В Ирландии «даже у коровы больше прав, чем у женщины»
25 мая в стране пройдет референдум, на котором граждане выскажут свою точку зрения о легализации абортов
Ирландская девушка или женщина не имеет права сделать аборт, даже если она стала жертвой изнасилования или инцеста. 25 мая Ирландия выскажет свое мнение о легализации абортов. Если большинство проголосует «за», то в стране, возможно, вскоре появятся соответствующие либеральные законы. Выступающие за легализацию абортов часто слышат в свой адрес, что они «убийцы» и «детоубийцы»
Дублин/Дроэда — Агитирующая в центре Дублина за легализацию абортов Робин Пейдж (Robin Page) расстроена, и на то есть причины.
«Только что ко мне подошли двое мужчин и выкрикнули, что я сгорю в аду», — рассказывает Пэйдж.
Студентка Тринити-колледжа Пейдж испытала множество унижений. Один мужчина обозвал ее убийцей и ударил.
«На другого сторонника права на аборт накинулась целая компания десятилетних мальчишек с криками „убийца!"»
В настоящий момент конституция страны наделяет женщину и эмбрион одинаковыми правами. На практике это означает, что в Ирландии женщина не может сделать аборт, даже если ее изнасиловали или она стала жертвой инцеста. За аборт можно получить 14 лет тюремного заключения.
Беременность можно прерывать только в том случае, если жизнь женщины находится под угрозой. Однако на практике даже это не является гарантией.
На референдуме будет задан вопрос об отмене спорного параграфа конституции.
Если победит лагерь сторонников отмены параграфа, правительство Ирландии внесет на рассмотрение парламента проект нового более либерального законодательства.
За отмену нынешнего закона выступает премьер-министр Лео Варадкар (Leo Varadkar), а также многие оппозиционные политики.
Противники отмены закона предпринимают все возможное, чтобы законодательство Ирландии в отношении абортов осталось самым строгим в Европе.
«Не думаю, что это правильно — убивать младенцев», — говорит Том Боланд (Tom Boland) из Дублина. О взглядах Боланда легко догадаться: на его груди — значки со словом «нет».
Как же поступать в том случае, если женщину изнасиловали? Неужели у нее нет права на аборт?
«Нет, — это непоколебимая позиция Боланда. — Насильник — это дьявол, но ребенок в этом не виновен, он безгрешен. Христианин ни при каких условиях не может одобрять прерывание беременности».
Положение католической церкви в Ирландии было очень сильным вплоть до начала этого столетия. Сейчас общество стало более светским, особенно молодое поколение.
Однако не всегда можно угадать, кто поддерживает изменение закона, а кто — нет.
«Молодежь может горячо выступать против абортов. А иногда даже пожилые люди высказываются за изменение законодательства», — говорит Лиз Райли (Liz Riley), которая агитирует на улицах Дублина за изменение параграфа конституции.
Вопрос об абортах — это даже не противостояние «города и деревни».
Председатель студенческого общества Тринити-колледжа Кевин Кин (Kevin Keane) объехал всю страну, агитируя за изменение законодательства. Он заметил, что в сельской местности совсем нет консерваторов.
«В деревнях понимают, что в Ирландии даже у коровы больше прав, чем у женщины», — говорит он.
Если у коровы начинается выкидыш, ей надо обеспечить безопасное прерывание беременности. Если в той же ситуации оказывается женщина, врачи из страха понести наказание до последнего будут пытаться сохранить эмбрион.
Так произошло осенью 2012 года: стоматолог индийского происхождения Савита Халаппанавар (Savita Halappanavar) умерла в Ирландии из-за выкидыша, потому что врачи боролись только за жизнь эмбриона.
Сейчас родители Халаппанавар, проживающие в Индии, участвуют в кампании за изменение закона.
Кин тоже испытал на себе ненависть противников абортов.
«Я — крупный мужчина, поэтому на улице на меня так просто не накричишь, как кричат на женщин, участвующих в кампании. Но номер моего телефона всем известен, поэтому я получаю звонки с угрозами».
