в этом, разумеется, президент Владимир Путин.
Российское государственное статистическое ведомство демонстрирует лихорадочный оптимизм с тех пор, как в декабре пост его главы занял Павел Малков. В понедельник, 4 февраля, Росстат сообщил, что в 2018 году были зафиксированы максимальные темпы роста российской экономики с 2012 года. Поскольку эти цифры появились в результате процесса пересчета данных, в ходе которого рецессия 2016 года вообще исчезла, многие эксперты, включая некоторых экономистов в правительстве, относятся к ним с недоверием.
В ходе пресс-конференции 20 декабря президента России Владимира Путина спросили, почему российская экономическая статистика выглядит намного более оптимистичной по сравнению с ощущениями простых россиян, и можно ли вообще доверять официальным данным. Путин признал, что статистика «несовершенна», и что над ней необходимо работать. Спустя четыре дня после той пресс-конференции тогдашнего главу Росстата Александра Суринова попросили покинуть пост, а на его место был назначен Малков, прежде работавший в Министерстве экономики. Министр финансов России Антон Силуанов заявил в интервью журналистам 24 декабря, что качество подсчетов Росстата остается «ужасным» по некоторым пунктам, включая реальные доходы населения (которые снижались в течение четырех из шести предыдущих месяцев) и показатели инфляции (которая превышала правительственные прогнозы на протяжении большей части года).
Еще до окончания первой недели работы Малкова на новой должности Росстат пересчитал показатели ВВП за 2016 и 2017 год. Росстат исправил снижение ВВП на 0,2% в 2016 году на рост в 0,3%, фактически заявив, что рецессия вследствие резкого падения цен на нефть в 2014 году и введения санкций Запада против России продлилась всего год. Росстат также исправил показатели роста экономики за 2017 год с 1,5% на 1,6%.
В понедельник, 4 февраля, Росстат опубликовал данные по экономическому росту в 2018 году: рост составил 2,3%. Этот показатель превысил все 36 прогнозов, которые отслеживал «Блумберг»: самым высоким был показатель в 2,1%, и он выглядел исключением из правила, поскольку большинство экспертов сошлись на цифре в 1,7%.
Вероятная причина — переоценка Росстатом роста строительной деятельности. Первоначально агентство оценило ее рост в 0,5% с января по ноябрь 2018 года, однако в январе 2019 года оно пересмотрело этот показатель, повысив его до 5,3% за полный год. Этот скачок позволил устранить прежнее несоответствие в статистических данных: ранее Росстат сообщал о существенном увеличении объемов инвестиций в третьем квартале года, которое никак не увязывалось с застоем в строительной отрасли.
Существует вполне безобидное объяснение роста показателей в строительной отрасли: в 2018 году было завершено строительство завода по производству сжиженного природного газа компании «Новатэк» на Ямале, общая стоимость которого оценивается в 27 миллиардов долларов, и Росстат, вероятнее всего, зарегистрировал большую часть этого проекта в 2018 году, хотя фактически его строительство велось раньше. Однако цифры Росстата все равно не вызывают доверия.
Алексей Кудрин, который возглавляет Счетную палату и который был министром финансов до назначения на эту должность Силуанова, написал 2 января в твиттере, что в 2018 году ВВП вырос на 1,5%. Уже после публикации Росстатом его оптимистичных оценок показателя роста — 2,3% — другой известный экономист, Андрей Клепач из государственного банка развития ВЭБ, заявил, что в 2018 году экономика России выросла на 1,5%. «Всему остальному я пока не склонен доверять», — добавил он в интервью информагентству ТАСС.
Неважно, насколько обоснован пессимизм Кудрина и Клепача, у Росстата есть очевидная причина манипулировать цифрами. Рейтинг Путина снижается, рейтинг премьер-министра России Дмитрия Медведева снижается еще быстрее. Впервые с 2013 года большинство россиян сегодня убеждено, что Россия идет по неверному пути. Теперь, когда Путин ищет способы повысить свою популярность и уменьшить вероятность массовых протестов, увольнение Медведева, перестановки в непопулярном кабинете и, возможно, даже начало антикоррупционных расследований в отношении некоторых высокопоставленных чиновников кажутся довольно привлекательными вариантами.
Путин любит статистику и гордится своей способностью держать в уме множество экономических показателей. Способность снабжать его приятными цифрами вполне может спасти правительство.
