Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

№ 757 - 758
29 января - 11 февраля 2018

ISSN 1726-2887

первая полоса

содержание номера

архив

читальный зал приложения обратная связь доска объявлений

поиск

Газеты пишут о ... :

«Вечерняя Москва», «Regions.Ru», «Московский монитор» и «Коммерсантъ» об инициативе приравнять сожительство к браку
«INFOX» о естественной убыли населения в регионах
«REGNUM» о привлечении кадров на Дальний Восток
«REGNUM» и «Российская газета» о миграции с Дальнего Востока
«Российская газета» о внутрироссийской миграции
«ФедералПресс» о ленинградском гектаре
«Новые Времена» и «Росбалт» о докладе ЦСР
«Новая газета» о миграции и коррупции
«Delfi.lt» о демографическом прогнозе Литвы
«СНОБ» о долгой жизни
«Газета.Ру» о возможностях искусственного интеллекта предсказывать смерть
Русская служба BBC о новом тесте на рак
«Московский Комсомолец» о режиме лечения пожилых
«Project Syndicate о борьбе с холерой в Бангладеше
«Frankfurter Rundschau» о российском взгляде на сексуальные домогательства
«Российская газета» о безопасной еде
«Известия» о нехватке витаминов
«Известия» о факторах мужского бесплодия
«Газета.Ru» о российских семьях и разводах

«Кавказ. Реалии» об отношении к изменам и абортам
Телеканал «360» о суррогатном материнстве
«СНОБ» о судьбах отцов-одиночек
«Project Syndicate» об урбанизации в Индии
«Forbes» о неравенстве
«Московский Комсомолец» о бедности в России
РБК о продолжающемся падении доходов
«Чердак» о роботизации Японии
«Майнити симбун» о социальной изоляции в Японии
«Российская газета» об одиночестве, болезни пожилых
«Коммерсантъ» о стратегии безопасного движения
«Коммерсантъ» об уровне преступности
«Московский Комсомолец» о пенсиях
«Свободная Пресса» о бедных пенсионерах в Германии
«Русская служба BBC» о лечении алкоголиков
«2035» о новом поколении россиян
«EurasiaNet» о российских студентах за рубежом
«The Village» о фальшивых диагнозах
«Московский Комсомолец» и «Новая газета» о заключивших брак геях
«Зеркало недели» об эмиграции из Украины
«Коммерсантъ» о рекламе цитаты из Писания
«Новый День» о президентских инициативах Жириновского
«The Washington Post» о возрасте приучения к туалету

о новом поколении россиян

Не пьют, не верят, не взрослеют:
какими будут россияне завтрашнего дня

Социолог Вадим Радаев подводит итоги исследования миллениалов

Когда вузовский преподаватель внезапно перестает понимать собственных студентов – в смысле, чем они дышат, чего хотят и так далее – это неприятно. Если этот преподаватель – социолог, то ощущение “неприятно” переходит в стремление разобраться. Он собирает команду, изучает вопрос, связывается с зарубежными коллегами, работает в поле – на выходе получается серьезное исследование о поколении миллениалов. Это люди 1982 – 2000 годов рождения – то есть в 2018 году во взрослую жизнь вступают самые младшие из них. Какие же они, “новые взрослые”, под знаком которых пройдут ближайшие годы?
Эти молодые люди талантливые и хорошие, но в какой-то момент я перестал понимать, чего они хотят, как ориентируются по жизни, — рассказывает Радаев. — Интуитивное ощущение, что происходит что-то непонятное, сменилось уверенностью, когда я понял, что они практически не пьют алкоголя. Причем это подтверждают ведущие исследователи алкопотребления в мире. И я предположил, что произошел социальный перелом между поколениями, который касается не только алкоголя, но и других вещей. И произошел он именно в поколении миллениалов.
В исследовании участвовали 15 тысяч респондентов в возрасте от 15 лет. Его результаты опровергли некоторые стереотипы о взаимоотношениях поколений и развитии – так же, как теми же миллениалами уже опровергнута теория акселерации: мол, каждое поколение получается ростом выше предыдущего. Да, так было – до недавнего времени. Но сейчас этот рост прекратился.

Комплекс Питера Пэна
Поколение миллениалов не торопится взрослеть – то есть обзаводиться семьей, детьми и работой. По сравнению с опросами предыдущего поколения — “реформеров” — в 2002 году, опрос миллениалов в 2016-м показал, что доля еще не вступивших в брак и не имеющих детей, значительно возросла. Точно так же выросла доля тех, кто еще не начал работать.
Возможно, причина заключается в более продолжительном образовании, — предполагает Вадим Радаев. — В этом поколении учеба часто не ограничивается пятью годами вуза, поэтому и на рынок труда миллениалы выходят позже.

Смартфон – не мобильник
Миллениалов в западной традиции называют digital natives – то есть “коренные жители цифрового мира”. В отличие от digital migrants – тех, кто чуть постарше, выросших еще в “теплой ламповой” реальности и выучившихся обращаться с компьютерами в сознательном возрасте. Миллениалы поголовно – пользователи компьютеров, соцсетей, практикующие покупки онлайн.
Только в одном пункте был некоторый парадокс: личных мобильных телефонов у миллениалов оказалось меньше, чем у более старших поколений, — рассказывает Радаев. — Думал, гадал, что это за странность, а потом вспомнил: ведь смартфоны проходили другим пунктом. И точно: по смартфонам миллениалы абсолютные лидеры.

