Россияне стали реже умирать от рака и в авариях, но появились "прочие причины"
В России за год снизилась смертность от основных традиционно опасных недугов: инсультов, инфарктов, онкологии, болезней органов дыхания и пищеварения. Меньше стали погибать люди и в ДТП. Но вместе с этими позитивными тенденциями наметилось увеличение смертности от "прочих причин" на 5,8 процента.
Что же это за таинственные недуги, от которых стали чаще погибать
россияне? На самом деле, как поясняют эксперты Российской академии
народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Института
Гайдара, посвятившие изучению причин смертности россиян в прошлом
году главу в свежем "Мониторинге экономической ситуации в России",
к "прочим причинам" относятся болезни эндокринной системы,
расстройства питания и нарушения обмена веществ и болезни нервной
системы. Авторы мониторинга отмечают, что пока еще трудно судить,
почему выросла смертность от этих причин, подробные данные будут
доступны лишь летом 2018 года. Но известны более ранние данные.
В предыдущие годы большyю долю прочих причин занимали болезни нервной
системы. Так, в 2007 году от заболеваний нервной системы скончались
почти13,4 тысячи человек (это 30 процентов умерших от всех "прочих
причин").
На втором месте среди "прочих" заболеваний тогда были болезни мочеполовой системы (более 10 тысяч умерших), на третьем - болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (9,7 тысячи умерших). Уже через девять лет - к 2016 году - число умерших от этих болезней возросло в разы: так, от болезней нервной системы оно составило почти 84 тысячи человек (52 процента умерших от "прочих" причин), от болезней мочеполовой системы - почти 18 тысяч (11 процентов), болезней эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ - около 34 тысяч человек (21 процент). К регионам с самой высокой смертностью эксперты относят Чукотский автономный округ, Республику Тыва, Еврейскую автономную область.
Однако не все в существующей статистике устраивает экспертов. Ученые предлагают разработать региональные целевые показатели, учитывающие особенности территорий. Тогда результаты подсчетов будут более точными, уверены ученые. Исследователи призывают анализировать корректность поступающей из регионов статистической информации и проводить детальный анализ показателей смертности и правильности кодирования причин смерти. Кроме того, ученые считают, что следует усилить ответственность за предоставление отчетов о причинах смерти. В 2016 году от болезней нервной системы умерли около 84 тысяч человек
"Проблема со статистической отчетностью в системе здравоохранения действительно существует, она, к сожалению, очень сильно зависит от руководящих указаний, - поясняет директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович. - Целевые индикаторы меняются, поэтому, чтобы их достичь, регионы, бывает, "улучшают" статистику. Было время, когда многое "списывали" на онкологию. Теперь - на "прочие причины" или "неустановленные причины".
По словам эксперта, никаких правонарушений в, общем-то, здесь нет. "Далеко не всегда удается легко определить причину смерти. - поясняет Попович. - У того же онкологического больного может быть множество сопутствующих заболеваний, которые в итоге и приводят к гибели человека. То же самое и у сердечника. Вскрытие же для установления точных причин проводится только с разрешения родственников умершего".
Лариса Попович также отмечает, что болезни эндокринной системы, расстройства пищеварения и нарушения обмена веществ связаны с работой сердечно-сосудистой системы. "Случился, например, у человека инфаркт, но он при этом стоял на учете у эндокринолога, вот ему и поставят в причинах смерти болезни эндокринной системы, а не болезни органов кровообращения", - уточняет эксперт.
Попович отмечает, что ежегодно регионы предоставляют 50 отчетных форм медицинской статистики. Это 10 тысяч позиций и миллионы цифр, которые, как считает Лариса Попович, все равно отчасти лукавят. "Надо упрощать отчетные формы, - говорит она, - но усиливать анализ. Если где-то и от чего-то смертность повышается, необходимо искать причину: насколько быстро оказывалась помощь больным, где они лечились и лечились ли вообще. Может, в их ближайшей больнице не было необходимых лекарств? Статистика ведь нужна не для представления ревизору, а для принятия грамотных управленческих решений".
И все же то, что в целом продолжительность жизни в России выросла на два года (в том числе у мужчин на 2,46 года, а у женщин - на 1,45 года), не может не радовать.
Ольга ИГНАТОВА. Российская газета, 6 февраля 2018 года