Японские туалеты на мировом пьедестале – это и есть ядро культуры? (часть 1)
«Трава сочного зеленого цвета, подобно одеялу укрывает землю, цветущая вишня простирает свои ветви, посередине лужайки находится кабинка, полностью выполненная из прозрачного стекла, а в ее центре располагается унитаз. В Японии туалеты почти приравнивают к божеству», пишет китайский журналист в «Гуаньча». «Все знают о необычных японских туалетах, но мало кто задумывался об истинных причинах их появления. Давайте разберемся в этом».
Трава сочного зеленого цвета, подобно одеялу укрывает землю, цветущая вишня простирает свои ветви, повсюду кружат пестрые бабочки, посередине лужайки находится кабинка, полностью выполненная из прозрачного стекла, а в ее центре располагается унитаз. Это и есть «японские прозрачные общественные туалеты», которые широко обсуждаются в китайских медиа и интернете. Разработанный известным японским архитектором Фудзимото, он получил название Toilet in Nature (Туалет на природе — прим. перевод.). Площадь конструкции составляет 200 квадратных метров, что делает ее «самым большим в мире туалетом».
Испытывая невероятное любопытство и удивление при виде такого открытого туалета, вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем японцам понадобилось создавать такой туалет? Степень чистоты, а также эргономичный дизайн деталей японских туалетов произвели глубокое впечатление на иностранных туристов, приехавших в Японию. Японские интернет СМИ (madameriri.com) попытались выделить «14 деталей японских туалетов, которые произвели неизгладимое впечатление на иностранцев», к ним отнесли: TOTO Washlet, «Иньцзи» (устройство, разработанное для маскировки звуков, издаваемых при походе в туалет), пеленальный столик и другое уникальное оборудование японских туалетов, которое сейчас приводит в восторг многих иностранцев, включая и китайцев. На днях в китайских СМИ даже был опубликован специальный материал, в котором рассказывалось о том, почему японские туалеты «признаны номером один в мире».
Причиной, по которой японские туалеты приковывают к себе взгляд со всех уголков мира и которая даже выдвигает их на «мировой пьедестал», можно назвать то, что они в полной мере стали частью японской культуры и лучше всего характеризуют внутренний мир японцев. Как отражаются эти особенности? Интернет-портал «Японских экономических новостей» на китайском языке путем систематизации и обобщения репортажей «Японских экономических новостей», а также сведений, опубликованных на официальном сайте японского производителя сантехники TOTO, введет вас в курс дела.
«Радушие унитаза»
«В уборной живет прекрасная богиня, если чистить туалет каждый день, то после взросления можно превратиться в такую же прекрасную девушку, как эта богиня» — отрывок из песни «Богиня в туалете», которая в 2010 году прозвучала в японском музыкальном новогоднем шоу «Кохаку ута гассэн». Автор и исполнительница песни Кана Уэмура стала популярной в Японии. Позже она также опубликовала одноименный роман, который позднее был экранизирован.
Опираясь на текст песни, туалет, по мнению японцев, является чуть ли не местом, в котором обитают святые. Поняв это, возможно, будет проще и понять то, почему японские туалеты всегда чистые, а также почему японцы в вопросе туалетов стремятся к гуманизации.
Конечно, японцы на этом не ограничились. За стремлением оснастить туалеты различными деталями на самом деле кроется суть японской культуры: «радушный прием», продуманный до мельчайших деталей; «бережливость», при которой непозволительны никакие лишние траты; «не причинять неудобства другим», когда человек постоянно думает о других людях.
На официальном сайте японского производителя сантехники TOTO можно найти и посмотреть короткий видеоролик, снятый специально для иностранцев. Он называется «Культура и этикет японских туалетов». В этом ролике-аниме рассказывается о различных функциях и деталях продукта TOTO Washlet, использующего теплую воду для его очистки, а также даются сведения о японской культуре и этикете, которые несет в себе данное устройство.
В ролике говорится, что, приехав в Японию, обязательно столкнешься как с тем, что двери такси автоматически открываются перед пассажирами, так и с тем, что продавец при встрече отвешивает покупателю поклон. В Японии можно получить удовольствие от использования унитаза, крышка которого автоматически откидывается при приближении, нагретой TOTO Washlet и разнообразным высокотехнологичным «сервисом», внедренным в унитазы. Другими словами, «радушный прием» японцев, продуманный до мельчайших деталей, был успешно реализован в их унитазах.
