Эксперт: для нового поколения россиян работа станет привилегией
Более того, все общество разделится на работающее меньшинство и безработное большинство
Через какие-то 10-15 лет рынок труда кардинально изменится. На первые роли выйдут роботы, а это означает начало глобальной безработицы, - пишет в своей колонке на сайте Forbes основатель крупнейшего рекрутинговой компании Superjob Алексей Захаров.
Более того, уже через 20—25 лет неизбежно появится поколение тех, кто не сможет найти работу никогда, а следовательно потеряют всякую актуальность рейтинги вузов, «популярные« профессии и специальности, когда-то бывшие стабильным «крайним случаем».
Эксперт ссылается на исследование Boston Consulting Group о перспективах развития России до 2025 года, по результатам которого оказалось, что высшее образование в нашей стране, существенно потеряв в качестве, приросло в количестве. В итоге 91% работодателей отмечают нехватку практических знаний у выпускников вузов. В российские же вузы поступают люди, которым высшее образование необходимо ради корочки, престижа и чтобы избежать армии, тогда как в получении профессиональных знаний они не заинтересованы и не понимают, кем они будут работать после окончания вуза. Это означает, что провальна вся отечественная система образования, от детских садов и школ до вузов. Воспитатели дошкольных учреждений и учителя младшей школы – одни из самых низкооплачиваемых профессий в стране, а поскольку именно они должны закладывать фундамент образования, то катастрофа начинается уже на самом начальном этапе.
«Программа» же самообучения, которая генетически присутствует в каждом ребенке, перестает действовать после его полового созревания. Поэтому после 12-13 лет активно учатся и развиваются только те, кто еще до школы получил установку на постоянное обучение, а таких детей меньшинство. Подавляющее же большинство отечественные «воспитатели» отучили задавать вопросы миру еще в самом раннем возрасте: в семье, в детском саду и окончательно - в младшей школе.
В результате, - уверен эксперт, - средняя и старшая школа, а также вуз служат просто социальной передержкой для большинства граждан страны, и по сути – это впустую потраченные лучшие и продуктивные годы. «Если бы нам сегодня понадобилось набрать студентов для шести МФТИ, пяти «Бауманок» и нескольких МИФИ, мы бы просто не нашли достаточного количества абитуриентов. Широкая сеть вузов получает молодых людей, не умеющих учиться, не имеющих элементарных навыков к самостоятельному получению знаний.
При этом обучение в высшем учебном заведении изначально устроено по принципу 30/70, где 70% учебного материала остается на самостоятельное изучение», - пишет Захаров. А примерно с 25 лет молодые люди вообще перестает учиться, так что и повышение квалификации носит формальный характер. Не поможет поэтому и мода на онлайн-образование, разного рода видеолекции, какими бы они качественными ни были, не сделают «из таксиста программиста».
Эксперт опирается на данные копании Superjob, специалисты которой в результате многочисленных профориентационных мероприятий в вузах и колледжах страны, убедились в том, что большинство студентов мало что знает о своей будущей профессии, не говоря уже о знании компаний, в которых им предстоит работать, о самом процессе поиска работы, о размере своей будущей зарплаты и так далее.... Их знания и желания совершенно оторваны от реальной жизни, что еще раз подтверждает архаичный характер государственной системы образования.
Парадоксально: если в российском обществе отсутствует спрос на качественное образование, то, например, в Сингапуре практически каждая семья озабочена тем, чтобы ребенок получил самое лучшее образование из возможных. Этот культ образования всесторонне поддерживает государство, тогда как в России власти выделяют на него катастрофически мало денег. Так, в 2018—2020 годах из федерального бюджета на образование планируется выделять 663 млрд, 653 млрд и 668 млрд рублей соответственно, что равняется 0,7% и 0,6% объема ВВП страны. И при этом в 2018 году Минфин планирует получить около 2 трлн рублей дополнительных нефтегазовых доходов, которые будут направлены на финансирование образования в странах, которые ввели санкции против России, пополняя резервы за счет закупок валюты... Наверняка в этом есть глубокий экономический смысл, но этот смысл понятен только очень продвинутым экономистам.
В результате в стране свирепствует колоссальный кадровый голод, особенно заметный в области информационных технологий, в том время как огромное число людей заняты в отраслях, которые стремительно автоматизируются и роботизируются. Как и кто в этой ситуации будет строить экономику новой цифровой России? – задает эксперт риторический вопрос. То есть огромная часть населения страны уже неконкурентоспособна, и разрыв между нею и специалистами будет только расти. Образованные, регулярно повышающие свой уровень, востребованные специалисты будут становиться богаче, остальные смогут рассчитывать только на государственное пособие. То есть иметь работу скоро станет привилегией, а право на труд — элитным правом.
Впрочем, эта проблема не уникальна, разнятся только ее масштабы. Например, в западных странах ее решение ищут в экспериментах по внедрению базового безусловного дохода. Отсрочить же взрыв маргинализации в России смогут лишь ограничение трудовой миграции, снижение пенсионного возраста и увеличение сроков отпуска по уходу за ребенком. Но для этого нужны серьезные бюджетные средства, а взять их неоткуда.
В этой связи, эксперт предлагает несколько мер, которые необходимо предпринять уже сегодня:
1. Прописать цели образования, понятные любому первокласснику, безо всяких «дорожных карт» на 600 страниц. Сделать качественное образование модным во всех слоях общества, а не только у 5% элиты и сочувствующих.
2. Расстандартизировать школьную программу: перейти к контролю результатов обучения, сосредоточившись на индивидуальных результатах каждого ученика. Благо, современные технологии уже это позволяют делать.
3. Ввести в школах и вузах обязательные курсы профориентации, но сделать упор не на конкретную профессию (в этом нет большой пользы), а на поиск своего места в жизни, на установку на постоянное совершенствование и грамотное поведение на рынке труда.
4. Кардинально увеличить финансирование дошкольного образования и младшей школы, в первую очередь в части зарплат воспитателей и учителей. И в соответствии с этим повысить требования к специалистам.