|
Демографическая угроза или упущенный шанс? Выходцы из
Восточной и Юго-Восточной Азии в России
Сергей Лаптев1
(Опубликовано в журнале "Неприкосновенный запас" №5
2002 с.40-44.)
После того как границы России приблизились к Тихому
океану, ее новыми соседями оказались Китай, Корея и Япония. В XIX
веке русских колонистов было слишком мало для освоения дальневосточных
территорий, поэтому широко использовался труд выходцев из соседних
Китая и Кореи. Несмотря на то что российское правительство всячески
поощряло переселение из центральной России в Восточную Сибирь и
на Дальний Восток, желающих было немного, особенно не хватало рабочих
рук в городах. Сейчас уже мало кому известно, что город Владивосток
строился силами китайцев и корейцев, а инженерами подчас были японцы.
Русское же население составляли в основном военные.
Китайцы в большом количестве селились на практически
пустующих пространствах Юго-Восточной Сибири и Дальнего Востока,
где занимались сельским хозяйством и городским строительством. Когда
именно китайцы начали проникать на территорию Сибири, сказать трудно,
- во всяком случае, достоверно известно, что они появились здесь
намного раньше русских. Еще в правление династии Тан (618-907) Сибирь
была местом высылки политически неугодных лиц, а в XIII веке вся
территория Сибири вместе с Китаем вошла в империю Чингисхана.
Русские пришли сюда только в XVII веке. В 1689 году
между Россией и Китаем был заключен Нерчинский договор, по которому
Китай удержал за собой Приморье и нынешнюю Амурскую область. В 1860
году, после Второй Опиумной войны, Китай по Пекинскому договору
вынужден был уступить России территорию Приморья, где был основан
город Владивосток (ранее это место называлось Хайшэньвай и входило
в провинцию Цзилинь). Вследствие этого до революции на территории
Сибири и Приморья проживало большое количество китайцев - однако
они начали покидать Россию в период Гражданской войны, а оставшиеся
были практически полностью выселены в Китай в 1920-е годы.
В 1930-е годы в Советском Союзе китайцев были единицы,
как правило, они приезжали по линии Коминтерна. После образования
Китайской Народной Республики в 1949 году в СССР стали приезжать
на учебу китайские студенты, в том числе и нынешний Председатель
КНР Цзян Цзэ-минь. После учебы студенты были обязаны вернуться в
Китай и готовить там новые кадры. Смешанных браков практически не
было. В 1961 году, когда отношения между двумя странами серьезно
ухудшились, все специалисты и студенты были отозваны, а отношения
между двумя странами были заморожены до исторического визита Михаила
Горбачева в Китай в 1989 году. С этого момента начали развиваться
торговые контакты. В это время дефицит товаров в СССР привлек внимание
китайских коммерсантов, которые начали делать состояния на кожаных
куртках и других изделиях легкой промышленности. Китайцы продавали
свою продукцию оптом или работали на рынках сами. Число китайских
граждан, приезжавших в Россию, достигло максимума примерно в 1992-1993
годах: по некоторым оценкам, в Москве оно составляло 40-50 тысяч
человек. (Для сравнения: в советский период во всем СССР было всего
около сотни китайцев, причем долгое время они содержались в специальных
лагерях. Примечание Демоскопа: по данным
советских переписей населения в 1959 году в СССР было 26 тысяч китайцев,
в 1979 - 12 тысяч, в 1989 - 11 тысяч ). После 1994 года их
количество стало быстро уменьшаться. С одной стороны, в стране сохранялись
нестабильность, практика чиновничьих и милицейских поборов и бандитизм,
с другой стороны, исчезла та сверхприбыль, ради которой китайцы
соглашались все это терпеть. Следующий удар нанес экономический
кризис 1998 года, когда разорились многие китайские граждане, работавшие
на рынках. В настоящее время количество китайских граждан в Москве
не превышает 15 тысяч и продолжает уменьшаться в связи с ростом
националистических и неофашистских выступлений.
