По данным дагестанской службы государственной статистики, за первое полугодие этого года в республике родились около 20 тысяч человек, а по информации Министерства здравоохранения Дагестана ежегодно в республике делают около 6 тысяч абортов.
В интернете и социальных сетях общество поделилось на два лагеря - на тех, кто за аборты, и против. Первые считают полноценным правом женщины распоряжаться своим организмом так, как ей хочется, используя разные доводы: от «еще не готова», «парень не хочет жениться», «нет денег на обеспечение» до «хватит одного, двоих, троих» и «просто устала». Но на первом месте стоит давление социального окружения, которое может исходить от мужа, родителей, друзей, коллег, соседей, средств массовой информации, интернет-ресурсов.
Те, кто выступают против, уверены, что нежеланных детей не бывает, и чаще всего обращаются в своих доводах к религии, отмечая, что ребенок - это дар Божий и его надо принимать как подарок судьбы, а аборт - это убийство, как бы все его не выгораживали. Ну и отмечают, что семейная политика страны так устроена, что государство оказывает поддержку многодетным семьям, предоставляет трехлетний отпуск по уходу за ребенком, некоторые социальные гарантии. С учетом всех этих выплат, считают они, рождение ребенка только улучшит материальное положение родителей или матери-одиночки.
И первые и вторые сходятся только в одном - запрет на аборты на законодательном уровне может привести к тому, что женщины будут делать криминальные, внебольничные аборты, что может привести к бесплодию или, еще хуже, к смерти.
С декабря прошлого года в закон «О здравоохранении» внесена поправка: каждая женщина, решившаяся на операцию, должна пройти психологическое консультирование. Это увеличивает шансы на то, что будущая мама изменит решение и сохранит малышу жизнь.
«У каждого есть право выбора»
О том, что проводить психологическую консультацию с женщинами правильно, говорит и перинатальный психолог РПЦ «Мама Патимат» Ирина Рамазанова: «У человека всегда есть право выбора. Любой запрет порождает сопротивление. Важно знать, что каждый случай индивидуален и требует к себе пристального внимания. До и после аборта женщина испытывает эмоциональный, психический и физический стресс-шок, который имеет свои тяжелые последствия. Тема аборта табуирована в обществе, что тоже морально очень сильно давит на принятие решения сохранить жизнь ребенка или прервать беременность. Обязательно надо проводить с каждой женщиной доабортное консультирование, где главное не отговорить женщину от аборта, не запугать, а сделать этот шаг осознанным и рассказать о последствиях, к которым это может привести. Многие просто не знают, какие бывают психологические последствия, что такое постабортный синдром. Он ведь как бомба замедленного действия, у одних срабатывает на следующий день, у других - через 10 или 20 лет».
«В душе у меня была пустота»
«Когда я решилась на это, мне не было и 25. На тот момент у меня было уже двое детей, отношения с мужем были не очень, не было и материальной стабильности. Я все решила сама, не с кем не посоветовавшись и никому об этом не сказав. Да никто и не понял бы меня, да и можно ли понять. Муж не знал, но мне кажется, догадывался на тот момент, я так думаю, когда бываю расстроена в сердцах на него, просто ему было удобно промолчать. У меня была 3–4 неделя беременности, я решила принять таблетки, которые прерывают беременность на ранних сроках. После сделанного я испытала большой стресс, физически я чувствовала себя нормально, но в душе у меня была пустота. Сегодня у меня уже четверо детей, но ни один из них не заполнил мне ту пустоту. По сей день я жалею о содеянном. Я жила и живу с этим. Пойти к психологу значит открыть свою тайну, но я дала себе слово, что сохраню ее навеки. Да и не принято у нас это, нет гарантий, что психолог сохранит твою тайну. Я сегодня и я тогда - это две разные женщины, сейчас я понимаю, как скоротечно было мое решение, просто тогда я не думала, что рожу ему еще детей. С мужем у нас все наладилось, я родила еще двоих детей. В любом случае хотелось бы сказать девушкам, если вы вдруг забеременеете, рожайте непременно, будет сложно, но еще сложнее каждый день испытание совестью. Если женщина все же сделает это, никто не вправе ее осуждать, это ее личное право, ее организм. Я сама осудила однажды и прошла через это».
«Проблема бесплодия стоит остро»
В начале августа к всероссийской акции «Подари жизнь», направленной на борьбу с абортами, присоединился и Дагестан. С 6 по 13 августа в женских консультациях проходили дни открытых дверей, где будущие родители смогли получить консультацию акушеров-гинекологов и профильных специалистов, а также психологов и юристов. При этом, как отмечают специалисты, важно не запретить аборты законодательно, а сделать желанным рождение ребенка. За последние два года количество абортов сократилось на 20%.