Кин надеется, что 25 мая Ирландия наконец-то встанет в один ряд с цивилизованными странами Запада. Там женщины сами решают, как им поступить с собственным телом.
«Нам пора начать доверять женщинам. Никто не делает абортов ради собственного удовольствия».
Правительство Ирландии обещает внести поправки в закон, которые дали бы право на проведение аборта до 12 недели беременности. После этого срока прерывание беременности тоже будет возможно, если существует угроза здоровью или жизни женщины.
Депутаты, которые выступают против права на аборт, уже заявили, что сделают все возможное, чтобы новый закон об аборте в парламенте не прошел. Однако сначала должен состояться референдум.
Согласно опросам общественного мнения, лагерь сторонников изменения закона пока лидирует, но отрыв небольшой. В конце весны он сократился еще сильнее.
«Люди, которые раньше не были уверены в своей позиции, теперь выступают против изменения закона», — считают жительницы Дублина Луис Кэффри (Louise Caffrey) и Пола Мэйок (Paula Mayock).
Кэффри, которая находится в отпуске по уходу за ребенком, раздает листовки с надписью «да». У нее на руках — четырехмесячный малыш. Мэйок раздает листовки в свой обеденный перерыв.
«Несколько раз меня обзывали убийцей. А однажды одна пожилая женщина строгого вида подошла и поблагодарила нас за то, что мы выступаем с кампанией за право на аборт», — рассказывает Мэйок.
Многие мужчины хотят избежать участия в референдуме и говорят, что этот вопрос их не касается. Это якобы женское дело. Их пытаются переубедить: подумай о своей сестре, дочери, жене, девушке.
Самые рьяные представители лагеря противников расклеивают по всему городу большие фотографии изуродованных эмбрионов.
«Когда они появились рядом с роддомом, это было уже слишком», — рассказывает уроженка Дублина Мария Флеминг (Maria Fleming). Она основала группу Angels4Yes, которая ходит по городу в костюмах ангелов.
«Когда кто-то сообщает о появлении ужасной фотографии, мы идем к тому месту, чтобы закрыть ее нашими крылами ангелов».
Группа, состоящая примерно из 40 женщин, ходит по городу с крыльями на спинах. Неподалеку всегда находится крупный мужчина на тот случай, если кто-то вдруг решит напасть. Сейчас самые кровавые фотографии с центральных улиц города исчезли. Их переместили на шоссе и к выездам из города.
Главная улица маленького города Дроэда к северу от Дублина вся покрыта плакатами со словами «да» и «нет». На колонне рядом с памятником XIII века — наклейка с телефоном, по которому можно получить консультацию в форме смс-сообщений по вопросам, связанным с абортом.
Студенты Эмма Бэйли (Emma Bailey) и Джейми Рейндерс (Jamie Rijnders) поддерживают легализацию абортов. Однако они не уверены, что сторонники реформ победят в референдуме.
«Боюсь, многие противники поправок просто помалкивают», — говорит Бэйли.
Бэрри Лихи (Barry Leahy), однако, молчать не собирается. Значок на его груди говорит всем, что он выступает против изменения закона.
«Я — христианин. Некоторые женщины начинают сверлить меня взглядом, когда замечают мой значок».
Права на аборт нет даже у жертв насилия
Конституция Ирландии уравнивает в правах эмбрион и женщину.
25 мая на референдуме в Ирландии состоится голосование об отмене соответствующего параграфа. Если победят сторонники преобразований, правительство представит новое либеральное законодательство, касающееся вопросов аборта.
Сейчас закон запрещает аборт даже в случаях изнасилования, инцеста, серьезных нарушений в формировании эмбриона.
Согласно опросам общественного мнения, пока ведет лагерь сторонников реформы.
Ежегодно три-четыре тысячи ирландских женщин отправляются в Великобританию, чтобы сделать аборт. Обычно ирландки летят в Ливерпуль.
