Дети комфорта, или откуда взялось «хрупкое поколение»
В мире становится все больше людей, которые боятся даже обидных слов
Откуда берутся люди, убежденные, будто государство-нянька должно заботиться о них на каждом повороте? В последние десятилетия произошел переворот в подходе к воспитанию детей. Раньше было естественным, что 6-летние ходят в магазин в соседнем квартале, гуляют сами по себе, играют без постоянного надзора взрослых. Теперь же за «оставление ребенка без присмотра» можно заиметь проблемы с законом. Так называемому «хрупкому поколению» посвятил свой материал журнал Reason, который отрецензировал и прокомментировал в ФБ журналист Михаил Пожарский.
Дети подвергаются постоянному контролю - как со стороны родителей, так и со стороны представителей разросшейся до неприличия индустрии «детского досуга». Ведь что отличает свободную игру на улице от занятий под присмотром родителей-педагогов-психологов? В первом случае детям требуется самим придумывать себе игру, договариваться о правилах, разрешать конфликты. Тогда как в случае постоянного менеджмента со стороны родителей-педагогов этого не происходит - занятия определены заранее, правила установлены, а разрешением конфликтов занимается внешняя инстанция в лице взрослого. Не получив в детстве навыков социальной самоорганизации, люди и повзрослев продолжают требовать того, чтобы все вокруг было максимально отрегулировано, а решением проблем занимались внешние инстанции - государство, университетское начальство и т.д.
Получается интересная ситуация. С одной стороны ныне считается, что хорошие родители должны больше времени проводить с детьми, а также побольше мучить их кружками, секциями и прочими клубами юных техников. В действительности же такая гиперопека лишает детей самостоятельного мышления, социальных навыков, творческого подхода. А родителей - радости наблюдать, как дети учатся на собственных ошибках, находят собственные способы выхода из сложных ситуаций. Гиперопека - следствие моральной паники и когнитивных искажений. В развитых странах мало детей, а взрослым кажется, будто окружающий мир полон опасностей. Несмотря на то, что реально они живут в самое безопасное время в истории.
Этот текст сильно перекликается с известной статьей либертарианского философа Роберта Нозика «Почему интеллектуалам не нравится капитализм?». Тот писал, что интеллектуалы привыкли быть первыми в школе и университете т.е. там, где заранее известно, что нужно делать, чтобы получить хорошую оценку, статус и похвалу. Но, что нужно делать, чтобы получить награду на свободном рынке? Это никогда неизвестно заранее на 100%. Рынок пугает своей непредсказуемостью умников, привыкших к тепличным условиям академии. С «хрупким поколением» случались та же история, только жизнь в теплице теперь начинается с самого раннего детства.
Новые Известия. 29 мая 2018 года
Новое поколение молодых способно поменять российскую матрицу
Эти юноши и девушки не только понимают всё, они смогут победить отечественные мракобесие и дикость
Буквально вчера «Новые Известия» опубликовали материал про новое поколение молодых людей, выросшее на Западе, которое уже получило название «хрупкое». Это юноши и девушки, родители которых с пелёнок оберегали их от любых жизненных напастей, от любого столкновения с реальностью. Соответственно, вышли они в «большую жизнь» мало подготовленными и слабыми, готовыми сдаться на волю обстоятельств при любой неудаче.
К счастью, в России всё не так. В наших условиях избежать реальности практически невозможно, а потому главная задача родителей воспитать своих детей так, чтобы они либо (в худшем случае) к реальности подстраивались, либо (в лучшем) умели ей противостоять. В этом смысле очень показательна точка зрения блогера, историка по образованию Александры Григорьевой, которая имеет возможность, живя в Англии и регулярно приезжая на родину, сравнить российскую и английскую молодежь, и понять, что не всё ещё потеряно:
«Когда 7 лет назад я уезжала из России в Англию, почти всё в ней мне казалось довольно безнадёжным. Перед отъездом я зашла попрощаться с моим любимым преподавателем истфака, покойным ныне, профессором Юрием Георгиевичем Алексеевым. Он уже был очень старенький, ходил с палочкой...
Он посмотрел на меня своим почти слепыми глазами и грустно так сказал: «Деточка... куда же вы уезжаете? Кто же будет бороться с этим всем?..»
Простите меня, Юрий Георгиевич, я уехала.