Вместе с тем, по мнению специалистов, в республике сложная демографическая ситуация. Дагестан является одним из немногих субъектов России, в котором сохраняется положительный естественный прирост населения, но это в основном за счет многодетных семей. Проблема бесплодия в республике стоит остро и перерастает из медицинской в социально-демографическую. Показатели заболеваемости женщин с данной патологией в регионе превышают аналогичные показатели по стране и Северокавказскому федеральному округу в 1,5–2 раза.
«У нас в Республиканском центре охраны здоровья семьи и репродукции на учете состоит 21 тысяча супружеских пар с бесплодием, - отмечает главный врач Арсен Хархаров. - Это число неуклонно растет, снижается и количество рожденных в Дагестане детей. Поэтому данная акция направлена, прежде всего, на сохранение репродуктивного здоровья, предупреждение абортов. Ведь в каждой семье должен звучать детский смех, и наш центр дает супружеским парам такую возможность».
«Ни к чему хорошему не привело»
«Если говорить о запрете абортов на законодательном уровне, то я против, - говорит уполномоченный при главе Дагестана по защите семьи, материнства и прав ребенка Марина Ежова. - Это уже было и за рубежом, и в Советском Союзе, ни к чему хорошему это не привело. Женщины вынуждены были делать так называемые подпольные аборты, что еще хуже. Часто это заканчивалось летальным исходом или заражением различными инфекциями. Конечно, с морально-нравственной, религиозной позиции аборт - это зло. С позиции практики и здорового смысла мы понимаем, что запрет не приведет к тотальному искоренению. Не нужно демонизировать аборты. Это обычная медицинская процедура, которая необходима по тем или иным причинам. Никакие запреты проблему не решат. Есть и другая сторона: нельзя забывать и то, что прерывание беременности крайне негативно сказывается на психологическом и физическом состоянии женщины. Бороться надо, прежде всего, с причинами абортов. Уверена, что ни одна женщина не получает от этого удовольствия. Женщина делает аборт, когда ей негде жить и не на что кормить ребенка, когда родители и близкие вместо того, чтобы ее поддержать, делают изгоем, ну и когда отсутствует мужчина, ответственный за это. Вторая причина - это незнание, отсутствие знаний о мерах предохранения, хотя в наш век глупо об этом не знать, но это, увы, случается. Третья причина - это серьезная патология развития ребенка. Наша республика занимает первое место в стране по психоневрологическим заболеваниям у младенцев, которые выявляются на самых ранних этапах беременности. К сожалению, у нас нет культуры обращения в медицинские учреждения. В нашей республике очень остро стоит вопрос с бесплодием, центры репродукции забиты, но это никак не связано с абортами. Сначала надо проверить себя, сдать все анализы, проконсультироваться со специалистами и только потом планировать детей, а не зачать, а потом лечить. Пока не будет этого «сначала», проблема не решится. Гораздо безнравственнее знать о возможных последствиях и родить ребенка, обрекая его тем самым с младенчества на скитание по больницам и детдомам».
Детский омбудсмен призывает общество не влезать в личную жизнь людей: «Есть такое понятие - вторжение в приватную жизнь, так вот я считаю, что этого категорически делать нельзя. В частную интимную жизнь двух людей, в их брак не должны вмешиваться друзья, знакомые, родственники, общественники, политики и религия, даже с самыми благими намерениями. Хотелось бы отметить, что любые вопросы, связанные с абортами и всем, что касается женщин, должны обсуждаться исключительно только женщинами и в женском сообществе».
«Это бесчеловечно»
Психотерапевт и сексолог, доктор медицинских наук Ахмед Азизов выступает за запрет на прерывание беременности: «Мы очень много проводили акций против абортов в школах, колледжах, институтах. Мы противники абортов, моя клиника имеет стаж работы 25 лет, за все это время у нас не было сделано ни одного аборта. Если уж и решаются убить ни в чем не повинное существо, то на это должны быть серьезные медицинские показания. К нам очень часто обращаются семейные пары, у которых проблема с зачатием. Чаще всего это бывает связано с тем, что женщина когда-то сделала аборт, возможно, у плохого специалиста, который занес ей ряд инфекций. К сожалению, молодые женщины плохо знают свой организм, не знают о примитивных мерах безопасности во время полового акта, что приводит к нежелательной беременности. Многие считают аборт простой медицинской процедурой, но это не так. Убийство, пусть и такого маленького зародыша, это бесчеловечно».