Аннамари СИПИЛЯ (ANNAMARI SIPILÄ) Helsingin Sanomat, Финляндия. 24 мая 2018 года
ИноСМИ.RU. 25 мая 2018 года
Ирландия — страна с одним из самых жестких антиабортных законодательств в Европе. Референдум 25 мая может это изменить
25 мая в Ирландии пройдет референдум о легализации абортов и изъятии из конституции страны так называемой «восьмой поправки», принятой в 1983 году. В ней говорится, что беременная женщина и нерожденный ребенок обладают одинаковым правом на жизнь. Cейчас в Ирландии запрещено делать аборт, даже если женщина забеременела после изнасилования или инцеста, или у плода есть тяжелые аномалии развития. Исключение может быть сделано только в случаях, когда беременность всерьез угрожает жизни матери — в том числе есть риск ее самоубийства (что должно быть подтверждено заключением трех экспертов). Женщине, нелегально сделавшей аборт в Ирландии, пока грозит тюремный срок до 14 лет.
Обновление. Более 66% избирателей проголосовали в поддержку изменения антиабортных законов. Об этом было объявлено вечером 26 мая.
«Абортный туризм»
Ирландское законодательство по вопросу абортов считается одним из самых строгих в Европе. Аборты впервые были запрещены в стране в 1861 году Актом о преступлениях против личности; он остался в силе и в 1922 году, когда Ирландия добилась независимости от Великобритании. С тех пор как право эмбриона и плода на жизнь зафиксировали в ирландской конституции, в стране прошло несколько референдумов, с помощью которых антиабортное законодательство пытались смягчить или ужесточить.
В 1992-м и 2002 годах на референдум выносилась поправка об ужесточении законодательства об абортах: ирландцам предлагали зафиксировать, что угрозой для жизни беременной женщины не может быть суицид (а значит, в этом случае ей запрещено сделать аборт). Оба раза поправку не приняли: в первый раз против нее проголосовало 65,4% участников референдума, а во второй — 50,4%. В том же 1992 году ирландцы проголосовали и за два послабления в антиабортном законе: женщинам разрешили выезжать из страны, чтобы легально прервать беременность за пределами Ирландии, а также закрепили их право получать на родине информацию о такой возможности.
Это породило так называемый «абортный туризм»: ежегодно около трех с половиной тысяч ирландок уезжают за границу, чтобы прервать беременность. По данным Ирландской ассоциации планирования семьи, всего с 1980-го по 2016 год аборт за границей сделали как минимум 170 тысяч ирландок. В основном они едут в ближайшую Великобританию, где аборты разрешены. Еще две тысячи женщин в год нелегально заказывают препараты для прерывания беременности на ранних сроках в интернете и принимают их без контроля врачей. Официально в Ирландии в последнее время делают лишь 25-26 абортов в год — по медицинским показаниям, предусмотренным законодательством. В 2016 году только один из них разрешили сделать из-за риска самоубийства беременной женщины.
Кампания за право на аборт
Активисты, выступающие на протяжении последних десятилетий за право женщин на аборт, не раз ссылались на то, что текущее законодательство неэффективно — потому что женщины, у которых есть возможность и средства, все равно прерывают беременность за пределами Ирландии.
В 2016 году совет ООН по правам человека заявил, что запрет на аборты в Ирландии нарушает права человека, ведет к страданиям и дискриминации, и призвал его изменить. Поводом для заявления стало дело Аманды Меллет: женщине пришлось съездить в Великобританию, чтобы прервать 21-недельную беременность, так как у плода выявили смертельное заболевание — ребенок умер бы сразу после родов или еще в утробе. По финансовым причинам Меллет смогла позволить себе лишь однодневную поездку в клинику, а по возвращении домой не получила необходимой медицинской помощи.