Но моя дочка осталась и уезжать не планирует, сказав «мама, если все нормальные уедут, кто будет менять это всё?».
При условии, что она всё понимает, но на протестные митинги не ходит. Их много сейчас, молодых ребят, 18 - 25 лет, которые ещё недавно были детьми и которые не обременены воспоминаниями о таких унизительных вещах, как дефицит самого необходимого, невозможность выехать за рубеж и вернуться, обязанности повторять мантру про ведущую роль партии на пути к коммунизму, в которую все верили не больше, чем в пришествие Христа.
Они другие. Им не знакомы наши комплексы и страхи; многие из них уже посмотрели мир, побывали в Европе и Америке. У них в тренде быть не столько богатыми, сколько умным и образованным. Самореализацию они ставят выше марки автомобиля, покупке которого они не придают статуса необходимости. Они не помешаны на дорогих шмотках, хотя и любят определенную небрежную элегантность.
Они легко вступают в разговор с незнакомым людьми и непринуждённы в беседе. Они не слишком хорошо знают историю, предпочитая ей углубленные профессиональные навыки и новые технологии (но даже я не вижу в этом ничего страшного: история России это тяжкий груз, который, если ты берёшь на себя, то вынужден тащить его, в сопровождении неосознанного чувства вины... Зачем? Разве знание истории кто-то чему-то научили? Да, если бы это было так, и люди учились бы на примерах из прошлого , мы уже жили бы в раю.)
У меня в России есть знакомый, довольно состоятельный человек. Его сын учится в Швейцарии в очень престижном университете, где абсолютно все ходят в джинсах и кедах, а достижениями считаются успехи в учёбе. Этот мальчик специально приезжал в Москву на выборы мэра, когда до них допустили Навального, и участвовал волонтёром в его избирательной компании. Потом он сказал отцу, что это были самые счастливые недели в его жизни. «Понимаешь, Саша, - сказал мне его отец, - если эти ребята вернуться в страну, то они многое смогут поменять».
Я приезжаю в Питер в среднем 2-3 раза в году и могу точно сказать, что несмотря на общую тягостную атмосферу агрессии и беспокойства, которая нагнетается чудовищным объёмом пропаганды в СМИ, я вижу, что сейчас растёт поколение каких-то инопланетян...
Наверное они другие ещё и потому, что они эти СМИ не смотрят, не читают и не слушают. У них есть мировая паутина и это делает их гражданами мира. Я сталкиваюсь с ними везде: в метро, на лавочке на улице, в стильных кофешопах, где они часами сидят за компьютерами, на курсах бариста (ребята уходят в прекрасный мир кофе, забив иной раз на университетские дипломы), на лекциях о Дэвиде Линче (и уж они то знают все подробности его биографии, в отличие от меня). Они учатся и работают, и думают больше о самореализации в работе, чем о политике. При этом понимают все. Или догадываются. Но именно этим они меняют российскую проклятую матрицу.
Они не революционеры и бунтари, но ведь известно, что почти все закоснелые консерваторы были бунтарями в молодости. А ведь подрастают новые, тем кому сейчас 14-17.
Я говорю не том, что все они такие. Но их много, очень много. Когда я уезжала, они были детьми, а сейчас они подросли и стали заметной прослойкой общества.
Так вот, эти инопланетяне приносят в российскую жизнь то, о чем мы просто не думали: появилась культура благотворительности, как забота о больных, слабых и неимущих. И уже не все реагируют на больных наркоманией словами: «сам виноват», на бедность одинокой матери - «зачем рожала, если нет денег воспитать», на одинокую старость – «надо было рожать детей».
Откуда это появилось, если не из Европы, где милосердие к слабым давно воспринимается на уровне личной ответственности? Появилась культура маленьких сообществ - групп по интересам.
Тут вообще занимательная история: я поняла, что сознательность граждан Великобритании во многом держится на участии почти всех их в различных маленьких группах по интересам. Этих групп очень много и не важно, что объединяет этих людей из порой самых разных социальных прослоек: политика , благотворительность, гольф, обсуждение книг (тематикой в зависимости от направления группы), покер и футбол, местное самоуправление, бизнес группы, музыка, кулинария, любителей чая, йоги, долгих прогулок и изучения истории своих городов или деревень....
