Rambler's Top100

№ 571 - 572
14 - 31 октября 2013

О проекте

Институт демографии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

первая полоса

содержание номера

читальный зал

приложения

обратная связь

доска объявлений

поиск

архив

перевод    translation

Оглавление Тема номера
Сжимающееся русскоязычие

Великий, могучий… мифический?

Демографические изменения – не на пользу русскому языку

Все меньше школьников обучаются на русском языке

Русскоязычное профессиональное образование в постсоветских странах

Изучение русского языка за пределами бывшего СССР

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

Вся статья
(в формате PDF)

Ссылки по теме номера

Темы предыдущих номеров

См. также Архив "Темы номеров"


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


Google
Web demoscope.ru

Сжимающееся русскоязычие

Над темой номера работал

Александр
АРЕФЬЕВ

Все меньше школьников обучаются на русском языке

Важнейшим инструментом поддержки и распространения того или иного языка является система образования и прежде всего – обучение на соответствующем языке и изучение его как обязательного предмета в рамках школьных и вузовских программ. В Российской империи в 1913/1914 учебном году, согласно данным Министерства народного просвещения, обучалось на русском языке и его изучали около 9,5 миллиона человек (примерно 94% от общего контингента учащихся) более чем в 145 тысячах различных образовательных учреждениях, преимущественно в т.н. низших (начальных) школах (82% всех обучавшихся)15. В Советском Союзе в системе школьного образования доля обучения на национальных языках была значительно выше. Так, в 1990/1991 учебном году на русском языке в школах училось в общей сложности 28,3 миллиона человек или 64,6% всех детей, в том числе в РСФСР на русском языке учились 95,6% всех школьников (19,1 из 20 миллионов человек), а в других республиках в общей сложности – 38,6% (9,2 из 23,9 миллиона человек). Кроме того, 11 миллионов школьников этих республик изучали русский язык как учебный предмет. В системе среднего профессионального и высшего образования обучались на русском языке, а также изучали его как учебный предмет еще 14,5 миллиона студентов. За пределами Советского Союза русский язык в школах и вузах изучали 20 миллионов человек (в основном в «социалистических» странах Восточной Европы, в том числе 7 миллионов – в Польше и 3 миллиона – в ГДР. В общей сложности в 1990 году на русском языке получали образование (в основном школьное) и учили его почти 75 миллионов человек. Этот показатель стал вершиной использования русского языка в национальных системах образования.

Вне академического сектора, на многочисленных курсах русского языка при советских обществах дружбы в конце 1980-х годов русский язык учили 600 тысяч человек (это число также являлось рекордным).

После распада СССР русский язык начал стремительно вытесняться из национальных систем образования (рис. 5). Особенно значительными потери в показателях русскоязычного образования и изучения русского языка отмечались в период 1990-2004 годах, после чего данный процесс несколько замедлился. За два десятилетия сократилось и число обучавшихся на русском языке и в Российской Федерации (почти на 2 млн. человек). Это произошло вследствие почти двукратного уменьшения контингента школьников, однако было частично «компенсировано» почти трехкратным увеличением численности студенчества в вузах.

Рисунок 5. Число обучавшихся на русском языке и изучавших русский язык в школах, учреждениях среднего профессионального образования и вузах в 1990/1991-2010/2011 учебных годах, млн человек

Всего число обучавшихся на русском языке и изучавших русский язык в школах, учреждениях среднего профессионального образования и вузах в 2010/2011 учебном году, по сравнению с  1990/1991учебным годом, сократилось в России на 2,5 миллиона человек, в других бывших республиках СССР – на 14 миллионов, в остальных странах – на 18,5 миллиона, всего, стало быть, на 35 миллионов человек.

Проблемы с русским языком в России имеют не только количественное, но и качественное измерение. Одна из проблем заключается в том, что в российских школах появляются все больше детей трудовых мигрантов, почти не владеющих русским. В 2009/2010 году их было более 100 тысяч человек, в основном в школах Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области. Школьным учителям приходится осваивать методику преподавания русского как иностранного, что усложняет учебный процесс. В республиках в составе РФ, имеющих право осуществлять обучение на национальных языках, происходит сокращение часов, отводимых на русский язык, в пользу изучения титульных языков. Есть и другие серьезные проблемы.

За последние 20 лет число обучавшихся на русском языке во всех бывших советских республиках сократилось на 6,2 миллиона человек, количество русскоязычных учебных заведений и билингвальных, где использовался русский язык, сократилось почти на 10 тысяч (табл. 6).

Таблица 6. Русскоязычное школьное образование в бывших республиках СССР за пределами России в 1990/1991 и 2010/2011 учебных годах

 

1990/1991 учебный год

2010/2011 учебный год

Изменения за 1990/1991- 2010/2011 годы

Число обучавшихся на русском языке, тысяч человек

9186,4

3034,0

-6152,4

Количество русскоязычных начальных и средних школ, гимназий, лицеев

13132

5015

-8117

Количество билингвальных начальных и средних школ, гимназий, лицеев (с классами/параллелями на русском языке)

5378

3849

-1529

Стоит отметить, что за первое десятилетие независимого развития, когда русскоязычные школы сокращались наиболее интенсивно (их стало меньше в 1,7 раза или на 7,5 тысяч), количество общеобразовательных билингвальных учебных заведений в большинстве бывших республик СССР даже несколько выросло. Это было связано с методом сокращения начальных и средних школ с преподаванием на русском языке: в качестве первого шага в них вводилось преподавание ряда предметов на государственном языке, и учебное заведение становилось двуязычным, затем всех русскоязычных учащихся сводили в классы с обучением на русском языке (при этом прием в начальные классы с обучением на русском прекращался), и школа в течение нескольких лет преобразовывалась в моноязычную (с преподаванием на государственном языке). Русский же язык начинал преподаваться факультативно, а русская литература переводилась в раздел иностранной и изучалась уже в переводе на национальный (государственный) язык.

