Специалисты рассказали, почему в Киргизии высокая материнская смертность
На юге страны школы для подготовки беременных к родам переделали в комнаты для молитв
В 2017 году показатель материнской смертности в Киргизии вырос на 1,4%. За этот период во время родов или в течение нескольких дней после умерли 48 женщин. В первой половине 2018 года ситуация не улучшилась — зафиксировано 24 случая родовой или послеродовой смерти. Такие данные приводит главный гинеколог министерства здравоохранения Раиса Асылбашева, пишет «24.kg».
Случаи материнской смертности начали происходить даже в тех регионах, где ранее подобные ситуации не случались, — в Иссык-Кульской и Нарынской областях.
Основными причинами материнской смертности по-прежнему остаются болезни мочеполовой системы, внутренние кровотечения и сепсисы. Также на ситуацию влияет и то, что многие беременные женщины скрывают информацию о своих хронических заболеваниях от врачей, опасаясь того, что медики могут порекомендовать прервать беременность.
Несколько лет назад во всех регионах Киргизии открывали школы по подготовке беременных к родам. Теперь же часть из них, преимущественно на юге страны, закрыли, организовав на их месте комнаты для молитв.
ИА REGNUM напоминает, что Киргизия занимала 79-е место среди 184 стран мира в рейтинге младенческой смертности, подготовленном аналитиками Детского фонда ООН на основе данных за 2016 год. По их информации, в республике в среднем умирает 1 из 86 детей возрастом менее одного месяца.
Отметим, что за годы независимости количество мечетей в Киргизии выросло в 66 раз: в 1991 году их было лишь 39, а в 2017 году — уже 2600 мечетей. Сейчас религиозных заведений в стране больше, чем школ.
В 2018 году из-за религиозных принципов родителей более 1200 детей в Киргизии не получили календарные прививки от кори и гриппа.
REGNUM. 28 августа 2018 года
Миграция, шариат и бедность. Почему тысячи детей в Кыргызстане не ходят в школы?
По данным Минобразования Кыргызстана, более двух тысяч детей в стране не ходят в школы. Общественные организации называют другие цифры: от 20 до 100 тысяч. Основные причины – миграция, религиозные убеждения и обыкновенная бедность
Минобразования Кыргызстана обнародовало цифры, что чуть более двух тысяч детей в стране не получают школьного образования и не ходят в школы. В докладах неправительственных организаций звучат в разы большие цифры: по их данным, вне системы гособразования сегодня находятся от 20 до 100 тысяч кыргызстанских детей.
Наименьшая часть этих детей не ходит в школу по болезни. Есть социально неблагополучные семьи, где детей используют для самого тяжелого труда. Третья, также достаточно многочисленная категория – это родители, которые не пускают ребенка в общеобразовательное учреждение из-за религиозных убеждений.
"Есть одно течение ислама, "Якын-Инкар": именно они не пускают своих детей в школу, – рассказывает Чолпон Орозобекова, директор "Булан института". – Среди причин они называют то, что мальчики и девочки не должны сидеть вместе".
Телеканал "Настоящее Время" уже рассказывал о рейдах Минобразования по домам представителей "Якын-Инкар":
"Я не отправлю детей в школу, потому что шариат и Конституция противоречат друг другу", – заявила тогда одна из последовательниц этого течения. Отца семейства, который также был против того, чтобы дети ходили в школу, уже осудили за неисполнение обязанностей по воспитанию малолетних. Мать тоже была признана виновной, но из-за наличия у нее малолетнего ребенка суд дал ей отсрочку наказания.
И это не единственная семья в Кыргызстане с подобными убеждениями:
"Они хотят, чтобы дети учились, но в школе некоторые моменты противоречат их убеждениям, – говорит религиозный деятель Чабак Ажы. – Например, дарвинизм. Родители слышат, что человек – потомок обезьяны, и боятся за детей, что они поверят в это и перестанут быть мусульманами. Также на уроках рисования детей заставляют рисовать образ человека, а в исламе нельзя рисовать живого человека. Или, например, на уроках музыки мальчики и девочки танцуют под разную музыку".
Многие религиозные семьи отдают ребенка в медресе – исламское учебное заведение. По официальным данным, в них ходят 866 детей страны. Но по законам Кыргызстана туда дети могут поступить только по окончании средней школы.
"Медресе, мечети, христианские школы, сектантские, – перечисляет Гульшан Абдылдаева, представитель Минобразования Кыргызстана. – В общем 866 детей определены как "не получающие школьное образование".
До середины сентября чиновники Министерства образования совместно с милицией планируют проводить рейды и выявлять детей, которых родители лишают школьного образования. Их будут принудительно возвращать на учебу, а родителей, которые будут этому сопротивляться, – наказывать.