В России проверки заменяют сознательный подход к безопасности
Россию можно много в чем обвинить, но уж точно не в предсказуемости. В последние годы она сильно продвинулась во многих областях, но вот с бытовой безопасностью по-прежнему проблемы, огорчается Анна-Лена Лаурен в «Дагенс нюхетер». И даже трагедия в кемеровском торговом центре ничему не научила россиян: проверки проводят, а настоящие меры безопасности так и не принимают.
В России безопасность воспринимается, скорее, как вопрос контроля, а ответственности — в гораздо меньшей степени. Поэтому культура безопасности практически отсутствует. Но ничто не указывает на то, что так будет всегда и изменить ничего нельзя.
Я стояла в своем фитнес-клубе у рецепции, собираясь сдать полотенце. Сотрудник клуба спросил у администратора, где ключи от аварийного выхода.
«Я не знаю», — ответила та.
«Пойду искать дальше», — сказал мужчина.
Несколькими неделями ранее 64 человека погибли во время пожара в сибирском Кемерове. По этой причине фитнес-клуб теперь готовился к так называемой «проверке». «Проверка» означает контроль и проводится российскими властями с равными промежутками времени. В особенности после несчастных случаев и катастроф.
Мне захотелось закричать администратору, что аварийный выход вообще не должен быть закрыт. Что за такими вещами нужно следить все время, а не только когда вам предстоит «проверка».
В середине октября 18-летний юноша застрелил 19 человек в техническом колледже в Керчи (город находится в Крыму, принадлежащем, согласно международному праву, Украине). Через несколько дней власти по всей России ввели обширные меры по контролю над тем, как школы выполняют правила безопасности.
Я часто размышляла, почему Россия, которая на самом деле сильно продвинулась во многих других отношениях, по-прежнему так безнадежна в том, что касается сознательности в сфере безопасности. Пожар в торговом центре в Кемерове стал катастрофой, потому что кинотеатр был заперт. В торговых центрах и общественных учреждениях аварийные выходы держат закрытыми — это обычное дело.
Когда я пожаловалась на закрытые лестницы в отеле в Петрозаводске, администратор предложила открыть дверь на лестницу на моем этаже.
«Мой номер на пятом этаже. Вы откроете двери и на всех этажах ниже?» — поинтересовалась я.
«Конечно, нет», — ответила женщина.
Когда в кемеровском торговом центре сработала пожарная сигнализация, ее тут же выключил один из охранников. Его никто никогда не просвещал насчет мер безопасности.
Когда катастрофа — уже свершившийся факт, российские власти всегда отвечают тем, что вводят еще больше проверок. Коррумпированные чиновники регулярно используют проверки, чтобы обогатиться, вымогая у предпринимателей деньги, и, вероятно, это одна из причин того, что они до сих пор действуют.
В приоритете должны быть превентивные меры и образованный персонал. Россия смогла ввести запрет на курение в ресторанах и заставила таксистов пользоваться ремнями безопасности. О России можно многое сказать, но только не то, что она неспособна удивить. И сейчас я сильно надеюсь, что Россия однажды удивит меня и в том, что касается сознательного подхода к безопасности.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Анна-Лена ЛАУРЕН (Anna-Lena Laurén) Dagens Nyheter, Швеция. 26 октября 2018 года
ИноСМИ.RU. 31 октября 2018 года