Серебряный возраст. Как остаться востребованным сотрудником на пенсии
Какой план действий нужно разработать прежде, чем владельцы корпораций занесут вас в список «профнепригодных» топ-менеджеров
Повышение пенсионного возраста в России обострило проблему, которая и так была довольно значимой: как развивать карьеру тем, кто, с одной стороны, уперся в профессиональный потолок, а с другой — вошел в возраст, заставляющий всерьез задуматься: а что дальше? Особенно, если этот сотрудник — женщина.
Дело в том, что про будущее вообще имеет смысл думать тогда, когда оно все еще будущее. Потому что ничто так не приземляет, как внезапное наступление настоящего, особенно, если это связано с возрастом.
Помните, в 1990-е и начале 2000-х был популярен мем среди менеджеров — «Достигну всего к 40 годам и перестану работать». Многие тогда мечтали о будущем, связанном именно с таким воплощением успеха: сформировать к 40 годам хорошую «подушку безопасности» в виде некоего капитала, приносящего систематический пассивный доход, и уехать куда-то в прекрасные края заниматься чем-то, что всегда хотелось, но никогда на это не было времени. Писать картины, вышивать крестиком, просто валяться на пляже или философствовать на досуге, реализуя мечту А. П. Чехова, выраженную им в письмах А. С. Суворину: «…Сидеть бы на палубе, трескать вино и беседовать о литературе, а вечером дамы».
Но основная проблема в том, что это недостижимо и настраивает неправильно. Ведь во что упирается в своей карьере и вообще жизни каждый к 40 годам?
В одно из двух состояний:
1. Все складывается успешно, денег и экспертизы становится больше.
2. Надежды не оправдались, тренинги личностного роста не помогли, прозябаешь, мечтаешь об отпуске, денег никогда не хватает.
В обоих случаях вряд ли закончишь работать в сорок, ибо в первом случае глупо заканчивать игру, когда масть сама пошла в руки. А во-втором — жить не на что. Про вторых не будем дальше рассуждать, а вот первым надо задуматься про статус, который они будут иметь к 50 годам, не на излете карьеры, а намного раньше. Иначе к 50 годам или чуть позднее они гарантированно окажутся на рынке труда, ибо их (в российских реалиях) с топовых позиций непременно уберут — за очень и очень редким исключением. И попасть в число таких замечательных исключений — это тоже работа. А уберут по понятной причине: состоявшийся профессионал — крайне сложный объект управления. Банальная материальная мотивация его мало интересует (у него все есть), в своей функциональной области он знает настолько много, что успел забыть то, с чем молодые кадры прибегают, сияя глазами, как с выдающимся открытием (и потому крайне неохотно учится), руководитель предприятия зачастую его моложе, и сам приходит посоветоваться (и не только по профессиональным вопросам). Внимание и уважение руководства — это очень хорошая вещь. Если помнить, что барин всегда любит страстно, но недолго. У руководства компании со временем может возникнуть неприятное ощущение зависимости от какой-то «священной коровы» при полной ее неуправляемости. Экспертная власть такого состоявшегося топа становится зачастую намного выше не только его позиции в иерархии, но и позиции руководителя (а то и владельца) компании. И если при этом топ откровенно «не горит» по поводу задач предприятия, неприязнь к нему со стороны руководителя может принять организационные формы.
В какой-то момент компания понимает, что вместо постоянных трат средств и времени на то, чтобы вновь зажечь пару-тройку сотрудников, находящихся в состоянии «утомленного солнца», проще, дешевле и эффективней проводить их на заслуженный отдых, ограничив их роль разовой экспертизой, если понадобится. Итак, что же делать, чтобы к «серебряному возрасту» оказаться в числе избранных в области успеха и достижений, а не среди обиженных и разочарованных на рынке труда? Прежде всего имеет смысл задолго до наступления времени Х подумать и прописать свое желаемое состояние к 50 годам.
В качестве наиболее комфортных параметров могу предложить:
1. Гарантированный и не единственный источник пассивного дохода (ничего особенного не делаешь, а деньги образуются в силу умелой и своевременной инвестиции, причем не только в финансовые рынки, которыми не управляешь, а во что-то надежное. Во что? За ответ на этот вопрос и берут очень много денег на карьерных и инвестиционных консультациях).
2. Надежный источник активного дохода (свой бизнес или обладание таким личным бренд-неймом, когда на руководящий пост зовут именно вас, а не ваше резюме, предыдущую компанию или тем более вашим трудоустройством не платят дань вашему успешному и влиятельному супругу или супруге).
3. «Подушка безопасности» — сбережения в виде чистых активов в твердой валюте в быстром доступе на случай «все пропало, гипс снимают, клиент уезжает!», болезни, хронической неудачи, вынужденной эмиграции и прочего.
4. И только при выполнении пунктов 1–3 можно самовыражаться в разных ипостасях, на мой взгляд.
Поняв, к чему хочется прийти к своему пятидесятилетию задолго до его наступления, нужно строить свой план действий (с версиями А, В, С — на случаи наступления различных форс-мажоров, с ключевыми факторами успеха и вашими личными конкурентными преимуществами) начиная с 40, а лучше с 35 лет. Большинство успешных бизнесменов и бизнесвумен в мире находятся именно в возрасте «за 40», а многие как раз «за 50». Ибо для умных это пора расцвета. Жалобы же многих уволенных на то, что всю жизнь честно работали, а в 50 лет лишились своего места, говорят только о правильном решении работодателя, избавившегося от неэффективных активов.