Другим примером служит функция «Иньцзи». Считается, что одной из причин развития данной функции является то, что раннее, когда японские женщины ходили в туалет, чтобы скрыть звук, вызывающий смущение, они спускали воду два раза — во время и после пользования туалетом. Функция «Иньцзи» позволила уменьшить количество спуска воды до одного раза. Так, эта функция также в полной мере отразила другую сторону культуры Японии — стремление к «бережливости».
Кроме этого в электронной крышке TOTO Washlet присутствует функция самоочищения и дезинфекции форсунки. Говорят, что как японские ученики начальной школы после занятий стремятся убрать класс, так и японские монахи каждый день до блеска тряпками моют пол в храмах. В данной функции проявились концепции японцев: «сохранять и соблюдать чистоту, чтобы другому человеку было удобно пользоваться», «не причинять неудобства другим».
«Дух мастера», стоящий за разработкой электронной крышки
TOTO можно считать одним из самых известных японских производителей сантехники, в 2017 году компания отметила 100-летний юбилей. Разработанная компанией сантехника и инновационные технологии, к которым относятся унитаз с теплым смывом, унитаз без бака, постоянно направляют развитие культуры японских туалетов.
Несомненно, несложно заметить, что за исследованием и разработкой всех этих функций стоит тщательный подход японских мастеров, их внимательность к деталям и преданность делу.
По состоянию на 2015 год общий объем поставок электронной крышки TOTO Washlet с теплым смывом, разработанной TOTO, превысил 40 миллионов экземпляров, продукция компании продается в более чем 80 странах и регионах по всему миру. В Японии коэффициент распространения среди обычных семей достиг 80%.
Первое поколение TOTO Washlet появилось 38 лет назад, в 1980 году. Его разработка началась с измерения положения заднего прохода при сидении на унитазе. Тогда отдел развития созвал сотрудников компании для осуществления совместной работы. Разработчик протащил проволоку через центральное отверстие унитаза, и сотрудники, принимающие участие в измерении, по очереди садились на него и наклеивали наклейку на место совмещения заднего прохода и проволоки, таким образом, маркируя его положение. Несмотря на то, что все это было необходимо ради работы, однако это послужило причиной возмущений многих сотрудников. Разработчики были вынуждены пойти на уговоры, и благодаря их стараниям были успешно собраны данные о 300 сотрудниках, включая женщин.
Оптимальная температура воды, используемая TOTO Washlet для очистки, также определялась на основе сотен испытаний. При поиске наиболее подходящей температуры могла использоваться только теплая вода, которой ополаскивались ягодицы сотрудников, которые принимали участие в данном испытании. Затем температура воды медленно повышалась по 0,1 градуса Цельсия, велась непрерывная запись данных о температуре и ощущениях испытуемых. Именно в ходе таких многократных испытаний и детальной настройки, угол форсунки TOTO Washlet был окончательно определен как угол в 43 градуса, а температура воды — 38 градусов по Цельсию. Эти данные считаются «золотым законом», который действует в компании до сих пор.
Есть еще один пример — разработанный фирмой TOTO унитаз, который должен был «сократить время очистки». Сама концепция была разработана около 20 лет назад. Отдел исследований и разработок TOTO продолжал разработку и в 1999 году окончательно сформировал концепцию «умных технологий очищения». С внешней стороны разработчики нанесли стекло поверх эмали, что позволило снизить прилипание отходов ко внешней стороне унитаза до одной тысячной. При использовании нанотехнологий его поверхность стала гладкой, что сделало прилипание грязи и накипи невозможным. Для того, чтобы найти лучшую комбинацию сырья для создания гладкого и блестящего стекла, отдел исследований и разработок TOTO проводил многократные эксперименты по обжигу и за полгода изготовил свыше двух тысяч изделий.
