Общество неравных. Социальная структура России в восприятии населения
Россияне становятся менее терпимы к разным типам социального неравенства, а ответственным за их существование считают государство. О реальном и идеальном обществе с точки зрения граждан — в исследовании Светланы Мареевой.
Болезненный рейтинг
Наличие острых неравенств отмечается в России абсолютным большинством. Не видят их лишь 2% населения и только 9% не страдают от них сами.
В 2018 году рейтинг неравенств возглавили (здесь и далее использованы результаты мониторингов Института социологии ФНИСЦ РАН): 84% неравенство доходов; 70% в доступе к медицинской помощи; 64% жилищных условий; 52% в доступе к хорошим рабочим местам; 48% в доступе к образованию; 33% в возможностях для детей из разных слоев общества.
Источник: мониторинг Института социологии ФНИСЦ РАН
(весна 2018 г., общероссийская репрезентативная выборка 4 тыс. чел., 18+).
С 2015 года рейтинг не изменился. Однако острота восприятия некоторых неравенств увеличилась. Проблемными теперь чаще называют неодинаковый доступ к медицине и образованию, выросла доля страдающих от «диспаритета» в жилищных условиях, в два раза больше стало тех, кто столкнулся с неравенством в сфере отдыха и досуга.
Игра не по правилам
Желание сгладить углы ведет к тому, что идеальным 54% граждан видит общество высокой социальной однородности. Подобные настроения растут: в 2012 году такой идеал принимали 40%. Правда, стремясь к нему, большинство имеет в виду равенство не доходов и условий жизни, а — возможностей.
Население страны не исключает неравенств в принципе, но они должны быть легитимны, то есть справедливы. Сегодня допустимым и даже желательным в России признают:
более высокую оплату труда тех, кто работает быстрее и эффективнее (с этим согласны 65% граждан);
неравенство доходов, если они получены при одинаковых условиях заработка (51%);
зависимость зарплаты от уровня образования (45%).
Однако несложно заметить, что эти проценты далеки от абсолюта. Более того, со временем (в исследовании проанализирована динамика с 2013 по 2018 годы) толерантность снижается.
«Возможно, — комментирует Светлана Мареева, — сказывается недоверие к тому, что такие “правила игры” действительно могут быть установлены и соблюдаться для всех, поскольку пока принципы справедливости на практике не выполняются». По данным опроса 2018 года:
лишь 16% согласны, что в России достойно вознаграждаются интеллектуальные способности и квалификация;
87% согласны полностью или частично, что получают на своей работе значительно меньше, чем заслуживают;
почти 50% считают нынешнюю систему распределения частной собственности в РФ несправедливой и ещё 42% признают это отчасти.
Что позволено богатым Неэффективность или отсутствие «правил игры» влияет на то, что в России думают о возможностях людей с высокими доходами.
Около половины населения (46%) терпимо к покупке ими лучшего жилья, 37% считает нормальным, что богатые дают лучшее образование своим детям. Однако на пенсионном и медицинском вопросах терпимость снижается. Право зарабатывающих больше получать б о льшую пенсию справедливо в глазах 31%. Право получать доступ к более качественной медицине — 22% при 40% считающих это несправделивым.
Такую разницу автор исследования объясняет неодинаковым отношением к самим сферам: пенсии и медицина — жизненно важные, а платное образование (при наличии бесплатного) — воспринимается не столько как шанс для успешного старта, сколько одно из направлений потребления, как и жильё.
В надежде на виноватого
Причины богатства, впрочем как и бедности, большинство видит не в индивидуальных характеристиках и усилиях самого человека, а во внешних факторах. Материальное благополучие — результат везения и наличия нужных связей, а в низких доходах и нищете виновато в основном государство (маленькие зарплаты, пенсии, пособия и проч.).
При этом, обвиняя государство, на него же надеются: 75%
считают, что именно федеральные власти должны нести ответственность за справедливое распределение материальных благ; 84%
(41% согласных и 43% согласных отчасти)
уверены, что государство должно бороться прежде всего с неравенством, а не с бедностью; 95%
(66% согласных и 29% согласных отчасти)
за то, чтобы государство обеспечивало каждому гарантированный доход.
Результаты Европейского социального исследования (2016 г., 23 страны, включая РФ) показали, что подобные запросы к правительству не исключительно российские. Население Европы сходится в том, что власти должны принимать меры для уменьшения разницы в доходах.
Другое дело — реальные успехи. Здесь оценки существенно отличаются, а россияне «задают полюс наиболее негативных»: 43% не согласны с тем, что социальная поддержка в стране позволяет сокращать неравенства. В этом отношении к России близки Венгрия (42%), Литва (39%), Чехия (38%) и Эстония (37%). * Доли работающего населения.: Светлана Мареева, заведующая Центром стратификационных исследований НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН