От реформы здравоохранения блогеры не оставили камня на камне
В ходе реформы здравоохранения, начавшейся семь лет назад, число больниц в России уже уменьшилось вдвое, число коек – на треть, при этом число посещений врачей и заболеваемость растут. Но нет предела совершенству. Реформу дальше предлагается расширить и углубить.
"Помните ли вы о медицинской реформе в РФ? - пишет в своём Живом Журнале uborshizzza. - Она началась в 2011-2012 годах с принятия закона об ОМС.
Напомним, что в соответствии со Статьей 41 Конституции Российской Федерации (РФ) каждый гражданин имеет право на получение у государственных и муниципальных учреждений бесплатной медицинской помощи и охрану здоровья: "Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений".
Сравните, кстати, со Статьей 42. Конституции СССР 1977 года: "Граждане СССР имеют право на охрану здоровья. Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан".
Было там что-то о страховках? Нет. Все шло из бюджета. Посмотрите, вроде бы, в обеих Конституциях написано одно и тоже. Но в Конституции СССР сказано, что право на охрану здоровья обеспечивается бесплатной государственной медицинской помощью. А в Конституции РФ сказано только о том, что вы имеете право на медицинскую помощь, но ведь не сказано, что именно на бесплатную медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных учреждениях оказывается бесплатно, но не сказано, что это за помощь, сколько будет государственных медицинских предприятий. Даже если иметь один государственный бесплатный кабинет на всю страну, где вам намажут лоб зеленкой, то и тогда не нарушат Конституцию. И вас не лишат нарочно медицинской помощи. Нет такого закона, чтобы вас ее лишить - и здесь Конституция не соврала. Вот так надо Конституцию писать.
А зачем было введено ОМС? Объяснялось это тем, что нужно выделять деньги не медицинским учреждениям, а деньги должны идти по факту лечения пациента: пролечил – получи. Спрашивается, а разве медицинское учреждение может так жить и развиваться? Сегодня пациент придет – деньги будут, завтра не придет – денег не будет. А если вдруг всех вылечили, то без средств остаться? А как улучшить, например, оборудование, помещение, если деньги дают в основном под лечение пациентов? Так второразрядному учреждению никогда не выбиться в люди – где же здесь конкуренция? Но ввели и заодно решили такую проблемку, как лечение всяких бездомных и приезжих: нет у вас полиса ОМС – идите лесом.
Одновременно приняли и закон об "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В этом законе впервые было прописано существование платных услуг, причем сделано это было, естественно, под соусом заботы о гражданах: "Теперь мы обозначили точно, за что с вас не могут брать деньги". Типа, раньше брали за все, а теперь мы, такие добрые, вводим бесплатные услуги. "Да ведь раньше в государственных медицинских учреждениях ни за что нельзя было брать деньги – что же вы врете-то?", - говорили мы им, а они нам – про конкуренцию медицинских учреждений, про доступность услуг. Оказывается, когда не нужно было платить за услуги, они были недоступными, а государственные учреждения не могли конкурировать с частными, а теперь смогут.
Дальше - больше. Начали оптимизацию учреждений под лозунгами избавления от неэффективных учреждений и улучшения лечения в эффективных. За годы реформы число больниц уменьшилось в 2 раза, число коек – на треть, число поликлиник – на 10%. Как следует из данных центра и информации Росстата, с конца 2000 года по конец 2016-го количество больниц сократилось с 10 тысяч 700 до 5 тысяч 400, число больничных коек — с 1 миллиона 671 тысяч до 1 миллиона 197 тысяч, количество поликлиник — с 21 тысячи 300 до 19 тысяч 100. По данным Росстата, количество станций скорой помощи в 2000-2016 годах сократилось с 3 тысяч 172 до 2 тысяч 458. При этом число посещений поликлиник за 16 лет возросло с 3,5 миллиона до 3,9 миллиона в год, а в расчете на 10 тысяч человек — с 243 до 266. Выросла и заболеваемость — со 106 тысяч в 2000 году до 115 тысяч в 2016 году (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни).
В 2015 году Счетная палата объявила о происходящем "замещении бесплатной медицинской помощи платной". По данным Росстата, с 2005 по 2014 годы (более свежих данных нет) объем платных медицинских услуг населению вырос со 110 миллиардов до 474 миллиардов рублей в год. Цифра включает в себя оборот и государственных, и частных учреждений.
Казалось бы, дальше ехать некуда. Но нет, реформу можно начать, но нельзя прекратить. Вот что я читаю: "Проект реформы здравоохранения заказал в 2018 году Центр стратегических разработок (ЦСР), исполнителем стала академия РАНХиГС. Последняя должна предоставить на обозрение публике готовый проект в течении ближайших лет. Чего ожидать от грядущей реформы? В первую очередь изменений в сфере страховых медицинских полисов. Планируется дать больше полномочий страховым компаниям (СК), а среди населения - популяризировать приобретение медицинских страховок у частных СК. По проекту реформы планируется сделать больницы частными заведениями, где будет действовать частная страховая система предоставления услуг населению.
Во-вторых, нужно поднимать зарплаты врачам, так как от качества исполнения служебных обязанностей ними, в первую очередь зависит здоровье населения. В перспективе – поднятие зарплат медработников в 2-3 раза. Не ожидается массового сокращения врачей по больницам, хотя небольшие больницы планируется превращать в филиалы крупных лечебных заведений. Чем это обернется для пациентов? Планируется сократить количество койко-мест и количество дней в стационаре.
Еще в приоритете – открытие в поликлиниках паллиативных кабинетов, цель функционирование которых – ранняя диагностика и лечение симптомов тяжелых заболеваний пациентов. Детально будет проработан вопрос лечения на дому тяжелобольных граждан.
Важный вопрос – электронные медицинские карточки (паспорта) пациентов (ЭМК). Теперь они будут функционировать в форме электронных медкарт, заменив собой бумажную форму. На них будет перенесена вся информация об человеке: история болезни, нахождение в лечебных заведениях. Благодаря ЭМК пациент сможет получать медицинские услуги в любой больнице, не беспокоясь за транспортировку документов в новое лечебное заведение".
То есть, вы поняли? Больницы будут платными, а тяжелых больных станут "лечить" на дому. Охренеть. Зато электронные карточки и электронная запись. Запишись ко врачу и жди год или плати. Замечательно. Вот тоже прекрасно: "Для того чтобы вывести российскую систему здравоохранения на траекторию полномасштабного позитивного развития, заданную майским указом президента РФ В.В. Путина, в частности повысить продолжительность жизни россиян до 80 лет к 2030 году (сегодня - 72,7 года) и ликвидировать дефицит качественных кадров в медицинских организациях, необходимо осуществить масштабную трансформацию отрасли на всех уровнях. Во-первых, решать накопившиеся проблемы в здравоохранении необходимо в комплексе, с учетом мнений и приоритетов всех заинтересованных сторон и участников системы - государства, лечебно-профилактическиx учреждений, страховых компаний, представителей врачебного сообщества и, конечно же, самих пациентов.
Второе условие для дальнейшего успешного развития отечественной медицины - это обеспечение конкуренции и осознанный перевод системы на рыночные рельсы.
Наконец, третье условие - это внедрение философии постоянного совершенствования всех звеньев системы здравоохранения". Это из отчета одной из организаций, разрабатывающей новый этап реформы - Boston Consulting Group - международной консалтинговой компании. Эта же компания в своем отчете приводит вот такую картинку.
То есть, СПИД и туберкулез нужно будет лечить платно, а главное в медицине – это – философия. Прекрасно. При сравнении расходов на здравоохранение в процентах от ВВП с другими странами в докладе утверждается, что Россия опережает только Китай и Индию.
Отчего же у нас так мало тратят на медицину? Так это оттого, что граждане не хотят лечиться платно! А кто во всем виноват по мнению Boston Consulting Group?
1.Пациент: он не уделяет своему здоровью достаточно внимания.
2. Качество подготовки наших врачей в лучших медицинских университетах – на уровне подготовки медсестер в захудалых колледжах Запада.
3. Перекос элементов цепочки лечения — пути пациента. Цепочка лечения описывает процесс оказания медицинской помощи пациентам и включает в себя следующие этапы: профилактика, диагностика, назначение лечения, активное лечение и — при необходимости — реабилитация и уход. Существующая система здравоохранения в России чрезмерно централизована и сфокусирована на стационарном сегменте, тогда как профилактика, ранняя диагностика, система реабилитации и паллиативная помощь не получают должного развития, что в итоге проводит к существенному росту нагрузки на ресурсы здравоохранения.
4. Информационно-технологическая отсталость.
5. Устаревшие методы и стандарты лечения.
6. Неконкурентная среда. Существующая схема государственного медицинского страхования не стимулирует развитие конкурентной среды, в том числе конкуренцию за финансирование и пациента. Обратите внимание, что лечить людей, оказывается не нужно: в приоритете профилактика, а если уж заболел, то паллиативная помощь, т.е. якобы безболезненно усыпят.
Так что спасет российскую медицину? Boston Consulting Group сразу пишет, что развитые страны нам не догнать никогда, но можно еще попытаться догнать развивающиеся страны типа Индии. Для этого нужно: "позиционирование здравоохранения как конкурентной отрасли, работающей по рыночным правилам; правильно выстроенная система мотивации как для врача, так и для пациента; сбалансированная цепочка лечения с акцентом на предотвращение заболеваний и амбулаторные услуги; не уступающие лучшим мировым практикам методы лечения; масштабное и слаженное использование цифровых технологий и инструментов". Так как, по-видимому, составители доклада считают россиян умственно-отсталыми, они иллюстрировали доклад картинками.
По факту же они предлагают полностью платное лечение с ориентацией на обучение студентов в западных вузах и приглашения к нам западных специалистов. А бесплатно будет профилактика и паллиативная помощь, и то, не факт. Т.е., вы приходите в поликлинику, похожую на космическую лабораторию. Она будет одна на район, а записываться нужно будет за год. В этой поликлинике иностранный врач, скорее всего индус, имеющий диплом какого-нибудь британского университета, а может быть, и наш таджик, получивший там же дистанционное образование, расскажет, что нужно мыть руки и, возможно, если вам повезет, выдаст рекламный кусочек чудесного мыла. Вы же дикари и не знаете, что руки нужно мыть с мылом. Ну а за все остальное нужно платить и платить много.
Блин, да я за бесплатно тут уже на три реформы придумала! Интересно, сколько заплатили авторам доклада? Наверняка на постройку одной поликлиники бы хватило, например, в моем районе, где уже 20 лет обещают снести старую поликлинику и построить новую, но все денег не найдут. Ясен пень - за гениальные доклады американцам платить нужно. В общем, готовьтесь. Сейчас плохо, а будет еще хуже".
"Вообще очень странно, что нанимается консалтинговая компания из страны-врага, - пишет since1975. - Вроде у нас санкции и начинаются разговоры на тему будущей войны, но заезжие гастролеры по-прежнему снимают астрономические суммы за всякие консалтинговые проекты. При том что на свое население денег не хватает. Вы правы, там такие суммы, что можно поликлинику если не новую построить, то расширить арендные площади под нее точно. Недавно видела передачу про хоспис и паллиативную помощь. Думаю, такие передачи снимаются неспроста. А мы (население) дураки, да. Но что делать, я не представляю".
"Все реформы-законы и т.д. российские законодатели тащат из США-ЕС с задержкой в пару лет, - считает deadmanru. Сами они ничего по причине умственной неполноценности придумать не могут. Они даже не понимают, что и как надо делать, чтобы у РФ какое то будущее было. Просто сидят на окладах и изображают бурную деятельность и надувают жирные щёки на пресс-конференциях. Придумала Латвия НДС с 18% до 21% поднять? Значит и РФ надо тоже сделать. Запретила ЕС лапы накаливания? РФ тут же бежит делать тоже самое. Такое положение говорит только о том, что РФ как государство это какой то позор".
"Как идея - электронная карта хороша. Но на практике в обычной поликлинике - это нечто. Во первых врач почему-то туда не смотрит. Во-вторых если в платном учреждении мне дают выписку где указано с чем пришла, что доктор определил и какие лекарства выписал, то в поликлинике этого нет (по крайней мере в моей, город Москва) и всегда вопрос "с какой целью интересуетесь", названия лекарств в лучшем случае пишутся на клочках бумаги, просьба поставить туда личную печать врача - как подрыв авторитета доктора. А теперь попробуйте, если вам плохо - давление высокое, болезненное состояние - запомнить все, что вам устно сказано, дозировку лекарства, когда его принимать. А через некоторое время повторить для врача скорой помощи эту беседу с доктором из поликлиники. Если у Вас не так, то повезло", - пишет Ирина Орлова.