Губернаторы в замешательстве. Они не знают, как выполнять программу Путина
Новые майские указы президента Путина принесли регионам новые проблемы. Губернаторы в растерянности: Москва дает больше денег, но требует выполнения слишком амбициозных задач. Кроме того, не все можно решить деньгами, считают они.
Майские указы 2012 года, которые определяли цели и задачи развития российской экономики до 2018 года, привели к неприятным последствиям: многим регионам для их выполнения пришлось увеличить расходы. В результате регионам пришлось влезть в долги, что привело к серьезным финансовым проблемам. И федеральным властям в итоге пришлось разрабатывать специальные меры поддержки и рефинансирования долгов.
В этот раз главы регионов, опрошенные Русской службой Би-би-си на Гайдаровском форуме, по поводу финансов спокойны. Москва пообещала оплатить расходы на 90-95% для регионов-доноров и на 95-99% для регионов, которые получают дотации из федерального бюджета. Об этом заявил еще в сентябре первый замминистра финансов Леонид Горнин.
Но теперь появилась другая проблема: в обмен на финансирование центр требует от регионов выполнения задач, которые большинство губернаторов называют амбициозными. Как их выполнять - непонятно, поделились опасениями с Би-би-си несколько глав регионов.
Чего боятся губернаторы?
Где-то центр помогает регионам разработать свою стратегию, а где-то - просто навязывает свою позицию, говорит Би-би-си губернатор Пермского края Максим Решетников.
"Программ такого масштаба с таким финансированием, такой сложности и такого охвата у нас по большому счету еще не было. Когда запускается такой механизм, то возникает много вопросов", - объясняет Решетников.
В пример он приводит здравоохранение: чтобы выполнить цели по снижению заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, "нам нужно довести по сути инициативу с указа президента до понимания, как устроено взаимодействие конкретного участкового врача и кардиолога".
По его словам, у центра есть модель реализации стратегии для регионов. Но регионы хотят адаптировать ее под себя, так как у каждого региона разные стартовые условия и возможности, объясняет Решетников. Фактически от региона требуется написать свою стратегию развития. Но далеко не везде есть для этого специалисты, считает он.
Для регионов важно понимать, какие цели от них требуют количественно и качественно, говорит глава Орловской области Андрей Клычков. "Самый большой риск, который мы сейчас видим - это не до конца проработанный вопрос по методологии и определению понятий", - считает он.
"Орловская область получит 3 млрд рублей на 2019 год. Мы должны не просто так направить деньги в оборудование или создание чего-то, мы должны цель выполнить", - сетует губернатор.
У Орловской области, по словам Клычкова, уже была принята стратегия развития до 2035 года. Ее адаптировали в соответствии с национальными проектами, но ее основой остается развитие человеческого капитала. При этом, жалуется губернатор, в регионе низкая заработная плата, и люди массово уезжают в Москву.
Москва ужесточила контроль за выполнением задач, стоящих перед регионами, и расходом средств. "Все завели сейчас, систематизировали, упорядочили, ввели более жесткий контроль, выстроили систему финансирования", - перечисляет глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров.
Но отношения с центром стабильные, оговаривается он. По его мнению, в плане целей и задач, стоящих перед регионом, мало что поменялось. "Они называются национальные проекты, а на самом деле это то же самое, что мы выполняли", - поясняет он.
Глава Бурятии Алексей Цыденов говорит, что есть ряд показателей, которых нельзя достичь просто деньгами из бюджета. Например, повышение продолжительности жизни. "Продолжительность жизни - это образ жизни. Снижение алкоголизации - это не бюджет", - объясняет губернатор.
Он также рассказывает о совместной работе между регионами и центром над "амбициозными целями". "Если на каком-то участке расслабиться, то будет риск", - говорит он. Но, по его словам, центр и регионы друг другу ничего не навязывают, а пытаются прислушаться друг к другу.
Власти предлагают помощь регионам
"Мы выстраиваем вертикальную систему управления теми задачами, изменениями, которые поставил президент", - так описал первый вице-премьер Антон Силуанов взаимодействие регионов и центра. По его словам, каждый должен знать, за что отвечает - это принципиальное отличие нового управленческого подхода.
При этом Силуанов оговорился, что 60% задач, поставленных в указе, относится к компетенции регионов.
В интервью "Коммерсанту" 15 января он уточнял, что федеральные власти не будут, как раньше, за невыполнение целей уменьшать объем финансовой помощи регионам. "Теперь за исполнение общенациональных задач будут отвечать губернаторы персонально, как, впрочем, и все члены правительства", - заявил Силуанов в интервью газете.
На Гайдаровском форуме вице-премьер Татьяна Голикова успокаивала губернаторов и рассказывала, какие льготы предлагает федеральный центр для выполнения новых нацпроектов.
К примеру, объявила о мерах по поддержке демографии на Дальнем Востоке. В частности, пообещала льготную ипотеку под 5% для семей, где в этом году родится второй или последующий ребенок.
Голикова также заявила, что правительство будет уделять внимание повышению производительности труда для людей старшего возраста и изменению рынка труда - например развитию дистанционных рабочих мест и занятости на дому.
О дискуссии между центром и регионами в вопросе снижения бедности сказал министр труда Максим Топилин.
По его словам, чтобы полностью ликвидировать бедность в России, нужно 800 млрд рублей - если каждый рубль из этой суммы попадет в семью, у которой есть дефицит ресурсов.