Пьют мало, не пьянеют
Снижение потребления алкоголя происходит сейчас во всех поколениях – непрерывно с 2008 года. И это неудивительно: за это время произошло два кризиса и идет радикальная антиалкогольная политика. Но если до миллениалов каждое младшее поколение пьет больше старшего (что отчасти понятно из-за возраста – люди за 70 лет, скажем, уже не могут пить как молодые), то падение между миллениалами и предшествующим поколением – разительное: не на несколько процентов, а сразу на 25%! Тенденция одинаковая – и в литрах напитков, и в граммах чистого алкоголя.
Я думал – возможно, это отложенное потребление, то есть миллениалы еще начнут пить больше? — задается вопросом социолог. — Но нет: исследования показывают, что их пик потребления пройден, причем на уровне значительно меньшем, чем предыдущие поколения.
С одной стороны, такой эффект вызывает радость – молодое поколение выбирает более здоровую жизнь. Но с другой стороны – несколько пугает неизвестность: в ближайшие годы стремительно уйдет в прошлое традиционная алкогольная культура, рычаги и особенности которой все прекрасно знают. Что придет ей взамен?..

Вечный ЗОЖ
Отказ от курения – еще одна черта нового поколения. Предшествующие поколения курят или курили в одном и том же возрасте более-менее одинаково, отмечает Радаев. А миллениалы показывают резкое – на 20% — падение. То есть в ближайшие годы в прошлое отойдет еще и табачная культура с присущими ей ритуалами типа “друг, оставь покурить”. Основная заслуга этого – конечно, жестокие антитабачные законы последних лет. Но и общая мода на ЗОЖ — здоровый образ жизни — играет не последнюю роль.
Интересно, что практически все падение численности курильщиков – за счет мужчин, — рассказывает Вадим Радаев. — Доля курящих женщин не снижается, а даже несколько растет.
Миллениалы не только меньше курят, но и больше занимаются спортом и тщательнее соблюдают диету, чем это делали в соответствующем возрасте представители более старших поколений. Другое дело, что сейчас и старшие поколения более сознательны в еде и привержены физкультуре. Так что здесь речь не о поколении, а о нашем общем будущем.

Снова читающие
Миллениалы – поколение, весьма активное в досуге, показало исследование. Впрочем, это было достаточно очевидно и так. Молодые люди чаще посещают культурные мероприятия и реже смотрят телевизор. Но и это было ожидаемо, говорит социолог. А вот сюрпризом стало то, что миллениалы читают книги – причем не меньше, а больше, чем предыдущее поколение.
Я был искренне рад это обнаружить, — говорит Вадим Радаев. —  И точно так же приятно было узнать, что хотя это поколение поголовно сидит в мессенджерах и соцсетях, они ценят и физические встречи с друзьями.
Миллениалы оказались активнее предшественников во многих видах досуга. Например, в шопинге. Но есть и такие занятия, которые окончательно вышли из моды. Например, представителей этого поколения невозможно затащить на огород – работа на земле им неинтересна.

Не вера, но счастье
От поколения к поколению социологи фиксируют снижение религиозности. Эта тенденция продолжается и в поколении миллениалов. Иными словами, в обозримом будущем храмы всех конфессий будут мало-помалу пустеть. Идет монотонный упадок традиционных религий, и факторов, способных переломить это движение, пока не видно, констатирует Радаев.
Зато в поколении миллениалов по всему миру возрастает субъективное ощущение благополучия – подчеркивает социолог. — В России кривая выглядит так: молодые, то есть миллениалы, чувствуют себя неплохо и считают, что завтра вполне может быть лучше, чем сегодня. В более старшем поколении это чувство снижается с возрастом, зато у самых пожилых – вновь возвращается. Это поколение оптимистов, причем надежды они связывают не с профессиональной самореализацией, а с повышением личного благосостояния.
То, что “самые молодые из взрослых и самые взрослые из молодых”, миллениалы, это самое благовоспитанное поколение, почти лишенное вредных привычек — говорят уже несколько лет. Это заметно и без социологических инструментов, и многих это по-настоящему пугает. “В них пропал дух авантюризма”, — а раз так, то будет ли у них достаточно энергии, чтобы “наследовать землю”? Детальное изучение того, в чем именно миллениалы отличаются от предшественников, напротив, успокаивает. Не “дух” пропал — нет; отмирают лишь знаковые и дорогие для более старших поколений привычки и ритуалы ХIX — ХХ веков. От религиозности до табакокурения, от будничного потребления алкоголя до регламентации жизни по схеме “школа — институт — семья и работа”. Основные же, фундаментальные вещи — от желания познавать до стремления к материальным благам — сохраняются в неприкосновенности. И в этом — залог возможности “старшим”, наконец, разглядеть “младших” и договориться с ними.

«2035», 24 января 2018 года

<<< Назад


Вперёд >>>

 
Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-54569 от 21.03.2013 г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.