Сотрудники TOTO также усиленно занимались разработкой технологии экономии воды в унитазе. После того как они использовали суперкомпьютер для анализа водных потоков в унитазе, стали работать над типом струи и внешним видом внутренней части унитаза, на последнем этапе они разработали более легкий способ очистки от грязи. Говорят, что до 1975 года унитаз использовал 20 литров воды при каждом смывании, теперь же ему достаточно менее четырех литров.
Из всех этих разработанных деталей и историй нетрудно заметить, что продуманный дизайн и практические функции японских туалетов — это вовсе не озарение, внезапно снизошедшее на японских мастеров, это их мечты, которые они воплотили в реальность, их стремления к высшим духовным основам и результат упорных стараний. Все это является концентрированным проявлением духа японских мастеров.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Сю ЛЭЙ Гуаньча, Китай. 11 сентября 2018 года
ИноСМИ.RU. 22 сентября 2018 года
Японские туалеты на мировом пьедестале – это и есть ядро культуры? (часть 2)
Японцы уделяют много внимания туалетам в стране, а теперь туалетная культура захватывает мир. Япония намерена оказать помощь развивающимся странам в проведении «туалетной революции». В то время как в самой стране Восходящего солнца высокотехнологичные унитазы давно стали обычным делом. Например, для женщин часто туалет становится одним из критериев выбора, где провести свой досуг и куда отправиться за покупками, и даже одним из критериев, определяющий выбор места работы.
Так началась культура японских туалетов
Тема разговора вновь возвращается к образованию и формированию культуры туалетов Японии. На самом же деле японские туалеты в прошлом были далеки от звания «мировых чемпионов», даже сами японцы не считали их поводом для гордости. Всему виной «5К» (первый звук всех пяти слов на японском — звук [к] — прим.ред.), которые в прошлом преследовали японское общество. К ним относятся «вонь», «грязь», «тьма», «опасность», «поломка».
Как говорят, до середины 1950-х годов в японских домах и в общественных местах использовались в основном напольные унитазы. Унитазы европейского типа стали по-настоящему популярны только после проведения Олимпийских игр в Токио в 1964 году. Широкое использование напольных унитазов было довольно проблематичным.
В общественных местах, включая учебные заведения, обычно использовались напольные унитазы, которые обычно очищались методом «влажной очистки». Тем не менее, влажная среда благоприятно влияла на размножение бактерий, и также становилась основным источником неприятного запаха. В Японии были проведены выборочные проверки туалетов начальных школ, и было обнаружено, что кишечная палочка, размножавшаяся вокруг напольных туалетов, распространялась через подошвы детей.
На примере японских школ становится понятно, что многие учебные заведения, построенные между серединой 1960-х и серединой 1980-х годов, столкнулись с проблемой устаревших и вышедших из строя туалетов. Тогда туалеты в большинстве своем были напольными, и их было не только сложно убирать, но они также являлись источником неприятного запаха. Доходило даже до того, что многие ученики, привыкшие к использованию унитаза у себя дома, специально терпели и не ходили в туалеты в школах, и это вызывало проблемы со здоровьем. Вне всяких сомнений, что подобная проблема была широко распространена и в других общественных туалетах.
В 1985 году Япония получила шанс улучшить ситуацию с туалетами. В этот год была основана организация под названием Japan Toilet Association (JTA).
Изначально она представляла собой лишь собрания, на которых ученые, архитекторы, чиновники и бизнесмены обсуждали ситуацию с туалетами. Тем не менее, невозможно, чтобы все закрывали глаза на «трагедии» Японии, в том числе и на ее туалеты, и впоследствии постепенно стала формироваться организация, где вносились предложения по осуществлению исследования и изучения, а также по разрешению соответствующих проблем. Затем она превратилась в ежегодный государственный семинар.
(В то время) при всем желании невозможно было узнать количество общественных туалетов в японских городах. Правительственные учреждения, в распоряжении которых находились парки и районы, через которые протекали реки, функционировали по отдельности. «Это (проблема туалетов) являлось структурной проблемой, которую всегда было трудно обнаружить и решить» — вспоминал Ямамото Кохэй — участник создания ассоциации и бывший начальник отдела по общим делам.