Однако для того, чтобы добиться на практике снижения бедности в два раза, как зафиксировано в майском указе, нужно, чтобы эту задачу приняли регионы, говорит он.
Владимир Путин подписал новый "майский" указ в день своей инаугурации 7 мая 2018 года. Это набор целей для социального, экономического и научно-технического развития России на следующие шесть лет. План разбит на 13 национальных проектов, а те, в свою очередь, на более чем 70 федеральных проектов.
Лишь на проекты в сфере образования, здравоохранения и науки в ближайшие шесть лет потратят 6,5 трлн рублей, говорил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Для каждого проекта разрабатывается свой паспорт. Представители регионов принимают участие в обсуждении национальных проектов и их адаптации под свой регион в рамках рабочих групп при государственном совете.
Ольга ШАМИНА. Русская служба BBC. 15 января 2018 года
Рецепты для соцполитики
Эксперты Гайдаровского форума оценили возможности властей в работе с населением
Эксперты Гайдаровского форума раскритиковали нынешние направления социальной политики, нацеленные на выполнение майского указа президента — и представили альтернативные версии подходов к решению проблем демографии и здравоохранения. Так, главным фокусом внимания правительства, по их мнению, должно стать снижение смертности, а не повышение рождаемости. Для этого необходимо оптимизировать работу здравоохранения — эксперты предлагают испытать в регионах разные способы управления системой ОМС и выбрать лучший.
Приоритетом социальной политики в сфере демографии должно стать снижение смертности — для этого необходимо вводить лекарственное страхование и совершенствовать модель управления здравоохранением за счет конкуренции разных подходов в разных субъектах РФ в рамках пилотных проектов — с тем чтобы затем распространить самый эффективный подход на всю страну. Такие выводы содержатся в докладах ведущих экспертов социальной политики, которые были подготовлены к Гайдаровскому форуму. Напомним, госполитику в этой сфере определяет майский указ Владимира Путина, показатели из которого стали основой новых нацпроектов «Демография» и «Здравоохранение» (подробнее см. “Ъ” от 23 июля 2018 года).
Как стартовую точку обсуждения входных условий реализации соцполитики можно рассматривать новые оценки демографической ситуации, представленные в работе «Российский демографический лист» — совместном исследовании РАНХиГС, Росстата и Международного института прикладного системного анализа (IIASA). К 2050 году численность населения РФ, по их прогнозу, сократится более чем на 9 млн человек, до 137,3 млн с учетом миграции, и на 15 млн человек, до 131,2 млн, без нее (сейчас 146,8 млн человек). Медианный возраст населения к этому моменту вырастет до 43,9 года (сейчас 39,2), а доля пожилых — до 28,9% (сейчас — 25,4%, без повышения пенсионного возраста к 2050 году она составила бы 35,8%). Демографическая нагрузка пожилыми (по отношению к россиянам 20–60 лет) составит 57,6 на 100 человек (сейчас — 48,6, без повышения пенсионного возраста к 2050 году она выросла бы до 82,7). Исследование предлагает и новый показатель старения населения — «порог старости». Определяет его не только возраст, но и ряд других характеристик — например, уровень физической активности. Их спад происходит в среднем за 15 лет до смерти — таким образом, для российских мужчин «порог» составляет 62,6 года, для женщин — 69 лет.
Как отмечает в своем докладе «Проактивная демографическая политика: 10 лет спустя» эксперт РАНХиГС Татьяна Малева, риски естественной убыли населения, описанные в пакете демографических оценок, должны вынудить правительство сосредоточить свои усилия не на стимулировании рождаемости, а на снижении смертности. «Активная пронаталистская (поддерживающая рождаемость.— “Ъ”) политика», начатая государством в 2008 году, теперь невозможна как из-за сокращения бюджетов, так и из-за снижения абсолютного числа потенциальных матерей. Поэтому наиболее реалистичной целью для нее было бы поддержать коэффициент рождаемости на нынешнем уровне (1,62), констатирует госпожа Малева. Напомним, послание президента требует увеличить его к 2024 году до 1,7.
Модернизация системы здравоохранения — одной из главных составляющих снижения смертности в РФ — по мнению экспертов РАНХиГС, должна строиться на введении элементов, доказавших свою эффективность в других странах. В первую очередь это новые способы борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями и субсидирование лекарств в амбулаторном сегменте для всех граждан страны, констатирует доклад «Основные направления развития системы здравоохранения России: тренды, развилки, сценарии». Для более же глобальных реформ в этой сфере, которые могли бы стать основой для запуска пациентоориентированной модели здравоохранения, необходим пересмотр эффективности организации работы ОМС. Помочь в этом могут пилотные проекты, которые позволили бы оценить тот или иной тип управления — в частности, на основе бюджетной модели, на основе классической страховой модели ОМС, а также на основе централизации нынешней модели ОМС на уровне Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Де-факто властям предлагается запустить конкурирующие модели организации здравоохранения в нескольких регионах РФ, с тем чтобы затем поднять лучшую на федеральный уровень. Такой эксперимент, вероятно, может способствовать росту эффективности госуправления в медицине — но вызовет вопросы о равной доступности медуслуг гражданам, проживающим в местах реализации неэффективных пилотных проектов.
Анастасия МАНУЙЛОВА Коммерсантъ. 15 января 2018 года