Меня поразило, что в самой маленькой деревне можно найти, как минимум, несколько таких групп или сообществ. Это воспитывает в людях ответственность и понимание того, что от их личных усилий и мнений что-то зависит. И это тоже появляется сейчас в России.
По моему, Екатерина Шульман, которую я вообще очень уважаю за трезвый взгляд на российскую действительность, говорила о том, что маленькие сообщества это основа здорового общества.
Когда советский человек (а все наше покорение родом из СССР) попадает на Запад и начинает там обживаться, он неизбежно проходит большую ломку. Ты либо становишься частью другого общества, меняя своё старое сознание, либо остаёшься за бортом, обрекая себя на сытую, но несчастную жизнь человека, который хочет жить в цивилизованной стране, оставаясь при этом не цивилизованным человеком. В сущности, вся система уклада жизни в Европе даёт тебе понять, что честно работать и платить налоги выгоднее, чем изворачиваться или пытаться что - то украсть.
Мои личные наблюдения за англичанами показали мне, что природа человека примерно везде одинакова : если плохо лежит, то почему бы не взять. Приятель моего английского мужа, натурально очень жуликоватый человек, участвовал в политике на уровне муниципалитета и даже был мэром одного небольшого города. Я уверена, что если бы система ему позволила, он украл бы все, что не приколочено. Но он был вынужден честно работать на благо общества, потому, что если его даже заподозрили бы в нечестности, его карьера закончилась бы раз и навсегда. Потому что есть независимые злые СМИ, независимые суды и граждане, которых участие в маленьких сообществах приучило к активности и ответственности.
В Англии есть категория людей, как бы это лучше выразиться... гопников, которых сами англичане называют словом chav. И они, как положено гопникам, одеты в тренировочные костюмы Адидас и кепки, они сидят на пособиях из поколения в поколение и составляют питательную среду для криминала. Но даже эти, не самые лучшие люди нашего города, полны достоинства и сознания того, что государство им должно, что чиновник это человек который обязан работать на них, а полиция не имеет права без причины повышать на них голос. Наверное, это с нашей точки зрения перебор, но государство им помогает; чиновники решают их бытовые проблемы, полиция отменно вежлива, а волонтёры ломают головы, как социализировать этих людей и что нужно сделать, чтобы у них появился стимул учиться или работать.
Я уверена, что вместе с новыми технологиями, стильными кафе, вежливостью работников сервиса, уважением к профессиональным умениям, милосердием в заботе о слабых, больных или даже просто ничтожных и оступившихся, в Россию проникает европейская культура.
Меня конечно ужасают такие проявления дикости и мракобесия, как все эти «петербургские казаки» или «отряды Путина». Но когда я общаюсь с новыми «не советским» молодыми россиянами, мне кажется, что все не так уж плохо потому, что я вижу вектор.
Я недавно почитывала историю Англии и с удивлением осознала, что основной целью Кромвеля было, оказывается, не столько свержение монархии, сколько борьба с коррупцией в монархии и последующем парламенте! И не сказать, чтобы он эту битву выиграл, но ведь после его смерти, несмотря на реставрацию, лёд то тронулся! Я не уверена, что Навальный ассоциируется у меня с Кромвелем, но, по сути, в Англии решались те же проблемы, что сейчас в России. Только это было лет на 300-400 пораньше.
Я уверена, что несмотря на то, что новые институты в России работают со скрипом, это лучше, чем когда их не было вообще. Поэтому я опять повторяю мою любимую британскую пословицу Fake it till you make it. А победить мракобесие и дикость...
Ну англичанам ведь тоже привили многие черты цивилизованных людей лишь в викторианскую эпоху, когда вежливость и уважение к другому человеку, вошли в моду, которая стала чертой их национального характера. Поэтому мне кажется, что России нужно только время и перемены будут.
Они уже есть...
Новые Известия. 30 мая 2018 года
Ребенок в мире людей
Современные дети растут в совершенно новых условиях, каких не было еще каких-то двадцать лет назад
1 июня отмечается Международный день защиты детей. Взрослым этот праздник дает повод задуматься, как сделать жизнь детей по-настоящему счастливой и радостной. А еще – вспомнить лишний раз о собственном детстве. Вспомнить – и сравнить. У каждого поколения оно свое. Вернуться в него невозможно, а вот совершить попытку понять сегодняшних детей – вполне реально. Об особенностях и проблемах детства в современном мире мы говорим с молодым исследователем, кандидатом культурологии Еленой СУВОРКИНОЙ.