Ассоциация выдвинула лозунг — стремление к «комфортной среде» — и ведет активную работу по отбору туалетов высокого качества. 10 ноября стал «Днем туалетов» в Японии, и в этот день собирается и проводится государственный «туалетный семинар». На этом семинаре обсуждаются проблемы туалетов, которые могут возникнуть в различных местах и периоды: в учебных заведениях, в период бедствий, при посещении горных вершин, на объектах общественного благополучия и т.д. Были достигнуты положительные результаты в установлении причин, которые приводили к загрязнению и неприятному запаху в туалетах, и разработке методов по разрешению этой проблемы.
Также она проводит ежегодное голосование и объявляет победителя в номинации «Лучший туалет в Японии». В 2015 году на 30-летнем юбилее ассоциации впервые в мире был презентован «Большой туалетный словарь».
Активную роль в улучшении ситуации с туалетами в Японии играет не только данная организация, но и японские предприятия. Например, столкнувшись с проблемой туалетов в учебных учреждениях, компания TOTO и другие предприятия-производители сантехники в 1996 году учредили специальную «Ассоциацию туалетов в учебных заведениях». Опираясь на результаты исследований и проверок, проведенных ассоциацией, было принято решение призвать к полной замене напольных туалетов на сидячие во всех учебных заведениях.
Председатель ассоциации Хироя Кавамура сказал: «Люди, привыкшие пользоваться напольным унитазом, как правило, не приветствуют прямого контакта с кругом сидячего унитаза, однако фактически же бактерий на нем как и на форсунке немного. На полу рядом с напольным унитазом, который убирается обычной водой, напротив, было обнаружено множество микробов. Поэтому более эффективной будет замена на сидячие унитазы и использование «сухой чистки» при уборке. Многие органы местного самоуправления в Японии на подобный призыв ответили положительно, и было принято решение о замене напольных унитазов на сидячие при ремонте уборных в учебных заведениях.
Из данных поставок сантехники TOTO можно заметить, что после 1976 года более широкое распространение в Японии начинают получать сидячие унитазы, а в 1980 году, когда был разработан TOTO Washlet, они стали еще более популярны. Таким образом, TOTO Washlet стал продуктом, открывшим новую эру в стремлении японцев к удобству и чистоте туалета. Он не только значительно улучшил туалетную гигиену, но и сыграл роль в предотвращении заболеваний, как например, геморроя. Именно это и помогло ему добиться такого широкого признания.
Гуманистический подход к женщинам
Подобно тому, что повсюду в Японии можно наблюдать традиции заботы о женщинах, так и в эволюции и развитии японских туалетов (как например, функция унитазов «Ицзинь», способность форсунки к самоочищению, детские сидения и т.д.) воплотилась японская культура внимания и заботы о женщине.
Учитывая нежелание женщин напрямую контактировать с крышкой унитаза в общественных туалетах, в Японии были специально разработаны удобные «женские писсуары» под названием Sanistand. В 1964 году во время проведения Олимпийских игр в Токио такие писсуары был установлены в туалетах государственной арены, которая являлась главным местом проведения игр. Тогда это стало одной из горячих тем для обсуждения. Но на тот момент сложилось впечатление, что еще больше женщин выступили против их использования, и в итоге новые туалеты не получили широкого распространения.
В качестве другого примера можно взять реформу туалетов на скоростных шоссе и в местах отдыха. Считается, что в прошлом японские туалеты на скоростных шоссе и местах отдыха были точно такими же, как и туалеты в других общественных местах. Из-за широкого использования напольных туалетов и влажном способе их уборки существовали различные проблемы, среди которых были проблемы санитарии и чрезмерной заполненности. Пользоваться такими туалетами было сложно. Тем не менее, при постоянном совершенствовании туалетного оборудования в домах и на коммерческих объектах, сама ситуация, сложившаяся вокруг туалетов, постепенно улучшалась. В 2008 году Япония объявила о начале обновлений туалетов на скоростных шоссе и в местах отдыха. Основной акцент реформы делался на женщинах. В силу того, что во время посещения уборной женщины, как правило, поправляют макияж или приводят в порядок одежду, то в сравнении с мужчинами им требуется больше времени для ее пользования. Чтобы обеспечить для женщин более комфортную обстановку во время посещения уборной и одновременно уменьшить очередь, в ходе реконструкции уборных на магистральных шоссе и в зонах отдыха было увеличено количество комнат в женских уборных, установлено большее число зеркал. Все это было призвано одновременно сохранять чистоту и делать помещение более просторным и светлым, а также сделать окружающую обстановку более эстетичной, тем самым, предоставляя женщинам наилучшее пространство для использования.