С 2012 года в Ирландии действует организация «Кампания за право на аборт», которая ежегодно проводит «Марш за выбор». В сентябре 2017 года в нем приняли участие 40 тысяч дублинцев; по словам некоторых участников, еще несколько лет назад настолько массовое движение невозможно было себе представить. О том, что закон пора менять, высказывались и представители различных политических партий Ирландии, в том числе премьер-министр страны Лео Варадкар.
Как пишет CNN, противники абортов и реформы законодательства ссылаются на то, что «восьмая поправка» спасла тысячи жизней. По их мнению, она также помогла развить гуманные альтернативы абортам: хосписы по уходу за смертельно больными младенцами и усыновление детей, рожденных женщинами в трудных жизненных обстоятельствах. Ирландская епископальная конференция подчеркнула, что дети невиновны и имеют право на любовь и заботу, даже если они появились на свет после изнасилования — или у эмбриона были обнаружены тяжелые пороки развития.
Разрешить на сроке до 12 недель
9 марта 2018 года ирландская либерально-консервативная партия Фине Гэл представила поправку, которая должна отменить текущий запрет абортов. Как и все поправки к конституции страны, она должна быть вынесена на референдум. Если ирландцы выскажутся за, то женщинам разрешат прерывать беременность по собственному желанию (а не только по медицинским показаниям) на сроке до 12 недель. В случае угрозы жизни матери или тяжелых пороков развития плода этот срок может быть увеличен почти в два раза — вплоть до 23 недель.
Предварительные опросы показали, что легализацию абортов поддерживает около 44% ирландцев, 32% выступают против, а еще 24% опрошенных пока не определились. Предполагается, что жители Дублина в основном проголосуют за изменение закона, а сельские жители скорее всего выскажутся против. Как сообщает The Guardian, многие ирландцы, живущие за пределами страны, специально приезжают на родину, чтобы принять участие в референдуме. Голосование завершится в 10 вечера 25 мая по местному времени; результаты должны объявить на следующий день.
В мае 2015 года в Ирландии прошел национальный референдум по вопросу однополых браков, в результате которого их официально разрешили заключать. Многие тогда обратили внимание на то, что страна пошла навстречу представителям ЛГБТ, но по-прежнему не разрешает аборты.
Медуза. 25 мая 2018 года
«Тихая революция»: Ирландия легализует аборты
Ирландцы проголосовали за легализацию абортов на референдуме
Граффити «Мое тело — мой выбор» в Дублине перед референдумом по вопросу легализации абортов в Ирландии, май 2018 года
Население Ирландии высказалось за отмену конституционного запрета на аборты, следует из предварительных результатов голосования, прошедшего накануне, 25 мая. В настоящее время на территории страны аборты разрешены только лишь при непосредственной угрозе жизни беременной женщины, но не в случаях изнасилования или инцеста. Премьер-министр страны назвал референдум и его итоги «результатом тихой революции, происходившей в Ирландии последние годы».
Референдум по вопросу легализации абортов в Ирландии прошел в пятницу, 25 мая. На общенародное голосование был вынесен вопрос, одобряют ли избиратели 36 поправку к конституции Ирландии, разрешающую изменить действующее законодательство об абортах. Речь идет об основных правах граждан, прописанных в конституции, в частности, в восьмой поправке к cт. 40.3.3. конституции 1983 года, согласно которой права матери и права нерожденного ребенка равны. Данная поправка была принята после референдума в том же году, и она фактически запретила аборты в стране.
По предварительным результатам голосования, которые приводит телеканал Sky News, население Ирландии высказалось за отмену конституционного запрета на аборты. По сообщению активистки Кей Берли, днем в субботу было подсчитано 850 тыс. голосов по референдуму. 67,53% голосовавших высказались за отмену запрета.
Премьер-министр Лео Варадкар приветствовал результаты референдума. «Народ выразил свою точку зрения. Результаты потрясающие... То, что мы сейчас видим — это результат тихой революции, которая происходила в Ирландии в последние годы», — цитирует Reuters слова политика.
Варадкар заявил, что план нового закона об абортах будет принят до конца текущего года. Документу еще предстоит пройти через обсуждение в парламенте (палату представителей и сенат).
