Топор гендерного равенства занесен над патриархальной культурой
Журналист Кирилл Мартынов комментирует последние скандалы, связанные с некорректным, по мнению феминисток, использованию женского образа в рекламе, обсуждение домогательств на работе и домашнего насилия. Это свидетельствует о серьёзной перемене настроений в обществе.
"За последнее время меня дважды с некоторым трагизмом спрашивали, наступит ли когда-нибудь в России гендерное равенство, - пишет Кирилл Мартынов в своём Facebook. - Один раз это был школьник, поступающий в Вышку этим летом. Другой - сорокалетняя бизнес-вуман, работающая в глобальной корпорации с офисом в Москва-сити.
Предполагалось, что вопрос скорее риторический и до равенства нам как до Луны.
Я оба раза отвечал, что прямо сейчас в России идет слом патриархальной культуры, и, похоже, этот процесс стал необратимым.
Никто прежде не сомневался в праве главредов класть руку на какие-то части тела участниц редакционных корпоративов. И тем более ни разу это не становилось причиной увольнения.
Семейные психологи рассказывают, что раньше молодые женщины приходили к ним с вопросами вроде "как спасти брак, если он меня бьет", а теперь спрашивают совета, как с наименьшими потерями выйти из таких отношений.
Феминизм был экзотической темой, выступать по которой приглашали незаменимую Марию Арбатову, а теперь это обычная и острая часть общественной дискуссии.
Феминитивы казались орфографическими ошибками, а теперь часть граждан требует их повсеместного употребления, а другие корчатся по этому поводу от ужаса.
Да, это в основном история про большие города и про пользователей Интернета, но уже не только про жительниц столиц.
Я с улыбкой представляю себе, что происходит, когда тридцатилетний и наивно-патриархальный мужчина встречается с современной молодой девушкой и пытается применить к ней свои представления о "нормальном гендерном контракте" в стиле "я мужчина и решаю тут все". Об этом можно снимать ситкомы и драмы.
О переломе свидетельствует и то, что в дело вступили корпорации, которые вообще держат нос по ветру, когда хотят прибыли. У Nike была симпатичная профеминистская рекламная кампания несколько лет назад, теперь Reebok попыталась сделать что-то еще более выдающееся.
Меня не особенно тронул рекламный слоган от Залины Маршенкуловой, но зато реакция общественности восхитительная. В мире, где пылесосы продаются со слоганами "Сосу за копейки", а каршеринги рекламируются фразой "3 рубля и я твоя", предложение сесть мужчине на лицо вызывает скандал.
Тут прямо столкновение цивилизаций, топор гендерного равенства вынут из-за пояса, и с ним феминистки выходят на бой с насквозь блатной российской культурой (ее также называют "традиционной"), в рамках которой подобная роль мужчины в рамках полового акта считается смертельным оскорблением.
Выбирайте, вам больше нравятся феминистки или эта бесконечная игра в тюремные касты".