Вместо Дальнего Востока: кто будет ворочать валуны
на «ленинградском гектаре»
По аналогии с дальневосточным в Ленобласти может появится свой, «ленинградский гектар». Землю на льготных условиях предложат смельчакам, решившим развивать свое дело в крестьянских или фермерских хозяйствах отдаленных районов области, о чем впервые заявил глава региона Александр Дрозденко. Многих ли может заинтересовать такая перспектива, к чему им надо готовиться, и каких подводные камней ожидают возможные участники программы, читайте в материале «ФедералПресс».
Как на Дальнем Востоке
О том, что предприимчивые граждане смогут занимать и осваивать свободные земли, использовать их для бизнеса, а в качестве бонуса рассчитывать на льготы, губернатор заявил на последнем заседании правительства. На три года земельные участки будут предоставляться в аренду, а после этого, при успешном развитии хозяйства предприниматель сможет выкупить его в собственность за 3% от кадастровой стоимости участка. Программу областные власти планируют разработать в течение полугода, когда начнется ее реализация, пока не ясно.
«Это неплохой процент, – заверил Дрозденко. – Один человек, семья, коллектив смогут приходить с проектами или просто с инициативой, и мы будем готовы предоставлять им землю. Главное, чтобы у них было искреннее желание заниматься производством сельхозпродукции. У нас ситуация, как на Дальнем Востоке: есть Подпорожский район, где плотность населения такая же, как на Дальнем Востоке. Почему бы и нам не предложить аналогичную историю с выдачей гектаров. Дальневосточный гектар – хорошо, но у нас тоже есть территории, которые можно и нужно развивать».
По данным областного правительства, в целом по области фонд перераспределения составляет 258 тысяч гектаров. В региональном КУГИ уверены, что при необходимости он может быть расширен за счет некоторых земель запаса. К тому же, власти считают, что регион сможет обеспечить участников программы необходимой инфраструктурой (дороги, железнодорожный транспорт, источники электроэнергии).
«Если коротко, программа должна решить три вопроса: ввести дополнительные площади в активный сельхозоборот, привлечь на территории дополнительные инвестиции и улучшить демографическую ситуацию в отдаленных районах области», – сказал Дрозденко. К низким кадастровым процентам региональные власти намерены прибавить и другие меры финансовой поддержки, варианты которых губернатор поручил рассмотреть своим заместителям по финансам и АПК.
Если б я имел гектар
«Я бы для тех, кто собирается получать землю, ввел ограничения по возрасту, или для представителей старших поколений обозначил бы такое условие – обязательное наличие продолжателей сельхоз-бизнеса, – предлагает фермер из Выборгского района Владимир Скрипка, много раз пытавшийся наладить бизнес в разных сферах АПК. – А потом ведь, где дадут место. Если на топях – точно бы не поехал».
«А я бы рискнул, если бы четко понимал, какие именно льготы дадут, и условия получения земли не обрастали бы множеством бумаг с историей, пока получишь – борода вырастет, – высказывает свое мнение 27-летний житель Всеволожского района Дмитрий Малов. – Мои ровесники, по большей части, живут с родителями, ездят работать в Петербург. А это хотя бы шанс избежать «дня Сурка», заняться на земле маленьким, но своим бизнесом. Да, и еще очень важно, чтобы не было сбоев с интернетом в этих отдаленных краях, а главное, чтобы было, куда ходить в детсад и где учиться детям».
«С позиций жителей тех самых отдаленных районов скажу, что В Лодейнопольском районе опыт поддержки начинающих и семейных фермеров – один из лучших в области. А в Подпорожье такими успешными проектами пока хвалиться рано, – объясняет член общественной палаты Ленобласти Петр Васильев. – Те фермеры, с которыми в последнее время общался, официально помощи не получают, но готовы работать без оформления статуса. Что касается проблем так называемых отдаленных территорий, то основная – трудности с реализацией продукции – картофеля, овощей, молока. Безусловно, остаются вопросы по инфраструктуре и инвестициям в оборудование, технику и закупку скота или птицы. В дальних деревнях Подпорожья наблюдаются сложности с медицинским обслуживанием из-за больших расстояний. Но в целом, очень богатые и интересные условия для развития, например, гостевого туризма, у нас имеются».
«Если бы в свое время нам предложили землю и реальные льготы, не зависящие ни от каких кризисов, санкций, смены руководства разных уровней, наверно были бы уже «королями», – уверен занимающийся племенным птицеводством Анатолий Вахромеев (вместе с коллективом ученых участвовал в создании Пушкинской куриной породы – он один из авторов патента, и на протяжении 10 лет возрождал Павловскую породу, исчезнувшую во время исторических потрясений в начале прошлого века). По его мнению, будущий фермер должен готовиться к тяжелой участи.
«Если зарубежным коллегам государство дает машины, племенной материал, приспособления и материальную помощь, то отечественный получает лишь право на то, другое и третье, – пояснил он. – Наш начинающий фермер, теоретически, может получить от государства 1,5 млн рублей. Теоретически, потому что получает далеко не каждый. Если вам предоставят кусок земли, его надо расчистить, построиться, закупить племенной материал, позаботиться о кормах, их доставке, постоянном обеспечении хозяйства водой и электричеством, проходимой дорогой. А еще ветеринарное сопровождение, утилизация отходов и прочие многочисленные «мелочи». Всему этому, к несчастью, молодых фермеров не учат. Поэтому они набивают шишки, тратят деньги, а когда начинают понимать, что к чему, потеряно много времени, средств и нервов».
Инвестиции и плотность
Согласно данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, около 38% участников программы собираются заняться на этой земле сельским хозяйством, 25% планируют построить себе жилье; 15% – разбить приусадебный участок для личного подсобного хозяйства, возвести дачный или садовый домик. Около 7% заявителей хотят реализовать проекты в туристической отрасли, а 1,5% выбрали для себя другие виды использования земельных участков, среди которых научная, образовательная и благотворительная деятельность. Без проблем, конечно, не обошлось. Многие участники программы жалуются на отсутствие инфраструктуры в тех местах, где предоставляют участки, и пишут о необходимости внимательнее относиться к отбору и раздаче земель.
По словам Дрозденко, программа поддержки, которую только предстоит создать, будет основана на предоставлении «ленинградского гектара» тем, кто захочет осваивать земельные участки. «Это позволит привлечь инвестиции в развитие тех районов, которые считаются депрессивными, остановить отток населения в крупные населенные пункты, мегаполисы, увеличить плотность населения», – сказал он.
Отдаленные районы Ленинградской области действительно отличаются низкой плотностью населения (глава региона обещает, что программа коснется Лодейнопольского, Подпорожского, Бокситогорского и Сланцевского районов). На территории Бокситогорского района общей площадью 7,18 тысяч кв км проживает 50,4 тыс. человек, в Лодейнопольском районе (площадь 4,9 тысяч кв км) – 29,6 тысяч человек, в Сланцевском районе (площадь 2,2 тысяч кв км) – 43,5 тыс. человек. В самом большом по площади районе области – Подпорожском — общей площадью 7,83 тысяч кв км живет менее 30 тысяч человек. Плотность населения этого района не превышает 4 человек на 1 кв. км.
Евгения ДЫЛЕВА. «ФедералПресс», 29 января 2018 года