Что такое человеческий капитал, и почему России важно в него инвестировать, чтобы стать лидером
Продвинутая программа школьного образования с индивидуальным подходом. Качественная медицина с профилактикой и гарантированным лечением. Безопасная и комфортная городская среда с зелёными парками, удобной инфраструктурой и богатой на события культурной жизнью. И, конечно, конкурентная зарплата, чтобы всё это себе позволить. То, что одни называют высокими запросами, другие считают стартовыми условиями для нормальной жизни. Как правило, это высококвалифицированные специалисты, за которых идёт борьба между компаниями по всему миру. Имея несколько предложений от разных корпораций, они склонны выбирать вариант, который предоставит самые комфортные условия не только им, но и их семьям.
Страны и компании, которые давно вкладываются в создание комфортной среды, значительно опережают в борьбе за кадры развивающиеся государства, только осознающие важность этих инвестиций. В условиях глобализации мало воспитать хороших специалистов, их нужно удержать и мотивировать. И это вызов для России.
Как меняется система разделения труда и почему правильно выстроенная система вложений в человеческий капитал может оставить конкурентов далеко позади? Перед началом V Международного технологического форума «Инновации. Технологии. Производство», который пройдёт в Рыбинске с 16-го по 18-е апреля, разбираемся в основных вопросах о человеческом капитале.
Выигрывают те, кто инвестируют в человеческий капитал. Понятие человеческого капитала шире, чем просто трудовые ресурсы. Это знания, навыки и умения, которые используются человеком для удовлетворения своих потребностей и потребностей общества в целом. Это определение впервые сформулировал Теодор Шульц в 1961-м году. Другой американский исследователь Гэри Беккер обосновал необходимость инвестиций в человеческий капитал. Таковыми он называл вложения в развитие образования, здравоохранения, подготовку рабочей силы на производстве и миграцию. За свои исследования Беккер в 1992-м году получил Нобелевскую премию по экономике.
Человеческий капитал лежит в основе развития цифровой экономики и общества знаний. Уже в недалёком будущем роботизированные комплексы и самообучающийся искусственный интеллект вытеснят человека из большинства производственных процессов. Это не абстрактные предсказания футурологов, а отчасти уже реальность. Роботов используют и некоторые рыбинские промышленные компании. В условиях, когда производству уже не нужно столько рабочих рук, многократно возрастает значимость квалификации сотрудников. Выиграет тот бизнес, который сможет привлечь мотивированные, готовые к постоянному обучению и самообучению кадры. У таких людей появится выбор, куда пойти работать, и их решение целиком зависит от условий, которые сможет предложить страна, город и конкретный работодатель.
В глобальном мире больше нет границ. Специалисты из России получают работу и в Европе, и в США. И многие сегодня уезжают. Тенденция, известная как «утечка мозгов», очень опасна и победить её должен не кнут, а пряник. Никакие радикальные меры вроде закрытия границ не дадут такого результата, как инвестиции в человеческий капитал и конкурентоспособность отечественных компаний.
Высококвалифицированные специалисты — основа новой системы разделения труда. Её суть в уходе от специалистов в конкретных областях знания к специалистам, которые могут оперировать большими объёмами оцифрованных данных из разных областей. Новые профессии и новые прорывные проекты сегодня рождаются именно на стыке раньше узкоспециализированных областей знания. Например, союз программирования и химии позволяет создавать и лекарства от болезней, и новые сложные материалы для промышленности.
Правильное разделение труда увеличивает эффективность производства. Исторический пример — конвейер Генри Форда. После закрепления работников на конкретных операциях, компания сделала рывок вперёд, а автомобиль из роскоши превратился в средство передвижения, которое могли позволить себе люди из среднего класса.
Быстрый переход на новую систему разделения труда не даёт шансов конкурентам. Форд оставался лидером рынка автомобилестроения на протяжении всей первой трети XX века. Придуманная и отлаженная им система несколько десятилетий не позволяла конкурентам даже близко подойти к объёмам продаж его автомобилей.
Более свежий пример. Практически весь мировой рынок авиалайнеров сейчас делят американская корпорация Boeing и европейская Airbus, которые смогли выстроить самые эффективные системы по распределению обязанностей. Штат основного завода Boeing в Сиэтле насчитывает совсем немного рабочих, которые занимаются модульной сборкой самолётов на конвейере. При этом вся система охватывает более 150 000 сотрудников на производствах в разных странах мира. Благодаря ей Boeing может собирать до 41-го Boeing-737 в месяц. При этом складские запасы основного производства сокращены вдвое и практически отсутствуют отходы, что делает себестоимость сборки лайнера дешевле. Другие компании из-за отсутствия у себя систем управления цепочками поставок не могут обеспечить должное качество и количество самолётов по цене, как у Boeing и Airbus, поэтому вынуждены либо покидать рынок, либо довольствоваться его малой частью.
Россия пока не инвестирует достаточно в человеческий капитал. И это проблема, которую нужно решить как можно скорее. Теме инвестиций в человеческий капитал в условиях новой промышленной революции будет посвящена открытая лекция президента фонда «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», члена правления фонда «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”» Петра Щедровицкого, которая пройдёт в рамках V Международного технологического форума «Инновации. Технологии. Производство» в Большом зале Общественно-культурного центра 16-го апреля в 18:00. Вход свободный.