Медицинский туризм: почему иностранцы лечатся в России, а россияне — за границей
Въездной медицинский туризм в России набирает обороты. Россияне при этом, наоборот, все чаще предпочитают лечиться за рубежом. Сравняются ли потоки на въезд и на выезд? Станет ли въездной медицинский туризм локомотивом экономики, как, например, в Турции? Не будут ли россияне испытывать дефицит медицинских услуг из-за наплыва иностранных пациентов?
Выезжать для лечения в другую страну — общемировой тренд. Согласно индексу Медицинского туризма (MTI), а также отчетам исследовательских корпорации Оxford Economics и Visa, к 2025 году в мире оборот в сфере медицинского туризма достигнет более $3 трлн. Сегодня мировой рынок медицинского туризма оценивается в $439 млрд ежегодно. В ближайшие 10 лет он будет расти не менее чем на 25% в год.
В десятку лучших направлений для медицинского туризма входят Канада, Великобритания, Израиль, Сингапур, Индия, Германия, Франция, Южная Корея, Италия и Колумбия.
Здоровы потенциально
Наша страна на 34-м месте. Ее ближайшие соседи — Иордания (33-е), Оман (35-е), Тунис (36-е) и Кувейт (37-е). Всего в рейтинг вошло 41 государство. При этом, по данным Всемирной туристской организации при ООН UNWTO, по привлекательности медицинского и оздоровительного туризма Россия занимает пятое место в мире. Но вот по реализации этого потенциала всего лишь 59-е.
Чтобы исправить положение и пополнить казну, в конце 2017 года правительство приняло госпрограмму по развитию медицинского туризма в России. Планируется, что к 2025 году количество иностранных граждан, которые получат лечение в нашей стране, составит 0,5 млн человек ежегодно, что должно принести в бюджет дополнительно 13 млрд рублей. Сейчас Минздрав разрабатывает программу развития отрасли. Будут сформированы целевые регионы (московский, северо-западный и новосибирский), создан рейтинг медицинских учреждений, которые будут оцениваться по уровню оснащения, квалификации врачей, количеству предоставляемых услуг. Но основным слагаемым успеха в таких случаях являются инвестиции. Пока неизвестно, должна ли будет отрасль справиться собственными силами или ей поможет государство. Напомним: чтобы развить медицинский туризм в Турции практически с нуля, ее власти вложили в отрасль около $30 млрд.
Официальной отечественной статистики по медицинскому туризму пока нет. Но, по данным Российской ассоциации медицинского туризма (АОММТ), в прошлом году с медицинскими целями Россию посетили более 110 000 иностранцев. Въездной медицинский туризм в России за 2015 год вырос на 21%, за 2016 год — на 56%. И принес России, соответственно, 7–10 млрд рублей и 10–15 млрд рублей, по данным Экспертно-аналитического центра РАНХиГС.
Кто все эти люди
По данным АОММТ, на лечение в Россию едут состоятельные граждане из стран бывшего СНГ, где получить медицинскую помощь высокого уровня затруднительно. Они могут заплатить немалые, по меркам своих стран, деньги за ЭКО, онкологические операции, коронарное шунтирование. Эксперты отмечают, что за последний год вдвое возросло число медицинских туристов из Китая. Приезжают в Россию также пациенты из Японии, Вьетнама. Они активно посещают города Сибирского федерального округа. В целом жители Средней и Юго-Восточной Азии составляют более 60% медицинских туристов. Спрос на российскую медицину наблюдается также среди граждан Дании, Швеции, Финляндии, Германии и Израиля. Как правило, это наши бывшие граждане и члены их семей.
Самая востребованная медицинская отрасль — стоматология (44% пациентов). Далее следуют гинекология и урология (около 25% в совокупности), пластическая хирургия (10%), офтальмология (10%) и кардиология (5%). Как правило, иностранцы приезжают в Россию за лечением, которое не имеет страхового покрытия (или его недостаточно) у них на родине. А также в случае больших очередей на некоторые виды бесплатного лечения. Относительно низкий курс рубля позволяет иностранцам экономить на получении медицинских услуг до 40–80%.
Эксперты уже высказывают опасения, что приток состоятельных пациентов из-за рубежа поднимет цены на платные медицинские услуги в России и сделает их недоступными для большинства россиян. Эти опасения преждевременны. Чтобы медицина в России стала по-настоящему привлекательной для иностранцев, ей придется срочно решить следующие задачи: повысить уровень сервиса как для пациентов, так и для сопровождающих лиц, научить врачей и средний медперсонал английскому языку, довести уровень реабилитации до мирового уровня. Пока же только четыре клиники в России прошли сертификацию Joint Commission International (JCI). Для сравнения: в Израиле таких больниц насчитывается 31, в Южной Корее — 27.