«Чтобы создать общество, в котором женщины бы чувствовали себя более комфортно, мы должны стремиться к повышению качества туалетов» — в 2015 году японское правительство учредило «Премию японских туалетов». Эта награда была учреждена на основе вышеизложенных предложений общества выдавать ее тем людям и организациям, которые проявили себя в создании оригинальных уборных или участвуют в мероприятиях, посвященные проблемам туалетов. В 2015 году в общей сложности было собрано 378 работ, из которых 28 получили высокую оценку. Отмечены были не только уникальные туалеты, дарящие эстетическое наслаждение или предназначенные для широкого и комфортного использования во время бедствий, но и многие другие, как, например, те, которые могли бы выступить в качестве помощи развивающимся странам в решении их проблем туалетов.
Говорят, что по мере того, как японские женщины начинают постепенно работать, на японских коммерческих объектах и в компаниях постепенно растет спрос на туалеты с «комфортными условиями». Очень часто для женщин туалет становится одним из критериев выбора, где провести свой досуг и куда отправиться за покупками, и даже одним из критериев, определяющий выбор места работы.
Туалетная культура Японии выходит на мировую арену
«Что же это за место такое?» — воскликнул пораженный увиденным турист из США. Перед ним предстала полностью заполненная чем-то стена, похожая на произведение искусства, на которой будто оживали различные сцены из мультфильмов. Только пристально присмотревшись можно увидеть, что это не что иное как туалет.
Создание туалета номер один в мире — в апреле 2015 года в терминале 2 международного аэропорта Токио, именуемым «Воздушными воротами Токио», были введены в эксплуатацию экспериментальные модели туалетов, разработанные GALLERY TOTO. Они были спроектированы известного архитектурного бюро Klein & Dytham Architecture (KDa), их цель — стремление передать миру японскую культуру комфорта туалетов и огромный технический потенциал.
Астрид Кляйн, одна из владельцев данного бюро, объяснила, почему они использовали такую инновационную концепцию дизайна: «Несмотря на то, что Япония производит впечатление храма и молитвенного зала, словно нечто спокойное и неуловимое, однако иностранцам больше нравится Япония яркая и разноцветная, подобно ее кимоно».
Индивидуален не только внешний вид, но и внутренний дизайн каждой туалетной комнаты. Нет единой установленной формы всех комнат, некоторые из них имеют форму буквы L, а некоторые — буквы T. Подобный дизайн используется для того, чтобы расширить пространство в уборной. Для того, чтобы оставить иностранным туристам, приехавшим в Японию, лучшие и незабываемые впечатления от пользования туалетами, был тщательно продуман дизайн каждой комнаты, а также использовалось новейшее оборудование фирмы TOTO.
Вне всяких сомнений то, что не только в аэропорту, но и во всех частях Японии туалет превратился в «достопримечательность». Это позволяет туристам в полной мере ознакомиться с японской культурой и даже производит на них такое сильное впечатление, которое побуждает их вернуться.
«Раньше туалет был таким плохим местом, которое хотелось спрятать, а время, которое нужно было в нем провести, считалось пыткой. Однако в последние годы ситуация полностью изменилась. Достаточно взглянуть на туалет, и можно сразу узнать магазин, район или даже понять обстановку в обществе. Можно сказать, что туалет стал неким мерилом или стандартом» — подчеркнул дизайнер уборных, член правления Японской ассоциации туалетов Масако Сиракура.
От проблемы, беспокоящей общество, до символа Японии, от традиционного японского гостеприимства до духа мастера и заботы о женщине — японские туалеты — символ культуры. Они постоянно развиваются и постепенно выходят на мировую арену, принимая активное участие в повышении качества жизни народов всех государств.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Сю ЛЭЙ Гуаньча, Китай. 11 сентября 2018 года
ИноСМИ.RU. 23 сентября 2018 года