Правительство Ирландии до проведения референдума 2018 года разрабатывало законопроект, легализующий аборты на сроке беременности до 12 недель. По данным агентства Reuters, январские опросы общественного мнения показали, что более 50% населения готовы поддержать это решение. Еще 30% выступают против, а остальные не определились со своей позицией.
Результаты майского опроса, которые приводит газета The Irish Times, говорят о том, что либерализацию «абортного» законодательства поддерживали 44% ирландцев. Однако эти позиции заметно снизились, в самом начале «антиабортной кампании» таких людей было 63%.
При этом на улицы Дублина регулярно выходят на протесты как противники абортов, так и их защитники.
«Я знаю, это будет трудное решение для ирландского народа. Это очень личная и частная проблема для большинства из нас, которую не следует рассматривать в черно-белом свете — она серого цвета», — сказал премьер-министр Ирландии Лео Варадкар накануне всенародного голосования.
Дата проведения референдума неслучайна. Активисты настаивали на проведении референдума именно в мае для того, чтобы максимально охватить студентов, прежде чем те разъедутся на летние каникулы.
Накануне референдума ирландцы, живущие за пределами родины, начали приезжать в страну, чтобы отдать свой голос. Об этом писала британская газета The Guardian.
Кембриджский, Оксфордский, Лондонский и Ноттингемский университеты даже предложили стипендии, чтобы помочь студентам отправиться в Ирландию для участия в «историческом опросе».
BBC отмечает, что ирландцы, живущие в других странах, массово используют в интернете хэштег #HomeToVote (#Домойголосовать — «Газета.Ru»). Издание проводит аналогии с 2015 годом, когда люди также массово приезжали в родную страну для участия в референдуме. После его итогов Ирландия стала первой страной, в которой были узаконены однополые браки с помощью плебисцита.
«Я хочу жить в стране, где я чувствую себя в безопасности, в которой у меня есть право на свободу принятия решения о моем собственном теле», — цитирует BBC 29-летнюю активистку Клару Кумаги, которая прервала свою работу в Токио для участия в ирландском референдуме.
В самой Ирландии накануне референдума пытались противостоять какому-либо влиянию извне. Как пишет The New York Times, правительство страны обязало местное отделение международной правозащитной организации Amnesty International вернуть около $160 тыс., пожертвованных американским филантропом и миллиардером Дж. Соросом. Деньги, как посчитали власти, были направлены на работу, способствующую отмене восьмой поправки.
Кроме того, в мае интернет-гигант Google наложил запрет на любые рекламные объявления о референдуме в Ирландии на своей платформе. Facebook же приостановил рекламу лишь от тех организаций, которые находятся вне ирландского государства. Социальная сеть сделала это после того, как там заметили активность зарубежных групп против абортов, а также из-за критики со стороны. Facebook обвиняли в дезинформации и ангажированных рекламных объявлениях, которые финансировались извне во время референдума по Brexit и президентских выборов в США в 2016 году. Для рекламы стали использоваться альтернативные платформы — новостные, игровые и женские сайты. Также для продвижения рекламных сообщений использовались сайты популярных СМИ: The Guardian, The Washington Post, The Atlantic.
Вопрос жизни и смерти
Среди стран Европы Ирландия имеет одно из самых жестких законодательств, согласно которому аборт является уголовным преступлением (Закон «О преступлениях против личности»). Важным шагом стала отмена полного запрета на аборт на территории страны, действовавшего до 2013 года. Пять лет назад парламент разрешил проводить эти операции в ирландских медучреждениях, но исключительно в случаях спасения жизни женщины.
Однако активисты не раз отмечали недостаточно четко прописанный медицинский регламент прерывания беременности. Нередко врачи попросту боятся попасть под судебное разбирательство, поэтому отказывают в аборте даже при подозрениях на угрозу жизни женщины.
Снять полный запрет на аборты правительство решило в связи с массовыми протестами после смерти 31-летней стоматолога Савиты Халаппанавар индийского происхождения, которые прошли не только в Ирландии, но и других странах.