Строки биографии
Суворкина Елена Николаевна – кандидат культурологии, заведующая сектором систематизации научной библиотеки Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина.
Лауреат премии Рязанской области имени академика И.И. Срезневского (Рязань, 2014). Лауреат конкурса «Молодой ученый года» имени академика И.П. Павлова (Рязань, 2010, 2014).
Сфера научных интересов – теория культуры, социальная антропология (культурная антропология), философская антропология, социология культуры, социальная история.
Автор свыше 120 научных публикаций, в том числе двух монографий – «Морфология субкультуры детства: культурологический анализ», «Субститут – и эрзац-феномены в субкультуре детства». Участник многочисленных научных конференций, форумов, симпозиумов.
Р.В. – Елена Николаевна, несколько слов о себе для знакомства. Как у вас возник интерес к теме детства?
Е.С. – Тема детства стала объектом моего изучения еще в студенческие годы. После школы я поступила в Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина на специальность «Культурология» на факультет русской филологии и национальной культуры. Потом было обучение в магистратуре по направлению «Историко-краеведческое образование» на факультете истории и международных отношений. Параллельно я продолжала научные исследования и стала соискателем кафедры культурологии. В 2014 году защитила кандидатскую диссертацию.
Предметом моего анализа стала субкультура детства в рамках культурологического подхода. Тема детства хорошо изучена в педагогике, психологии, социологии и т. д., но в культурологии еще многое предстоит сделать. Это обусловлено тем, что сама наука культурология – молодая.
Р.В. – А каким было ваше детство? Вообще есть ли стандарты, каким оно должно быть?
Е.С. – Конечно, четких стандартов счастливого детства быть не может. Это все равно, что искать универсальную формулу счастья, которое для каждого свое. Представление о счастливом детстве напрямую зависит от понимания этого вопроса каждым из родителей, наличия определенной системы ценностей, вероисповедания, места проживания и пр. Более того, по этому вопросу есть две точки зрения: позиция взрослого и позиция ребенка, и они по ряду пунктов отличаются. Вместе с тем можно обозначить некоторые «обязательные» элементы для счастливого детства: любящие родители, материальная обеспеченность семьи, хорошее состояние здоровья всех членов, доброжелательная атмосфера.
Если говорить обо мне, то у меня было счастливое детство: любящие родители и старшая сестра. Приятные воспоминания храню в сердце о семейных праздниках, выездах на природу за грибами, щавелем, черникой, летних каникулах у родителей отца и матери.
Р.В. – Каждый период жизни человека уникален своей неповторимостью. Каковы особенности детства, его задачи и смыслы?
Е.С. – В период детства закладываются основы человека как личности, его физического и духовного здоровья, запускаются процессы социализации и инкультурации, ребенок овладевает языком. Существует версия, что взрослый не справился бы с тем объемом задач и операций, который выполняет ребенок, если бы он оказался на его месте. Более того, психологически он не выдержал бы состояние новорожденного, чуждости всему и вся.
Р.В. – Какие феномены появились в жизни современных детей, которых не было несколько поколений назад?
Е.С. – Они связаны с интенсивным развитием интернет-технологий, ростом доли сегмента мобильных телекоммуникаций и медиапродукции. Ребенок интегрирован в интернет-пространство, активно использует различные гаджеты. Общение, игры перешли из социокультурного пространства двора в пространство Интернета.
Р.В. – Ряд специалистов говорят о культе детства в современном мире. Есть ли он, на ваш взгляд, и к чему может привести?
Е.С. – Да, такая проблема есть. Более того, появился специальный термин «детоцентризм». Следует подчеркнуть, в ряде определений данного понятия акцентируется внимание на том, что это стиль воспитания, в основе которого именно культ ребенка. В своей сущности он имеет благие намерения – закрепить его право на жизнь, дать ему максимальную степень защиты. В 1989 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была принята Конвенция о правах ребенка. Но к настоящему моменту в культуре семьи обнаружился новый крен: если раньше доминантой были права родителей и обязанности детей, то теперь – обязанности родителей и права детей. Ребенок ставится во главу угла, что может привести к формированию таких черт характера, как эгоизм, нарциссизм, жадность, черствость и даже неприспособленность к жизни. Здесь шутливая поговорка «Плох тот родитель, который не доведет ребенка до пенсии» особо актуальна.