Примерно треть китайских граждан в Москве работает на
оптовом вещевом рынке в Черкизово. Большую часть от остальных составляют
студенты различных столичных вузов, прежде всего МГУ. Китайских
компаний в Москве около сотни, но обычно у них всего один-два китайских
сотрудника (в самой крупной - шесть человек). Есть также несколько
десятков китайских ресторанов, но в них в основном работают советские
корейцы. Средний срок пребывания китайцев в России - 4-5 лет. Происходит
постоянная ротация: одни люди приезжают, другие уезжают. Максимально
китайские граждане задерживаются в России на 7-8 лет, однако таких
людей в Москве очень немного, и обычно это крупные бизнесмены. Смешанных
браков мало - и уж совсем мало китайцев, получивших или стремящихся
получить в России вид на жительство или гражданство. Россия является
для них временным местом пребывания, здесь они стараются заработать
определенную сумму денег, чтобы открыть свой бизнес в Китае. Наиболее
обеспеченные из китайских граждан, заработав деньги, перебрались
в США и Канаду (обычно получая грин-кард как инвесторы), остальные
вернулись в Китай. Проблема в том, что, хотя кругооборот продолжается,
количество китайских граждан, стремящихся приехать в Россию, становится
все меньше.
Около 20% "китайцев" на самом деле - китайские
корейцы (одно из 55 национальных меньшинств Китая). Из собственно
китайцев большинство составляют выходцы не с граничащего с Россией
севера Китая, как следовало бы предполагать, а с юга. 30% китайских
граждан приехали в РФ из южнокитайской провинции Фуцзянь, недалеко
от Тайваня. В основном они работают на рынке. Работники фирм - большей
частью пекинцы или уроженцы северных провинций, они же преобладают
среди студентов. Шанхайцев же в России практически нет, так же как
и граждан Гонконга.
"Северные" китайцы (студенты, торговцы, строители)
проживают и в других городах России - прежде всего, в Благовещенске,
Чите, Забайкальске, Иркутске. Общее число китайских граждан в России
составляет не более 100000. Даже в таких крупных городах, как Новосибирск
(между прочим, перевалочный центр китайской торговли) и Санкт-Петербург,
их не более 500.
Китайцы в Москве издают несколько ежедневных и еженедельных
газет, но, как правило, они существуют недолго. Есть и пейджинговая
станция, отправляющая сообщения на китайском и русском языках. Однако
китайская община лишена не только организации, но даже минимальной
степени консолидации. Никакой "китайской мафии" в России
нет. Наоборот, сами китайцы часто подвергаются нападениям и грабежам
со стороны некоторых "национальных" преступных группировок.
Корейцы начали появляться в России в 60-е годы XIX века
- в Приморье, куда они бежали от голода из гористой северной части
Кореи. Корейское королевство в то время было закрытой страной, не
разрешавшей контакты с иностранцами. Те, кто перешел границу, считались
там государственными преступниками, поэтому обратно корейцы не возвращались,
тем более что Россия, испытывавшая дефицит населения, отказывалась
их возвращать. В 1882-1886 годах под давлением США и Франции Корея
установила дипломатические и торговые отношения с западными странами,
а в 1884 году были установлены отношения и с Россией. Корея добилась
от России согласия не принимать больше корейцев на свою территорию
и депортировать вновь прибывших. Однако фактически миграция продолжалась,
и никто депортации не проводил. С 1888 года иммигрантам начали предоставлять
российское подданство. Корейцев в нынешних Приморье и Амурской области
становилось все больше (только за четыре года с 1898 по 1902 год
их число возросло с 23 до 32,4 тысячи). Значительная часть их со
временем получала российское подданство и крестилась в православную
веру. Тем не менее корейцы жили компактно в корейских деревнях,
хотя частично перенимали европейские обычаи. В 1905 году Корея была
завоевана Японией, в результате чего усилилось бегство корейцев
в Россию и Китай. Только в Приморье в 1911 году проживало 64000
корейцев.