Я вообще уверена, что за возраст никого не увольняют. Увольняют за то, что, дожив до определенного возраста, многие наемники так и не стали реальными профессионалами и бренд-неймами либо так и не научились (или разучились) видеть границы дозволенного. И тогда возраст служит поводом для того, чтобы заменить «утомленное солнце» на активного и мотивированного сотрудника.
Как попасть в число избранных и не быть уволенным:
1. Нужно представлять из себя самостоятельную ценность, не связанную с должностью, а связанную с профессией (быть бренд-нейм).
2. Нужно обладать достаточным уровнем вменяемости, чтобы знать свое место и не меряться властью с руководством предприятия.
3. Нужно уметь обосновывать свою профессиональную позицию, исходя из интересов предприятия, а не личных амбиций удерживания влияния.
4. Нужно иметь свой «запасной аэродром» в виде независимого источника дохода.
И кстати, в 50 лет жизнь не заканчивается, а только начинается, а потому план на 65-75 и даже на 105 лет тоже должен быть. И не в стиле «ну а тут уже дети помогут» или «не доживу» — а детальный, толковый и про себя. Как говорил Никита Михалков Людмиле Гурченко в известном фильме: «Ну давай сама-сама-сама».
Марина ВИШНЯКОВА Forbes Woman. 26 августа 2018 года
Антон Красовский: "Копите на пенсию, не думая о возрасте"
Журналист Антон Красовский удивлён, что в "пенсионном вопросе" сограждане озадачились только проблемой повышения возраста выхода на пенсию, но совершенно равнодушно годами воспринимали манипуляции с их же собственными пенсионными накоплениями.
"Честно говоря, народ русский привык все вопросы задавать не себе, он привык все вопросы задавать власти, - говорит Антон Красовский в эфире радиостанции "Эхо Москвы". - Народу русскому никогда не приходит в голову задавать себе вопрос: а хорошо ли я работал, например 27 лет. Это же речь идет об этом возрасте. О возрасте 45-50-летия. А не о возрасте людей, которым сейчас 60. Они и так уже получают свою пенсию.
Я считаю, что если люди хотят требовать действительно от этого правительства и от власти, от президента Путина каких-то изменений в пенсионной реформе, то требовать они должны очень простого – они должны требовать в первую очередь нормального рачительного отношения к собственным пенсионным накоплениям. То есть люди должны заняться своими пенсионными накоплениями. Повторяю, речь идет о людях вполне себе трудоспособного возраста. Это не пенсионерки, это молодые люди, которые должны вкладывать деньги в пенсионные фонды, они есть? – нет. Потому что вся реформа с частными пенсионными фондами провалилась. Но вкладывайте эти деньги в банки, они существуют. Посмотрите, как живут вообще люди в их возрасте. Например, в Канаде. Я уж не говорю про Америку, где вообще не существует никаких социальных пенсий нормальных - люди откладывают себе на старость. И если вы не откладываете себе на старость, если вы не думаете про свою старость, я не понимаю, почему вы пеняете к государству.
Я думаю про свою старость. Я откладываю. Вообще, как только у меня какая-то возможность откладывать, я откладываю. Все время откладываю. И в разные кубышки. И вам говорю, откладывайте. Потому что ваша старость никого кроме вас на самом деле не интересует. И это вопрос не к Путину, а это вопрос вообще к Космосу. Ваша старость не интересует никого, нигде. Поэтому все люди о ней думают самостоятельно. Начинайте думать о старости, когда вам 20 лет. Начинайте откладывать, копить по копеечке, не тратить на мобильные телефоны. Не брать потребительский кредит. Не устраивать свои свадьбы за 500 тысяч рублей в ресторанах и банкетных залах. Вам не нужны свадьбы, вам нужно подумать о том, когда у вас будет какая-нибудь карцинома, как сделать реальную операцию. Вот об этом надо думать, а не о том, что у вас фата за 200 тысяч рублей. Не покупайте машины, не берите ипотеку. Не делайте этого ничего. Думайте только о том, что 60 лет наступит очень быстро, и вы даже не заметите, как они наступят. И вам совершенно некому будет предъявить претензии".
Есть люди, у которых нет денежек вообще - действительно человек, который работает, например, разнорабочим в городе Кимры. И получает, например, 23 тысячи рублей в лучшем случае. Я прекрасно понимаю вот эту жизнь, понимаю, что есть бедные и так далее. Сейчас обращаюсь не к самым бедным людям. Опять же, в чудовищном мире чистогана существует огромное количество бедных людей, которые получают социальную помощь, социальные медицинские страховки, даже социальную еду, потому что им не хватает на эту еду. И я, собственно говоря, вам об этом и говорю, что откладывать надо ответственным людям, которые понимают, что есть огромное количество людей, которым хуже, чем им. И им как раз будет нужна помощь государства и нужна она ежедневно. Нужна она им, нужна она их детям, их старикам, и нужна она прямо сейчас. А не в 2038 году, как сейчас, когда речь идет о пенсионной реформе".