Женщина скончалась в больнице города Голуэй (Ирландия). Она поступила в больницу 21 октября 2012 года с болями в спине на 17-й неделе беременности. Врачи не сразу обнаружили у матери сепсис, они диагностировали нежизнеспособный плод, но отказывались делать аборт, несмотря на ухудшение состояния пациентки. Она скончалась спустя неделю после поступления в больницу от септического выкидыша.
Эта трагедия, которую пресса окрестила «ирландским позором», привлекла международное внимание к проблеме абортов. После гибели Халаппанавар активисты создали твиттер-аккаунт Pro-choice Galway (pro-choice — движение, отстаивающее право женщины на аборт — «Газета.Ru»), посвященный последним моментам ее жизни со слов мужа. Группа поддержки Савиты Халаппанавар переросла в движение активистов, которые борются за «бесплатные, безопасные и законные» аборты на территории Ирландии.
«Мы не можем экспортировать наши проблемы»
Если угрозы жизни нет, но женщина все равно решила сделать аборт, то единственным вариантом для нее до сих пор остается выезд за границу — в те страны, где данная операция легальна. Эту возможность ирландки получили лишь в 1992 году — и тоже в результате референдума.
«У нас уже проводятся аборты в Ирландии (речь о случаях угрозы жизни женщины — «Газета.Ru»), но это небезопасно, нерегулируемо и незаконно, и, на мой взгляд, мы не можем экспортировать наши проблемы и импортировать наши решения», — недвусмысленно высказался премьер Лео Варадкар, имея в виду тысячи женщин, которые выезжают делать аборт за границу.
Согласно данным Ассоциации планирования семьи Ирландии, в течение периода с 1980 по 2016 годы более 170 тыс. женщин выезжали в другие страны в целях искусственного прерывания беременности.
Главным направлением «абортного туризма» стала Великобритания. За 2016 год в клиники Англии и Уэльса отправились почти 3,3 тыс. женщин. Из них 48% в возрасте 20-29 лет, а 37% женщин было 30-39 лет. Более того, британское правительство выделяет средства из бюджета своим медучреждениям, готовым предоставить услуги искусственного прерывания беременности гражданкам Ирландии.
Однако поездки женщин в целях проведения аборта за границу не всегда заканчивались благоприятно. Например, в 2012 году жительница Дублина умерла в течение нескольких часов после аборта, сделанного в лондонской клинике. Тогда муж погибшей рассказывал на условиях анонимности газете The Irish Times о ее безуспешных попытках сделать аборт в Ирландии. 32-летней женщине отказывали в аборте из-за отсутствия угрозы ее жизни. Полиция Лондона проводила расследование о внезапной смерти женщины, однако, по словам мужа, оно застопорилось.
Ранее — в 2005 году — несколько женщин (две ирландки и одна литовка), которые до этого отправлялись в Англию делать аборт, обратились в Европейский суд по правам человека. В их жалобе говорилось, что ирландское законодательство нарушает положения европейской конвенции по правам человека. Спустя пять лет — в 2010 году — ЕСПЧ заслушал дело, получившее название «A. B. и C. против Ирландии». Суд постановил, что в Ирландии существенный дисбаланс между правами женщин и правами не рожденного ребенка, но не признал право этих женщин на аборт согласно местному законодательству.
«Черный понедельник» против «изумрудной пятницы»
Ирландия — страна католиков. Согласно позиции католической церкви, любой аборт противоречит нравственному закону и является грехом, который грозит отлучением от церкви.
По строгости «антиабортного» законодательства Ирландия сопоставима лишь с Польшей. В этой стране также запрещены аборты, за исключением случаев угрозы жизни женщины.