«Не могла простить себе это»
«Мне 35 лет, я сделала уже два аборта, - рассказывает жительница Дербента. - Так получилось, что свой первый аборт я сделала в 22 года, тогда я встречалась с парнем, который не был готов к серьезным отношениям. О своей беременности я узнала поздно, я была уже на втором месяце беременности. Испугалась очень, жутко боялась идти к врачу, дома скрывала, как могла. В голове была куча страшилок о том, что первый аборт грозит бесплодием, но делать было нечего. И в один из дней я пошла на это, помню, как плакала потом двое суток, не могла простить себе это. Но я из такой семьи, где это не приняли бы, мои родители и все родственники, скорее всего, отказались бы от меня, если бы не убили. Потом я вышла замуж, родила ребенка, когда моей дочке было три года, я узнала, что снова беременна, сказала об этом мужу, но он ничего не хотел слушать, отправлял на аборт. Говорил, что не готов к еще одному ребенку, что надо подождать. Послушалась, сдала анализы. На УЗИ врач сказала, что ребенок развивается хорошо, попросила подумать, нужно ли от него избавляться. Моя душа плакала и кричала, что этого не стоит делать. Но я сделала это, чтобы сохранить семью, но не смогла простить мужу, через полгода мы развелись. Несколько лет назад я забеременела от своего нынешнего мужчины, но в силу обстоятельств мы не можем быть вместе. Узнав о своем положении, я поставила его в известность, но он ясно дал мне понять, что ему этот ребенок не нужен, но он нужен мне. Осознавая весь тот ад, что я испытала оба раза после аборта, я не хотела больше причинять боль себе и кому-то еще и решила рожать. Не было ни дня, когда бы я не думала об этом. Сейчас у меня двое детей и налаженная жизнь. Аборт - это чисто мужская проблема. Если бы мужчины были настоящими, брали бы на себя ответственность, женщины не шли бы на прерывание беременности. Я ни в коем случае не призываю девушек делать или не делать аборты, но мне кажется, они имеют право принимать решения относительно всего того, что случается внутри их собственного тела. Каждый аборт - это чья-то трагедия, это личное, которое никто не поймет».
Что говорит религия
Об отношении ислама к абортам «Новому делу» разъяснили в отделе фетв муфтията Дагестана:
«Ученый шафиитского мазхаба Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет следующее: «Существует разногласие ученых в применении средств, провоцирующих выкидыш зародыша, не достигшего срока вселения в него души, этот срок в сто двадцать дней (120). А более верное мнение, которого придерживаются в соответствии мнению Ибн ‘Имада и других ученых, это запретность применения таких средств».
«Но после того как семя попадет в матку и начало обретать форму, что можно узнать по определенным признакам, в хадисе, который передает имам Муслим, говорится, что это происходит после сорока двух дней (42), с этого момента будет запретным провоцировать выкидыш, делать аборт».
Комментируя слова Ибн Хаджара имам Аш-Ширвани пишет: «С его слов следует, что провоцировать выкидыш, делать аборт не является запрещенным до этих сорока двух дней. Мухаммад ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтадж» пишет: «Более весомое мнение, что аборт является запретным после вселения души в зародыш, и что это дозволено до этого срока, ста двадцати дней (120)».
Авторитетный ученый шафиитского мазхаба Имам аль-Газали в своей книге «Ихья улюм ад-дин» пишет: «Первая степень появления жизни - это когда капля семя (сперматозоиды) попадает в матку и смешивается с яйцеклеткой женщины, затем она подготавливается для принятия жизни. Порча этого процесса есть преступление. Когда же капля превратится в сгусток крови и обретет форму, то порча этого процесса будет еще более скверным и худшим преступлением. Если же в зародыш вселили душу и зародыш принял человеческий облик, то аборт в этом процессе еще более скверный поступок. Самый худший и скверный вид преступления - умерщвление после рождения живого ребенка».
Сулейман аль-Бужайрами в своих субкомментариях пишет: «Однако более верное мнение (му’тамад), что аборт является запретным (харам) только после того, как в зародыш будет вселена душа».
В заключение хотелось бы отметить, что из приведенных выше источников ясно, что аборт после достижения зародышем ста двадцати дней является греховным (харам), также нежелательным действием является прерывание беременности до сорока двух дней, не имея на это уважительной причины».
«Церковь не приветствует такую практику, как аборт. Само зачатие это уже жизнь, а прерывание беременности - это убийство, - говорит руководитель отдела религиозного образования и катехизации Махачкалинской епархии священник Виталий Тарасов. - Часто женщина не понимает, что она делает, кричать о том, что это плохо тоже нельзя. Надо всячески помочь женщине: психологически, материально, духовно. Есть, конечно, и такие случаи, когда женщину в медицинских учреждениях призывают идти на аборт по тем или иным причинам. Здесь надо быть очень аккуратными и перепроверять результаты анализов, чтобы не допустить, возможно, большую ошибку в своей жизни. Достаточно часто на аборт идет женщина, находящаяся вне брака, которая боится огласки и осуждения от общества. Многие православные женщины, которые сделали аборт, жалеют об этом и просят прощения на протяжении всей своей жизни».
Аида ГАДЖИХАНОВА, Новое дело. 1 сентября 2018 года