Впервые за последние несколько лет в Северо-Западном регионе и в России в целом зафиксирован рост спроса на крепкие спиртные напитки. По данным исследовательской компании Nielsen, с апреля 2017 года по апрель 2018 года спрос на крепкий алкоголь увеличился на 16% по стране и на 9% — в СЗФО. Впрочем, как считают опрошенные РБК Петербург эксперты алкогольного рынка, данные статистики демонстрируют лишь временное перераспределение спроса — предпосылок для долгосрочных изменений на рынке по-прежнему нет.
Неожиданные цифры По словам руководителя группы по работе с алкогольными клиентами компании Nielsen Аллы Петросян, в последнее время аналитики наблюдают увеличение объема продаж по всем категориям крепких спиртных напитков, включая коньяк, виски, ром, текилу, джин. «Наибольшими темпами растет коньяк, прибавивший 26% к прошлому году в объемном выражении», — комментирует Петросян.
Данных по изменению объемов продаж водки в статистике Nielsen нет, однако, как сообщили РБК Петербург в компании «Ладога», официальная статистика говорит о том, что продажи водки в 2017 году выросли на 2,4% по сравнению с результатами 2016 года. При этом в «Ладоге» добавили, что прирост продаж основного бренда компании, водки «Царская», составил 15% от уровня 2016 года.
Внутри и снаружи
Увеличение продаж крепких спиртных напитков связано с ростом спроса на импортный алкоголь, полагает директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский.
«По сравнению с 2016 годом, в 2017-2018 годах значительно вырос сегмент импортного алкоголя. Рост спроса наблюдался как в винодельческом сегменте, так и в сегменте крепкого алкоголя», — говорит Черниговский.
Рост импортного алкоголя он связывает со стабилизацией курса валют во второй половине 2017 года. «Как только розничная цена становится приближенной к ценам отечественных аналогов, спрос перераспределяется в пользу импортных напитков. Например, в 2017 году импорт винодельческой продукции (вино, игристые вина, коньяк) вырос на 8,5 млн декалитров, а отечественные виноделы потеряли 8 млн декалитров», — поясняет Черниговский.
Долгий кризис
Впрочем, по его мнению, рост популярности импортной продукции не отразился на общем объеме продаж в сегменте крепкого алкоголя. «В целом рынок крепких алкогольных напитков, как и весь рынок легального алкоголя, просел», — констатирует Черниговский.
Однако, отмечает эксперт, несмотря на общую стагнацию легального рынка алкоголя, объем потребления спиртосодержащей продукции в России не изменился по сравнению с докризисными годами. Уровень потребления сохраняется благодаря росту «серого» рынка, который составляют самогон, настойки и лекарственные средства, содержащие этиловый спирт.
При этом легальная продукция теряет потребителя из-за роста цен. «Значительная часть населения не может себе позволить купить бутылку водки по минимальной розничной цене. За счет этого растут объемы нелегального рынка», — поясняет Черниговский.
Возраст для крепкого алкоголя
Рынок легального крепкого алкоголя ожидает затяжной кризис, который продлится до 2029 года, прогнозирует глава Центра федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Причины этого кризиса, по его мнению, не только финансовые, но и демографические.
«Обычно молодой человек переходит на потребление крепкого алкоголя в 27-28 лет. Сейчас в этот возраст вступили люди, родившиеся в 1990-х, когда значительно снизилась рождаемость. Поэтому с 2018 года начинается долгосрочный кризис крепкого алкоголя — каждый год производство и потребление этого сегмента будет падать на несколько процентов. Восстановление рынка произойдет в 2029 году, когда в возраст потребления крепких напитков войдут родившиеся после 2003 года. Таким образом, рынок получит в два раза больше потенциальных потребителей», — полагает Дробиз.