На протяжении второго десятилетия независимого развития стран СНГ и Балтии (2000-2010 годы) темпы количественного сокращения русскоязычных школ несколько снизились (в 1,5 раза или на 2,6 тысячи) но при этом во многих странах отмечено и уменьшение билингвальных учебных заведений (табл. 7).

Таблица 7. Динамика изменения количества школ с обучением на русском языке в бывших республиках СССР в 1990/1991, 2000/2001 и 2010/2011 учебных годах

 

1990/1991

20002001

2010/2011

Изменения количества русскоязычных / билингвальных школ, гимназий, лицеев за 1990/91 – 2010/11 годы

Количество обще-образовательных русскоязычных + билинвальных школ, гимназий, лицеев

Количество обще-образовательных русскоязычных + билинвальных школ, гимназий, лицеев

Количество обще-образовательных русскоязычных + билинвальных школ, гимназий, лицеев

Украина

4297+1158

2399 + 1270

1149 +1 350

-3148 / -192

Белоруссия

1655 + 154

1510 + 149

1370 + 122

-285 / -32

Молдавия

429 + 129

297 + 93

240 + 84

-189 / -45

Приднестровье

-

122 + 15

114 + 18

-

Казахстан

5209 + 652

2406 + 2138

1524 + 519

-3685 / -133

Узбекистан

312 + 1505

161 + 644

119 + 580

-193 / -925

Киргизия

187 + 338

162 + 420

162 + 420

-25 / +82

Таджикистан

108 + 295

3 + 100

15 + 162

-93 / -133

Туркмения

150 + 0

92 + 56

1 + 20

-149 / +20

Азербайджан

93 + 456

31 + 374

17 + 336

-76 / -120

Армения

103 + 140

6 + 52

4 + 36

-99 / -104

Грузия

220 + 280

167 + 119

2 + 63

-218 / -127

Абхазия

-

-

49 + 16

-

Южная Осетия

-

-

54 + 0

-

Латвия

195 + 145

168 + 152

103 + 73

-92 / -72

Литва

85 + 103

68 + 60

34 + 22

-51 / -81

Эстония

98 + 23

66 + 38

58 + 28

-40 / +5

Всего

13132 + 5378

7645 + 5645

5015 +3849

-8117 / - 1529

Наиболее масштабной стала ликвидация школ с обучением на русском языке на Украине, в Казахстане, Грузии, Армении и Туркмении. Определенным исключением стала лишь Киргизия. Это - единственная страна СНГ, в которой число школьников, получавших русскоязычное образование, за последние 20 лет несколько увеличилось (табл. 8).

Таблица 8. Число школьников, обучавшихся на русском языке, в бывших республиках СССР в 1990/1991, 2000/2001 и 2010/2011 учебных годах, тыс.человек

 

1990/1991

2000/2001

2010/2011

2010/2011  -1990/1991

Белоруссия

1204,3

1068,0

758,2

-446,1

Украина

3518,0

1197,2

685,9

-2832,1

Молдавия

239,1

133,6

81,4

-157,7

Приднестровье

-

46,1

41,3

-

Казахстан

2224,0

1441,7

834,4

-1389,6

Киргизия

248,9

253,3

283,5

+34,6

Узбекистан

636,0

321,0

221,0

-415,0

Таджикистан

120,0

18,0

47,0

-73,0

Туркмения

127,1

42,3

6,5

-120,6

Азербайджан

250,0

107,5

94,7

-155,3

Армения

92,0

9,2

1,5

-90,5

Грузия

207,0

38,1

8,5

-198,5

Абхазия

-

-

10,2

-

Южная Осетия

-

-

5,2

-

Латвия

168,1

115,3

56,6

-111,5

Литва

76,2

41,2

15,9

-60,3

Эстония

75,9

54,0

26,6

-49,3

Всего

9186,4

5607,1

3178,4

-6008,0

Интересно, что от половины до 4/5 контингента учащихся русскоязычных школ в бывших советских республиках (прежде всего среднеазиатских и закавказских) в 2010/2011 учебном году составляли дети коренных национальностей. Причина – в целом более высокое, чем в национальных школах, качество обучения, сохранившееся еще с советских времен. В странах Балтии национальный состав школ с обучением на русском языке иной: детей коренных национальностей в них не более 5-10%.


15 Подсчитано по: Статистический ежегодник России. 1915 год, стр. 144 (включая Петроградский учебный округ, Баку, Тифлис и Варшавскую губернию). При этом русскоязычное образование получали примерно 9 млн человек, а 0,5 млн человек учились на национальных языках, в том числе в т.н. нехристианских религиозных школах, но изучали при этом русский язык как учебный предмет.

<<< Назад


Вперёд >>>

 

Вернуться назад
Версия для печати Версия для печати
Вернуться в начало

Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-39707 от 07.05.2010г.
demoscope@demoscope.ru  
© Демоскоп Weekly
ISSN 1726-2887

Демоскоп Weekly издается при поддержке:
Фонда ООН по народонаселению (UNFPA) - www.unfpa.org (c 2001 г.)
Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров - www.macfound.ru (с 2004 г.)
Фонда некоммерческих программ "Династия" - www.dynastyfdn.com (с 2008 г.)
Российского гуманитарного научного фонда - www.rfh.ru (2004-2007)
Национального института демографических исследований (INED) - www.ined.fr (с 2004 г.)
ЮНЕСКО - portal.unesco.org (2001), Бюро ЮНЕСКО в Москве - www.unesco.ru (2005)
Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) - www.osi.ru (2001-2002)


Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки.