Два в одном. Почему гендерной идентичности в будущем нет места
Развитие технологий сказывается на всех сферах нашей жизни, даже канонические идеи феминизма претерпели изменения. Борьба за равноправие полов трансформировалась в проект по перестройке общественного сознания, согласно которому в мире не будет деления людей по гендерной принадлежности
«Родитель» вместо «папа» и «мама», промежуточный пол в шведских яслях, свобода гендерного самоопределения в европейских школах… В половом вопросе современная цивилизация, если пользоваться терминологией Попандопуло из кинофильма «Свадьба в малиновке», на грани грандиозного шухера. Скоро в ответ на безобидный вопрос: «У вас мальчик или девочка?» мы, скорее всего, услышим в ответ истошный вопль: «Полиция!» С чего все это началось и чем закончится? Попробуем разобраться.
За что боролись Начнем с трендов, которые регламентируют роль половой принадлежности в современном мироустройстве. Патриархат и матриархат похоронены в далеком прошлом — это факт. Феминизм, будораживший умы граждан (и особенно гражданок) в двадцатом веке, с наступлением ХХI-го потерял актуальность. Это тоже факт. Пока велась борьба «за» — равные права, доходы, возможности, — феминизм оставался реальной руководящей и направляющей силой. Сегодня он в аутсайдерах: старые цели достигнуты, новых нет. В результате приверженцам канонических фем-идей пришлось направить свои силы в другое русло — в борьбу против сексуальной эксплуатации, офисных домогательств, домашнего насилия и прочее. А это, извините, уже совсем не тот масштаб. Резюмируем: феминизм скорее мертв, чем жив. Однако дело его не пропало. Как когда-то декабристы Герцена, он пробудил к жизни новые движения, претендующие на истину в последней инстанции там, где речь идет о взаимоотношениях полов в мире будущего.
Перейдем к конкретике, как только определимся с дефинициями.
Гендерно-половой глоссарий
Современная наука разделяет два понятия:
1. Пол — набор биологических характеристик, отличающих мужскую особь от женской. Тон здесь задает набор первичных и вторичных половых признаков, известный каждому из нас из школьного курса биологии.
2. Гендер — типовой набор черт и характеристик, свойственных мужчинам и женщинам в том или ином обществе. Отсюда вытекает понятие гендерной самоидентификации, объясняющее, с каким полом индивидуум себя прямо или косвенно ассоциирует.
Вариативность гендерных ролей в современном мире стремиться к бесконечности. Топовый сайт знакомств Tinder уже сегодня предлагает пользователям 37 вариантов половой самоидентификации.
Это, конечно, перебор. По факту, базовый набор опций в этой сфере сегодня сводится к трем позициям:
— цисгендер: гендер соответствует полу;
— трансгендер: пол один — гендер другой;
— бигендер: пол один — гендера два.
Если с первыми двумя моделями все более-менее ясно, то на третьей стоит остановиться подробнее — она того стоит.
Два в одном
Именно в бигендеризме многие мэтры современной социологии видят светлое будущее человечества. Однако прежде, чем оно наступит, этой гендерной идентичности предстоит переродиться из гадкого утенка в белокрылого лебедя. Проблема в том, что статус бигендера в его традиционном понимании основан на чередовании ролей: сегодня мальчик, завтра девочка, послезавтра опять мальчик и так далее. Согласитесь, слегка попахивает шизофренией. Есть и хорошие новости: по прогнозам социологов, коренные сдвиги социальных укладов и последующие за этим изменения в самосознании личности должны привести к тому, что бигендер завтрашнего дня станет мужчиной и женщиной не попеременно, а одновременно. Это уже совсем другой коленкор. Полноценный М/Ж-симбиоз обеспечит его носителю ширину мировоззрения и полноту жизненных ощущений, принципиально недостижимые для мужчины или женщины по отдельности.
Такая концепция сверхчеловека «два в одном» имеет вполне реальные шансы стать социальной сингулярностью, на основе которой будут строиться общественные отношения будущего.
Обесполевающие средства
Следующее детище феминизма — постгендеризм, декларирующий в обозримом будущем полный отказ от понятия пола. Для этого, по мнению приверженцев движения, необходима целенаправленная перестройка общественного сознания. Плюс развитие биотехнологической отрасли, призванное полностью освободить женщину от репродуктивной функции: именно ее постгендеристы считают источником всех зол. Не менее популярен в неолиберальных кругах кибертрансгендеризм. Он, если абстрагироваться от интимных деталей, призывает к созданию технологий и устройств, которые позволят человеку будущего произвольно и, главное, многократно изменять половую принадлежность. Предпосылки налицо уже сегодня: обобщив общемировые статистические данные, исследовательская группа университета Манитобы в ноябре прошлого года предложила мировому сообществу выделить в особый вид сексуально-половой ориентации цифросексуалов (digisexuals) — тех, кто не мыслит акт близости без технологий.
Прогнозов в этой области хоть отбавляй. От полного ухода сексуальных отношений в виртуальный мир, когда все необходимые телодвижения исполняют 3D-реплики, а пользователи, развалившись в VR-креслах, снимают сенсорные сливки. До хайтек-решений, которые обеспечат возможность дистанционного сексуального акта человеческих особей, полностью имитирующего реальную близость.
Адепты digisex-подхода убеждены: апгрейд человеческих взаимоотношений в этой области неотвратим, как когда-то трансформация конвейера с ручным трудом в автоматизированную сборочную линию. Результат будет более точно соответствовать ожиданиям, достигаться значительно быстрее и с меньшими трудозатратами.
Помимо системного влияния на судьбы цивилизации, гендерно-половая мультипликация будет иметь крайне любопытный побочный эффект. Сегодня в общественных заведениях предусмотрено две комнаты с общепринятой буквенной маркировкой. Судя по всему, скоро придется добавить третью. Для посетителей, которые не ассоциируют себя ни с «М», ни с «Ж».
Вопрос: попробуйте угадать новую букву.