Дома стены не помогают
Эксперты отмечают, что к 2017 году число медицинских туристов из России достигло докризисного уровня и составляет около 80 000 человек в год. По данным Российской ассоциации медицинского туризма (АОММТ), в 2014–2015 годах на лечение за границу отправлялось более 100 000 человек ежегодно. В 2016 году количество таких туристов сократилось до 80 000 человек и держится пока на этом уровне.
Самыми востребованными у россиян странами для лечения последние несколько лет являются Израиль, Германия и Финляндия. Однако быстро растет поток в страны Азии — Турцию и Индию. Цены там на 40–50% ниже, чем в Европе, при сравнимом уровне медицинских услуг.
Что заставляет пациентов из России искать лечения за рубежом? Основных причин пять.
В России часто сложно получить на месте высокотехнологичную помощь. Особенно после того, как некоторые ее виды перешли из ведения федерального бюджета на региональный уровень. Масса бумаг, разрешений, согласований съедает время, которое у больного человека очень ограничено.
Даже если человек готов платить за медицинскую помощь, не все ее виды в России развиты так же, как за рубежом. Особенно это касается операций (и последующей реабилитации) при онкологических заболеваниях — пересадки костного мозга, например, или трансплантации органов. Российские врачи блестяще владеют всеми техниками, но количество операций с использованием высоких технологий и инновационного медицинского оборудования на порядки ниже, чем за рубежом. Это связано с особенностями российского законодательства, и, увы, ситуация меняется медленно.
Цены в российских клиниках зачастую сравнимы со стоимостью лечения за рубежом. На них влияют как высокая стоимость аппаратуры и расходных материалов, которые закупаются за доллары и евро, так и отсутствие конкуренции в некоторых видах медицинских услуг.
Даже если качество услуг и цена сравнимы, в зарубежной клинике находиться приятнее. Удобство пациента и его близких является важнейшим фактором, который во многом определяет финансовый успех клиники, поэтому большинство иностранных клиник переходят на одноместные/двухместные номера гостиничного типа. Есть, конечно, и в России несколько клиник, которые могут похвастаться подобным сервисом, но все-таки чаще всего пациенты проходят терапию или реабилитацию в скромно оборудованной многоместной палате.
Реабилитация. Она необходима после онкологических операций так же, как после ортопедических. Не говоря уже о постинсультных и постинфарктных состояниях. Да, в последнее время о реабилитации много говорят, но пока ею занимаются лишь врачи-энтузиасты в государственной медицине и несколько частных клиник, к примеру, Юсуповская больница в Москве.
Агрегаторы здоровья
Перед российским пациентом, решившим получить медицинскую помощь за границей, встает проблема выбора страны, клиники и конкретного врача. Вроде бы имеется множество посреднических фирм. Их находят с помощью Google и «Яндекса», опрашивают знакомых и родственников. Как правило, дело заканчивается тем, что человек просто выбирает понравившийся сайт, где обещают помочь быстро и дешево. Однако по неопытности можно сильно ошибиться. Обычно такие фирмы работают как обыкновенные турагентства и не сильно обеспокоены качеством медицинских услуг, которые предоставляют клиники-партнеры.
Поэтому будущее за онлайн-платформами, которые дают возможность пациенту быстро, в режиме реального времени связаться с нужной клиникой и врачом и получить всестороннюю помощь, от перевода медицинских документов на иностранный язык до построения логистики и резервации отеля. Международная аккредитация клиник-партнеров в системе JCI и ISO (международная организация по стандартизации), а также аккредитация в своих странах (Care Quality Commission — в Великобритании, NCQA — в США, Technical Control Unit — в Германии) позволяют обеспечить пациенту безопасность и высокое качество медицинских услуг. Российский рынок медицинского туризма пока не организован и не освоен, а спрос внутри России на лечение за рубежом будет только расти. Сейчас в Европе здравоохранение и сфера медицинского туризма переживают цифровую революцию, но в России пока эти процессы находятся на начальном этапе развития. Однако сравняются ли потоки медицинских туристов «туда» и «обратно» и когда именно, зависит не столько от организации рынка, сколько от платежеспособности российских пациентов.