Диаметрально противоположной проблемой является отказ от детей, нежелание иметь их вовсе – направление чайлдфри. Здесь сознательно делается акцент на личное развитие человека, не обремененное деторождением. К сожалению, мировоззрение с возрастом может поменяться, но родных детей уже не будет.
Р.В. – Как все-таки найти разумную границу между необходимостью ограждать детей от опасностей и задачей вырастить самостоятельного человека?
Е.С. – Я считаю, в основе воспитания должно быть выстраивание доверительных отношений в плоскости «ребенок – родитель» и отказ от авторитаризма. Только это поможет воспитать ребенка как личность, способную принимать самостоятельные решения, пусть даже ошибочные, понять и исправить которые поможет семья.
Р.В. – Многие учителя сегодня сетуют, что каждое новое поколение молодежи все более безграмотное, чем предыдущие…
Е.С. – Это слишком категоричное суждение, которое в своей основе не соответствует действительности. Технологии обучения и воспитания совершенствуются, разрабатываются принципиально новые инструменты. Активно внедряются инновационные технологии – интерактивные, проектные, здоровьесберегающие и другие. Происходит интенсивное наращивание знаний. Все больше ученых констатирует тот факт, что мы перешли к третьему типу культуры по классификации этнографа Маргарет Мид – префигуративному, когда именно молодое поколение учит старшее. Постфигуративный (младшие учатся у взрослых) и кофигуративный (дети учатся у старших и ровесников) типы мы переросли. Например, сегодня вы можете увидеть, как именно «безграмотная» молодежь помогает старшему поколению оплачивать услуги через терминал, банкомат, ориентироваться в интернет-пространстве, овладевать различными цифровыми устройствами.
Р.В. – Раньше в крестьянских семьях дети уже с 11-12 лет считались помощниками, а сегодня 30-летние зачастую не хотят работать, брать на себя ответственность. Как оценивать такие перемены?
Е.С. – Количественному и качественному характеру изменений периода детства посвящено много исследований. Важно понимать, что это не одномоментные и внезапные процессы, они неразрывно связаны с общей историей человечества. В XX веке они лишь ускорились, а отдельные моменты были законодательно закреплены, в частности, что ребенок – это лицо, не достигшее 18-летнего возраста. Отмечу, в ряде случаев феномен удлинения периода детства сопряжен с ранним взрослением, что обусловлено доступностью информации. При этом раннее взросление далеко не всегда означает готовность ребенка к самостоятельной жизни, он может продолжать оставаться инфантильным и неприспособленным.
Р.В. – Есть ли сегодня конфликт отцов и детей и в чем его особенности?
Е.С. – Безусловно. Конфликт во многом определяется разницей соотношения опыта (практической составляющей) и информированности (теоретической составляющей), а также подменой этих понятий. Сегодня в условиях высокой информационной доступности создается иллюзия знания, понимания и владения ситуацией. Но в ряде случаев только опыт, который расценивается некоторыми как устаревший материал, способен помочь принять правильное решение.
Р.В. – С 2018 года в России объявлено «Десятилетие детства». Ваше мнение об этой инициативе?
Е.С. – Закон был подписан в мае 2017 года в целях совершенствования на государственном уровне политики в области защиты детства. «Десятилетие детства» продлится с 2018 по 2027 год. Программа является логическим продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы («пятилетка детства»). Как видите, этот проект был необходим и стал лишь следующим шагом – закономерным и ожидаемым. Некоторые задачи остались прежними: решение демографического вопроса (по родившимся в 90-е годы), ясельное обеспечение и другие. Среди новых – проведение фундаментальных исследований в области профилактики детской инвалидности, развитие системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями, развитие программы неонатального скрининга и прочие.
Р.В. – Спасибо вам за беседу. Желаем дальнейшей плодотворной научной работы.
Е.С. – Спасибо, в заключение я хотела бы поздравить детей и родителей с Международным днем защиты детей и пожелать любви, здоровья, терпения.
Татьяна КОРЗУНИНА Рязанские ведомости. 1 июня 2018 года