Вынужденная миграция в Россию прекратилась в 1920-е
годы - в связи с японской интервенцией на Дальнем Востоке и с ограничениями,
введенными правительством СССР после 1922 года на въезд японских
подданных. Вместе с тем почти все корейцы, проживавшие на тот момент
в России, постепенно получили советское гражданство. Однако в 1937
году все они были депортированы с Дальнего Востока в Среднюю Азию
и Казахстан, где были компактно расселены в сельской местности и
образовали корейские колхозы. После 1950-х годов корейцы стали возвращаться
на Дальний Восток и расселяться по другим городам России. Несмотря
на то, что в Средней Азии и Казахстане у советских корейцев были
корейские школы, постепенно они начали забывать родной язык и переходить
на русский. Сейчас поколение 30-летних корейского языка не знает
совсем, 40-50-летние владеют им наравне с русским, и только люди
старше 70 говорят в основном на несколько устаревшем северокорейском
диалекте. Появилась корейская литература, созданная на русском языке.
Нередко корейцы, отвечая на вопрос о национальности, называют себя
"русскими", хотя количество смешанных браков очень невелико.
Характерно, что все корейцы сохраняют приверженность к национальной
кухне, которая, тем не менее, отличается от кухни корейцев, живущих
в Корее. Число корейцев в СССР было свыше 400000 человек, в России
же их сейчас не более 150000. Они живут по всей стране и по профессиональному
профилю не отличаются от остальных россиян. В Москве есть Ассоциация
российских корейцев, издается на русском языке газета.
Особую группу составляют сахалинские корейцы. Они были
насильно переселены на Южный Сахалин, бывший тогда японской территорией,
в 1920-е - 1930-е годы, в качестве рабочей силы. В 1945 году эта
территория отошла к Советскому Союзу. Проживавшие там японцы были
выселены, а корейцы остались. Тем не менее родившимся до 1945 года
не были выданы советские паспорта - они имели статус "бывших
подданных Японии", в силу чего возможность поездки за пределы
острова была для них ограничена. Гражданство же они получили только
в 1984 году.
Отношения между СССР и Корейской Народно-демократической
Республикой были установлены в 1948 году. Однако с 1953 года они
не были теплыми, а после 1991 года и вовсе начали замораживаться,
причем по инициативе обеих сторон. Сейчас граждан КНДР в России
всего несколько сот человек.
Отношения же СССР с Южной Кореей, наоборот, стали развиваться
примерно с 1990 года. Но еще в начале 1990-х для поездки в Россию
требовалось специальное разрешение МИД Кореи - боялись коммунистической
пропаганды. Тем не менее "открытие" России для южнокорейцев
вызвало с 1991 года настоящий бум изучения русского языка и культуры.
Если раньше для этого ездили в США, то теперь появилась возможность
учиться прямо в России или просто ездить в эту прежде малоизвестную
страну.
Основной контингент приезжающих в Россию из Южной Кореи
составляют студенты. Это связано с тем, что в российских вузах для
иностранцев, обучающихся на коммерческой основе, нет вступительных
экзаменов, в то время как в Корее экзамены очень трудные. Вступительные
экзамены наравне с собственными гражданами требуются и в вузах США,
Великобритании и во многих других странах. Поэтому если вначале
в Южной Корее действительно ощущалась нехватка специалистов по России,
теперь этот рынок оказался переполненным, и найти работу с русским
языком очень сложно. Кроме того, после кризиса 1997 года многие
корейские семьи потеряли возможность оплачивать учебу и жизнь своих
детей за границей. Поэтому в 1998 году часть корейских студентов
была вынуждена возвратиться в Корею. Сейчас приезжающих студентов
стало намного меньше. Способствует этому и негативный образ, созданный
действиями неофашистов.
Вторая по численности группа после студентов - это миссионеры.
Дело в том, что примерно 40% населения Южной Кореи - протестанты,
10% - католики. Корейские миссионеры ведут работу по всему миру.
Основной контингент, на который они работают, составляют южнокорейские
студенты. Кроме них, небольшие корейские церкви (обычно 10-20 человек)
посещают русские, китайские и российские корейцы, а также представители
западных стран.
Корейских бизнесменов в России очень мало. Крупные корейские корпорации
"Самсунг", "Дэу", "LG" и некоторые
другие имеют небольшие представительства в Москве, Санкт-Петербурге
и Владивостоке, но обычно в них работает лишь несколько сотрудников
из Кореи. В основном деятельность южнокорейцев в России осуществляется
через российских дилеров. Мелкие же бизнесмены в России почти не
работают.
Наибольшее количество южнокорейцев (около 1000) проживает
в Москве, где находятся самые известные ВУЗы (среди корейцев популярны
МГУ, Российский университет дружбы народов, Институт русского языка
имени Пушкина). В среднем они остаются в России на 4-6 лет. Их культурным
центром стала гостиница "Орленок", где расположено несколько
корейских ресторанов, прокат видеофильмов, парикмахерская, бары
и т.д. Кроме Москвы, относительно много южнокорейцев во Владивостоке
(около 500 человек), где помимо студентов находятся и некоторые
корейские компании; меньше в Санкт-Петербурге, несколько человек
учится в Екатеринбурге и Туле (не больше десятка). В других городах
южнокорейцев практически нет.
В Москве южные корейцы издают небольшим тиражом три ежедневные газеты,
журнал с параллельными текстами на русском и корейском языках (раз
в месяц или реже). Есть студенческая и пасторская ассоциации и свои
сайты в Интернете.
Японцы начали появляться в России в начале XVIII века.
Это были моряки, потерпевшие кораблекрушение у берегов Камчатки.
В то время в Японии, как и в Корее, были запрещены контакты с иностранцами,
и поэтому те, кто оказался в чужой стране, практически не могли
вернуться обратно. Они были вынуждены оставаться в России. Таких
моряков известны единицы. Один из них, некто Дэмбэй, был в 1702
году принят в селе Преображенском Петром I, который долго с ним
беседовал. Россия, начиная с 1792 года, несколько раз посылала морские
экспедиции, официальной целью которых значилось возвращение потерпевших
кораблекрушение, - фактически же они добивались установления торговых
контактов. Японская сторона моряков принимала, но помещала под домашний
арест, боясь, как бы полученные ими знания не распространились в
стране. Такая ситуация продолжалась до 1854-1856 годов, когда США
угрозой военной силы заставили японское правительство "открыть"
страну для иностранцев. В 1855 году между Россией и Японией был
заключен торговый договор, а в 1865 году из Японии были отправлены
на обучение в Петербург первые шесть японских студентов.
Отношения между Советским Союзом и Японией всегда были
напряженными, поэтому японцев в СССР было немного. В настоящее время
большинство японцев в России составляют студенты, которых, однако,
значительно меньше, чем южнокорейцев. Японские компании, в условиях
отсутствия мирного договора между Россией и Японией и нестабильности
в стране, считают Россию неблагоприятной для экономической деятельности.
Поэтому крупные японские компании, так же как и корейские, имеют
лишь небольшие представительства с одним или несколькими сотрудниками.
Помимо Москвы, японцы работают и учатся в Петербурге, Владивостоке,
Находке. Ксенофобские нападения последних лет, а также беспорядки,
устроенные футбольными болельщиками летом этого года, заметно уменьшили
количество японцев, приезжающих в Россию, и вызвали негодование
японской общественности, и без того уже наслышанной о российских
неофашистах.
Среди выходцев из Юго-Восточной Азии в России преобладают
вьетнамцы. Вьетнамцы начали приезжать в Советский Союз в 1920 годы.
Это были революционеры, приезжавшие примерно с 1925 года на учебу
в Коммунистический университет трудящихся Востока и другие учебные
заведения. Всего до конца 1930-х годов в СССР прошли обучение около
70 вьетнамцев, среди которых был и "вождь вьетнамской революции",
первый президент Вьетнама Хо Ши Мин. Из немногих оставшихся в России
к началу Великой Отечественной войны немалая часть погибла в битве
за Москву, вступив добровольцами в Красную армию.
Советский Союз установил дипломатические отношения с
Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ) в 1950 году. С этого времени
в СССР снова начали приезжать вьетнамские студенты. Официальное
число вьетнамцев, прошедших обучение в СССР, достигает 70000. К
тому же Советский Союз оказал поддержку ДРВ в войне с США, о чем
до сих пор с благодарностью вспоминают многие вьетнамцы. В 1982
году, когда СССР испытывал нехватку рабочей силы, было заключено
соглашение с Вьетнамом о приглашении на работу вьетнамских рабочих.
Таких гастарбайтеров было приглашено около 90000 - 100000. По окончании
срока работы или учебы они возвращались во Вьетнам, межнациональных
браков практически не было. Тем не менее в 1991 году в Советском
Союзе было 150000 вьетнамцев. С распадом СССР они лишились работы
и средств к существованию. В отличие от бывшей ГДР, Россия даже
не купила им обратные билеты и никак не помогла с отъездом, хотя
многим было отказано в перерегистрации, что лишило их возможности
легально проживать в России и создало дополнительную кормушку для
коррумпированных чиновников в МВД. Вьетнамцы вынуждены были торговать
на рынках. Правда, вьетнамские студенты, почти переставшие приезжать
в начале 1990-х, в последние годы снова начали поступать на учебу
в российские вузы.
Сейчас точных цифр о количестве вьетнамцев в России
нет, но специалисты считают, что во всех республиках бывшего СССР
их около 100000 человек. Из них больше всего живет в Москве (около
30000) и в Харькове (около 10000). В Москве выходят даже газеты
и журналы на вьетнамском языке. В основном вьетнамцы работают на
вещевых рынках или учатся. По большей части это выходцы из северного
Вьетнама. Как и китайцы, они не стремятся как-то закрепиться в России
и рассматривают свое пребывание здесь как временное. Для них несколько
лет в России означает возможность накопить денег для дальнейшей
жизни во Вьетнаме. Некоторые перебираются в Западную Европу, а количество
браков с российскими гражданами по-прежнему незначительно.
Вымогательству со стороны представителей МВД подвергаются
даже те, у кого есть регистрация, не говоря уже о постоянных нападениях
все тех же национал-радикалов. В нынешнем году несколько китайцев
и вьетнамцев погибли от рук неофашистов. А августовское закрытие
рынка "Салют-3" разорило немало вьетнамцев. Между тем
такие случаи бывали и раньше, и очевидцы утверждают, что послуживший
поводом для закрытия "поддельный" товар (которым забиты
все московские рынки и многие магазины) тут же перегружался на машины
азербайджанских торговцев. Это событие вызвало выступления протеста
в Ханое. С другой стороны, вьетнамцы показали большую степень солидарности
внутри общины (на следующий день 2000 человек вышли на защиту своей
и чужой собственности). Конечным результатом, по-видимому, станет
отток вьетнамцев из Москвы.
Число граждан остальных стран Юго-Восточной Азии в России
незначительно. Если в 1970-е годы в СССР училось некоторое количество
граждан Лаоса и Кампучии, то сейчас лаосцев и кхмеров в России практически
нет. Есть небольшое количество тайских студентов, подписано соглашение
об обмене студентами с Мьянмой (Бирмой), работает несколько сингапурских
фирм.
В целом выходцев с Дальнего Востока и из Юго-Восточной
Азии в России (кроме российских корейцев, за сто с лишним лет натурализовавшихся
в России), вряд ли можно охарактеризовать как диаспору. Это люди,
живущие в России временно и не стремящиеся здесь остаться. В этом
и состоит их коренное отличие, например, от китайцев, корейцев и
вьетнамцев, живущих в США, Франции, Великобритании, Германии или
Сингапуре. Эти люди считают себя американцами, европейцами, сингапурцами
соответствующего происхождения. С Россией же выходцы из Восточной
и Юго-Восточной Азии свое будущее не связывают.
1 - С. Лаптев - доцент кафедры художественного
перевода Литературного института им. Горького, сотрудник Вьетнамоведческого
центра Института стран Азии и Африки при МГУ.
|