Пересчет показателей роста за 2018 год — в высшей степени смелый шаг. Несмотря на то, что семена уже были посеяны при Суринове, Малкову — молодому карьеристу, который занял его место, — будет трудно публиковать разочаровывающие данные после такого приступа оптимизма. Он пообещал модернизировать Росстат и ввести его в цифровую эпоху. Однако правило «какие вводные, такой и результат», это — один из ключевых принципов нашей эпохи. В современной России умение манипулировать данными может стать более полезным средством самосохранения, нежели способность честно фиксировать то, что происходит в экономике.
В любом случае экономистам, наблюдающим за Россией, теперь следует особенно осторожно относиться к данным, которые им предлагает Росстат.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Леонид БЕРШИДСКИЙ (Leonid BERSHIDSKY). Bloomberg, США. 5 февраля 2019 года
ИноСМИ.RU. 5 февраля 2019 года
Le Figaro (Франция): Росстат завышает данные по российской экономике, как в советское время
Росстат сообщил о рекордном за последние шесть лет росте ВВП, что вызвало полемику в Москве: 2,3% роста - слишком хорошо, чтобы быть правдой. Обозреватель «Фигаро» Пьер Авриль, который опросил нескольких российских экспертов, комментирует данную информацию. Он пришел к выводу, что Росстат выдает статистику, которую от него ждут, а не ту, которая соответствует действительности.
«Как расколдовать статистику». Статья под таким заголовком вышла в деловой газете «Ведомости» во вторник, на следующий день после публикации Росстатом данных по росту экономики страны. По информации организации, национальный ВВП вырос в 2018 году на рекордные 2,3%, что застало врасплох всех экономистов. Даже самые оптимистичные из них прогнозировали 1,8%. С тех пор эксперты говорят о «фейках» и «сказках», анализируя эти цифры, которые призваны поднять моральный дух населения.
Наиболее снисходительно настроенные аналитики отмечают «технические манипуляции», связанные с неожиданным включением в расчеты Росстата инвестиций в строительство гигантского завода по производству СПГ на Ямале.
Речь идет о проекте стоимостью в 27 миллиардов долларов, в котором принимает участие французская «Тоталь». Четырьмя днями ранее Министерство экономического развития, которое отныне курирует Росстат, подчеркнуло в пресс-релизе необходимость слияния в статистике инвестиционного и строительного проекта на Ямале. В результате получился значительный прирост показателей строительного сектора (+4,7%). Рост финансовой отрасли (+6,3%) в свою очередь связан с повышением процентных ставок и неорганизованным умножением числа банковских кредитов. Этот показатель тоже подчеркивался, несмотря на возникающий риск финансового пузыря.
«Мы все были удивлены этими цифрами, — говорит главный экономист "Альфа-банка" Наталья Орлова. — Мы знали, что строительство Крымского моста и стадионов для Чемпионата мира окажет положительное воздействие, но не думали о Ямале». «Росстат был вынужден работать в спешке и включил весь проект в графу "строительство", однако в будущем они, возможно, поместят это в графу "транспорт". В конце концов, речь идет о технических вопросах», — добавляет она.
Во всяком случае, два бывших высокопоставленных чиновника критически отзываются о маневрах министра экономического развития Максима Орешкина. Первый, Кирилл Тремасов, бывший директор департамента экономического прогнозирования в его министерстве, назвал полнейшей глупостью объяснения насчет строительного бума. Второй, бывший замминистра Андрей Клепач, отказал в доверии данным Росстата. «Подождем соответствующую статистику, а затем будем говорить», — сказал нынешний главный экономист ВЭБ, по чьим подсчетам рост экономики страны не превысил 1,5%.
Нынешние цифры были опубликованы всего через полтора месяца после назначения главой Росстата Павла Малкова, который в прошлом отвечал в министерстве за «государственное регулирование».
Возвращение приписок
Его предшественника Александра Суринова обвиняли в том, что он выдает слишком мрачную статистику. «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика», — пошутил он на пресс-конференции несколько лет назад.
«В советское время это называли приписками, и сегодня Росстат идет по тому же пути, — говорит Андрей Мовчан, директор программы "Экономическая политика" Московского Центра Карнеги. — Система становится все более бюрократической, и ведомство выдает статистику, которую от него ждут, а не ту, которая соответствует действительности». По его словам, с особой осторожностью сейчас следует относиться к данным по инфляции и покупательной способности. Кроме того, тенденция может только обостриться после того, как Владимир Путин поставил перед Россией задачу стать пятой экономикой мира со структурным ростом более 4%. Все это вынуждает российских статистиков проявлять чудеса находчивости.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Пьер АВРИЛЬ (Pierre AVRIL). Le Figaro, Франция. 5 февраля 2019 года
ИноСМИ.RU. 6 февраля 2019 года