В 2016 году по инициативе гражданского комитета «Остановить аборты» в польский Сейм был внесен законопроект о полном запрете абортов, если матери не угрожает опасность жизни. Инициативу комитета, подкрепленную 450 тыс. подписей и одобрением католической церкви, тогда поддержали глава правительства Польши Беата Шидло и лидер правящей партии «Закон и справедливость» Ярослав Качиньский, а после к ним примкнуло и правящее большинство парламента.
Однако население встретило законопроект массовыми протестами. 3 октября движение получило название «Черный понедельник» — более 100 тыс. человек вышли в черной одежде, требуя отмены законопроекта. В итоге на экстренном заседании 6 октября 2016 года Сейм принял решение отклонить документ.
Ольга ШЕРУНКОВА Газета.Ру. 26 мая 2018 года
Европа больше не хочет спастись
Ирландия проголосовала за легализацию абортов
Вначале — новости. Успешный референдум за либерализацию закона об абортах в Ирландии вызвал широкое одобрение в передовых СМИ мира.
Само по себе голосование имело скорее символический смысл: ранее гражданкам, желавшим прервать беременность без медицинских показаний, достаточно было отбыть в любую соседнюю страну. Теперь это можно будет делать на месте — то есть экономнее.
Интереснее другое. По мнению журналистов, в Ирландии совершен новый шаг на пути европейцев прочь от своей традиционной религии. Потому что главным противником абортов выступала католическая церковь. А раз в традиционно католической стране большинство за — значит, позиции церкви сильно ослабели.
"Нью-Йорк Таймс" ставит ирландский референдум в ряд других признаков секуляризации, то есть отказа развитых стран от религиозной жизни:
1) В Италии папа предложил укрупнить сотни приходов — проще говоря, закрыть особо непосещаемые.
2) В Австрии Венская архидиоцеза объединила свои 660 приходов в 150 еще несколько лет назад.
3) В Люксембурге минувшей осенью правительство отменило религиозные уроки в школах.
4) В Испании, по последним данным, лишь 20% католиков посещают богослужения, во Франции — десять процентов, в Нидерландах — пять процентов. В Германии падают объемы пожертвований церкви.
А теперь — самое интересное. На этом фоне, констатирует газета, папа римский Франциск демонстративно игнорирует происходящее в Европе. И фокусируется на "глобальном юге", то есть на Африке, Южной Америке и Юго-Восточной Азии, где уровень религиозности населения еще высок. Он призывает священников активнее участвовать в жизни обездоленных, помогать им и защищать от произвола. И тем самым как бы признает, что Бог в версии традиционной западной церкви нужен только бедным, необразованным и бесправным.
При этом ему следует поторопиться, ехидно намекают журналисты. Потому что даже в оплоте мирового католицизма Бразилии, как ожидается, к 2030 году католики станут меньшинством — часть паствы уходит в атеисты, часть в евангелические секты, относящиеся к жизни либеральнее и проще.
…Мотивы, по которым римская церковь (как, впрочем, и протестантские — число прихожан падает у всех) перебрасывает основные усилия из Европы и Северной Америки в жаркие бедные страны, нас, в принципе, касаются мало. Нам по понятным причинам ближе другой вопрос: на что "богатые, образованные и защищенные" заменяют религию. Переходят ли они в некое новое высшее качество по сравнению с религиозными землянами из жарких бедных стран? Становятся ли контролирующими свою жизнь сверхчеловеками, рационально орудующими знаниями и стремящимися к саморазвитию?
Статистика говорит, что нет. Статистика говорит, например, что в самой атеистической стране Европы Нидерландах (неверующих 40%, агностиков 30%) "в последние 20 лет школьники показывают все худшие и худшие результаты в чтении, математике и научных дисциплинах", а число едва умеющих читать детей за последнее время удвоилось.
Статистика говорит также, что в другой сильно секуляризированной стране, Великобритании, наблюдается жестокий дефицит квалифицированных кадров: "К 2024 году нам будет не хватать четырех миллионов высокообразованных людей и шести миллионов низкоквалифицированных — уже сегодня у нас девять миллионов человек, плохо умеющих читать и считать".
Кстати, тенденция наметилась не вчера. То, что граждане высокопросвещенных стран выбирают профессии, не требующие напряжения мозга и знаний, констатировали еще несколько лет назад. "Девяносто четыре тысячи молодых людей и девушек окончили курсы стилистов и визажистов, хотя на рынке для них всего 18 тысяч вакансий. Восемьдесят три тысячи получили журналистское и пиарное образование, чтобы заполнить 65 тысяч рабочих мест. При этом на 275 тысяч требуемых строительной отраслью мест претендуют 123 тысячи выпускников, а на 72 тысячи мест инженеров — 40 тысяч выпускников", — писала "Гардиан" в 2012-м. Как легко заметить, за истекшие шесть лет ситуация лишь усугубилась.
Тут, кстати, есть своя ирония. Необходимые кадры для выполнения трудной работы, требующей мозга и повышенной собранности, в передовые страны все больше импортируются — как раз из прозябающих в нищете и религиозности уголков мира. От инженеров и врачей до собственно священников (это, если к ней добросовестно относиться, служба тоже крайне тяжелая).
Иными словами, не заметно, чтобы отказ от религии совпал у благополучных наций с какими-то коллективными интеллектуальными прорывами.
Зато налицо другие прорывы. В частности, у просвещенных наций зафиксирован резкий рост потребления "органической еды", которая, предположительно, очень оздоровляет организм и продлевает счастье, — и плевать, что медицинские исследования никакого благотворного влияния на организм по сравнению с едой обычной у нее не обнаруживают. Зато Органик Фуд стоит в среднем в полтора-два раза дороже — и просвещенные европейцы массово стремятся есть эти люксовые моркови и лакшери-картошку. Потому что верят.
Кстати, эти же просвещенные рациональные люди все чаще обращаются к "альтернативной медицине" — основанной не на клинических исследованиях, а на смелых концепциях, передовых умозрительных теориях и прочих секретах долголетия древних майя. Альтернативной медицине они тоже верят.
Эти же просвещенные люди отказываются от самой экологически чистой и дешевой на свете атомной энергии, предпочитая дорогущую и (сюрприз) тоже токсичную "чистую солнечную". Кстати, среди веганов (не едящих ничего животного, потому что "нельзя отбирать молоко у телят" и "яйца несут куры в концлагерных условиях") в передовом мире подавляющее большинство "с дипломами".
И это мы не говорим о тех случаях, когда просвещенные люди дружно голосуют за что-нибудь действительно полезное, — но не потому, что изучили вопрос и убедились в его полезности, а тупо потому, что модно и авторитеты советуют. А авторитетам они верят не хуже, чем их верующие прапрадедушки.
…Иными словами, так называемый отход от религии вовсе не означает освобождение гордого и могучего разума европейцев (или американцев, или продвинутых россиян). Он означает лишь, что данные граждане не верят в "спасение души по старинке", заповеданное не знавшими удобств предками и представляемое в скучных архаичных формах. Зато они запросто и некритично принимают то, что, как им сказали — полезно, престижно, экологично. И конечно же, передово. Особенно если это модно-полезное им увлекательно пропиарили — желательно с анимацией в 3D.
Кстати, показательно, что в России наиболее "антирелигиозно" настроенная часть граждан — та, что ходит на лекции научных журналисток и ухохатывается над ритуальными освящениями ракет и АЭС — является, как правило, детьми высокодуховных интеллигентов конца советского периода. Те, напротив, ухохатывались над коммунистическими ритуалами и с большей или меньшей демонстративностью ходили в церковь. Потому что религиозность тогда была таким же элементом моды и продвинутости, как и прослушивание Deep Purple.
Все это заставляет предположить, что религию из просвещенных частей мира выдавливают не условные Силы Разума. А скорее — более успешные и убедительные конкуренты на рынке надежд, страхов и эмоциональных переживаний.
То есть на самом деле передовые граждане просвещенных стран просто больше не верят, что у них есть душа и ее надо от чего-то спасать.